Резолютивная часть постановления объявлена 17.09.2012.
Полный текст постановления изготовлен 24.09.2012.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чернышова Д.В.,
судей Апряткиной Г.С., Бабаева С.В.
без участия представителей сторон,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу истца - индивидуального предпринимателя Пащенко Николая Николаевича на решение Арбитражного суда Костромской области от 15.03.2012, принятое судьей Хубеевым А.Ф., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 22.06.2012, принятое судьями Чернигиной Т.В., Тетерваком А.В., Щелокаевой Т.В., по делу N А31-9964/2011 по иску индивидуального предпринимателя Пащенко Николая Николаевича к департаменту лесного хозяйства Костромской области о признании недействительными пунктов договора, дополнительных соглашений и взыскании неосновательного обогащения и установил:
индивидуальный предприниматель Пащенко Николай Николаевич (далее - Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Костромской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к департаменту лесного хозяйства Костромской области (далее - Департамент) о признании недействительными пункта 6 договора аренды лесного участка от 12.11.2008 N 92 в части применения регионального коэффициента 1,6 (действовавшего на момент проведения конкурса), пункта 7 названного договора, пункта 1 дополнительного соглашения к нему, зарегистрированного УФРС по КО 31.12.2008, пункта 2 дополнительного соглашения к договору от 12.11.2008 N 92, зарегистрированного УФРС по КО 13.03.2009, в силу ничтожности; о взыскании с ответчика в пользу истца