Резолютивная часть постановления объявлена 19.09.2012.
Постановление изготовлено в полном объеме 24.09.2012.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чижова И.В.,
судей Базилевой Т.В., Шутиковой Т.В.
при участии представителя от ответчика: Елисеевой К.А. (доверенность от 19.02.2010),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала "Северная железная дорога" на решение Арбитражного суда Ярославской области от 06.04.2012, принятое судьей Еремычевой И.И., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 29.06.2012, принятое судьями Гуреевой О.А., Дьяконовой Т.М., Кобелевой О.П., по делу N А82-677/2012 по иску открытого акционерного общества "Северсталь" к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" в лице филиала "Северная железная дорога" о взыскании 1 284 358 рублей 46 копеек и установил:
открытое акционерное общество "Северсталь" (далее - ОАО "Северсталь") обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" в лице филиала "Северная железная дорога" (далее - ОАО "РЖД") о взыскании 1 195 122 рублей 64 копеек излишне взысканной платы за пользование вагонами, 109 951 рубля 28 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами, рассчитанных с 06.02.2011 по 29.03.2012, процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 29.03.2012 по день фактической уплаты суммы основного долга.
Решением суда от 06.04.2012 с ответчика в пользу истца взыскано 1 195 122 рубля 64 копейки (возврат платы), 109 951 рубль 28 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами в период с 06.02.2011 по 29.03.2012 с их начислением с 30.03.2012 на сумму долга по ставке 8 процентов по день фактической уплаты долга.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 29.06.2012 указанное решение оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ОАО "РЖД" обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что списание спорной суммы платы за пользование вагонами произведено им правомерно, на основании статьи 39 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав). ОАО "РЖД" обращает внимание суда на то, что обязанность по внесению ОАО "Северсталь" платы за пользование вагонами (без указания их принадлежности) предусмотрена условиями договора от 26.05.2006 N 4-28. В обоснование позиции по кассационной жалобе ответчик ссылается на решение Верховного суда Российской Федерации от 30.11.2010 по делу N ГКПИ 10-1331. По мнению заявителя, ссылка суда первой инстанции на постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10.03.2009 N 14391/08 необоснованна, поскольку данный судебный акт принят до вступления в силу изменений в Тарифное руководство N 2, касающихся возможности взимания платы за пользование вагонами, не принадлежащими перевозчику.
Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе и поддержаны его представителем в судебном заседании.
ОАО "Северсталь" в отзыве на кассационную жалобу возразило против доводов заявителя и просило оставить жалобу без удовлетворения; надлежащим образом извещенное о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, не направило представителя в судебное заседание.
Законность принятых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, ОАО "РЖД" (перевозчик) и ОАО "Северсталь" (владелец) заключили договор от 26.05.2006 N 4-28/ТР6080 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ОАО "Северсталь" по станциям Череповец-2 и Кошта Северной железной дороги, действующий в редакции протоколов согласования разногласий от 04.07.2006 и от 13.07.2006.
В соответствии с параграфом 10 договора владелец уплачивает перевозчику плату за пользование вагонами за время нахождения вагонов на железнодорожном пути необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от владельца, по ставкам, установленным Тарифным руководством N 2.
В силу параграфа 11 договора все платежи вносятся перевозчику владельцем на расчетный счет ОАО "РЖД" в ТехПД-1 Северной железной дороги до момента оказания услуг.
Согласно пункту 3 параграфа 12 договора (в редакции протокола согласования разногласий от 04.07.2006) в случае задержки или бросания поезда на участке Вологда-Череповец, а также на участках Коноша-Череповец, Буй-Череповец и Ярославль-Череповец (в случаях, когда на станциях Хемалда, Шеломово, Шексна, Чебсара, Кущуба, Кипелово имеется более 5-ти "брошенных" поездов по причинам, зависящим от владельца) по неприему владельцем, работники на станции "бросания" поезда составляют акт общей формы. Станционный диспетчер станции Череповец-1 перевозчика извещает регистрируемой телефонограммой начальника смены УЖДТ владельца. Подъемка брошенного состава производится в течение 5-ти часов с момента передачи телефонограммы владельцем с требованием на подъемку поезда. Поступившие акты общей формы рассматриваются начальником станции Череповец-2 перевозчика и начальником района цеха эксплуатации Череповец-2 владельца, решения по ним оформляются протоколом, который является основанием для начисления платы за пользование вагонами в соответствии с требованиями Тарифного руководства N 2 (абзац 2 пункта 5 параграфа 12 договора в редакции протокола согласования разногласий от 04.07.2006).
На основании параграфа 15 договора срок его действия установлен сторонами с 16.06.2006 по 15.05.2011 включительно.
В январе 2011 года на станцию Череповец-2 Северной железной дороги в адрес ОАО "Северсталь" прибыли груженые вагоны, что подтверждено железнодорожными накладными на перевозку грузов.
ОАО "РЖД" составило акты общей формы от 04.01.2011 N 1-13, 15-35, 1/3, 2/39, 2/80, от 06.01.2011 N 1/5, от 09.01.2011 N 1/96, 1/97, от 11.01.2011 N 2/16, от 15.01.2011 N 1/4, от 19.01.2011 N 1/5, от 23.01.2011 N 1/9, согласно которым вновь прибывшие вагоны простаивали на путях общего пользования станций Кипелово, Данилов, Вожега, Череповец-1, Путятино Северной железной дороги по причине занятости путей на станции Череповец-2 ранее прибывшими вагонами.
По перечню железнодорожных документов в феврале 2011 года перевозчик списал с лицевого счета истца в ТехПД плату за пользование собственными/арендованными вагонами, задержанными в "брошенных" поездах на путях общего пользования станций Кипелово, Данилов, Вожега, Череповец-1, Путятино Северной железной дороги в сумме 1 195 122 рублей 64 копеек, которая начислена по накопительным ведомостям N 020209, 030217, 030218, 030219, 030220 и названным актам общей формы.
Согласно накопительной ведомости N 030219 вагоны N 62102934, 63898308, 61156220, следовавшие по железнодорожной накладной N ЭС 802730 и задержанные на станции Путятино, принадлежали ОАО "РЖД", остальные вагоны не являлись собственностью перевозчика.
Посчитав, что ответчик необоснованно списал указанную сумму, истец в претензии от 24.11.2011 N исх/ССТ-20-9/36-2314 потребовал возврата излишне взысканной платы за пользование вагонами в размере 1 195 122 рублей 64 копеек и процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 06.02.2011 по 24.11.2011.
В ответе на претензию от 29.12.2011 ОАО "РЖД" отклонило требования ОАО "Северсталь", что явилось основанием для обращения последнего в арбитражный суд с настоящим иском.
Руководствуясь статьей 39 Устава, статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 10.03.2009 N 14391/08, суд первой инстанции удовлетворил заявленный иск. Суд установил, что договором от 26.05.2006 N 4-28/ТР6080 не предусмотрено взимание платы за пользование вагонами, не принадлежащими перевозчику, за время их нахождения на путях общего пользования и не определен размер такой платы. В отношении вагонов, принадлежащих перевозчику, суд пришел к выводу, что перевозчик не доказал факт простаивания вагонов по причинам, зависящим от ОАО "Северсталь".
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
Согласно статье 39 Устава плата за пользование вагонами может быть взыскана в пользу железной дороги при условии принадлежности ей вагонов на праве собственности или ином праве, а также при наличии соглашения сторон о размере платы за пользование вагонами, контейнерами, не принадлежащими железной дороге.
Плата за пользование вагонами, контейнерами не взимается за время нахождения вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчикам, в местах необщего пользования.
За время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов.
Порядок оформления задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, а также в ожидании их подачи или приема на железнодорожной станции назначения устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
Размер платы за пользование вагонами, контейнерами определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" в соответствии со статьей 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей или владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих их своими локомотивами, либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев этих путей, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Размер платы определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и статьями 4 и 6 Федерального закона "О естественных монополиях" ОАО "РЖД" относится к субъектам естественных монополий на транспорте. Поэтому размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими перевозчику - ОАО "РЖД", устанавливается Федеральной службой по тарифам.
Размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими другим перевозчикам, устанавливается в договорах с этими перевозчиками.
В пункте 1 Правил применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство N 2), утвержденных постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19.06.2002 N 35/12, предусмотрено, что за время нахождения принадлежащих железной дороге вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных подъездных путей либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных подъездных путей, они вносят железным дорогам плату за пользование вагонами, контейнерами, указанную в Тарифном руководстве.
Устав определяет тарифные руководства как сборники, в которых публикуются утвержденные в установленном законодательством Российской Федерации порядке тарифы, ставки платы и сборов за работы и услуги железнодорожного транспорта, правила применения таких тарифов, ставок платы, сборов, а также утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта перечни железнодорожных станций, расстояния между ними и выполняемые на территориях железнодорожных станций операции. Тарифное руководство N 2 устанавливает размеры платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта, основания взимания которой предусмотрены статьей 39 Устава.
Из буквального толкования указанной статьи не следует, что данная норма содержит основания для начисления платы за пользование вагонами, контейнерами, не принадлежащими ОАО "РЖД", за время нахождения на путях общего пользования в ожидании их приема владельцами пути необщего пользования.
Суды установили и материалами дела подтверждается, что договором от 26.05.2006 N 4-28/ТР6080 не предусмотрено взимание платы за пользование вагонами, не принадлежащими перевозчику, за время их нахождения на путях общего пользования и не определен размер такой платы.
Доказательств того, что между сторонами имеется соглашение, которым предусмотрено взимание платы за пользование вагонами, не принадлежащими железной дороге, во время их нахождения на путях общего пользования в ожидании приема владельцем пути необщего пользования и определен размер такой платы, ответчик не представил.
Следовательно, вывод судов об отсутствии правовых оснований для начисления платы за время нахождения на путях общего пользования не принадлежащих перевозчику вагонов является правильным.
Довод ОАО "РЖД" о необоснованной ссылке суда первой инстанции на постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10.03.2009 N 14391/08 ввиду принятия данного судебного акта до вступления в силу изменений в Тарифное руководство N 2, касающихся возможности взимания платы за пользование вагонами, не принадлежащими перевозчику, является несостоятельным, поскольку аналогичная правовая позиция изложена и в последующих постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.07.2010 N 4387/10 и от 01.02.2011 N 12475/10.
В отношении списания ОАО "РЖД" платы за пользование вагонами, принадлежащими перевозчику, суды установили, что акт общей формы от 04.01.2011 N 4 ОАО "Северсталь" не был вручен, железнодорожная накладная N ЭС 802730 не содержит соответствующих отметок, а также данных о составлении акта общей формы, накопительная ведомость N 030219 и протокол совещания у начальника станции Череповец-2 от 12.01.2011 подписаны ОАО "Северсталь" с возражениями.
Таким образом, вывод судов об отсутствии надлежащих доказательств, подтверждающих "бросание" более пяти поездов по причинам, зависящим от ОАО "Северстрой", материалам дела не противоречит.
С учетом изложенного суды правомерно удовлетворили заявленный иск.
Суды первой и апелляционной инстанций правильно применили нормы материального права. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы, связанные с уплатой государственной пошлины по кассационной жалобе, относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 06.04.2012 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 29.06.2012 по делу N А82-677/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала "Северная железная дорога" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице филиала "Северная железная дорога".
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
И.В. Чижов |
Судьи |
Т.В. Базилева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пункте 1 Правил применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство N 2), утвержденных постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19.06.2002 N 35/12, предусмотрено, что за время нахождения принадлежащих железной дороге вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных подъездных путей либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных подъездных путей, они вносят железным дорогам плату за пользование вагонами, контейнерами, указанную в Тарифном руководстве.
Устав определяет тарифные руководства как сборники, в которых публикуются утвержденные в установленном законодательством Российской Федерации порядке тарифы, ставки платы и сборов за работы и услуги железнодорожного транспорта, правила применения таких тарифов, ставок платы, сборов, а также утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта перечни железнодорожных станций, расстояния между ними и выполняемые на территориях железнодорожных станций операции. Тарифное руководство N 2 устанавливает размеры платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта, основания взимания которой предусмотрены статьей 39 Устава.
...
Довод ОАО "РЖД" о необоснованной ссылке суда первой инстанции на постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10.03.2009 N 14391/08 ввиду принятия данного судебного акта до вступления в силу изменений в Тарифное руководство N 2, касающихся возможности взимания платы за пользование вагонами, не принадлежащими перевозчику, является несостоятельным, поскольку аналогичная правовая позиция изложена и в последующих постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.07.2010 N 4387/10 и от 01.02.2011 N 12475/10."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 24 сентября 2012 г. N Ф01-4041/12 по делу N А82-677/2012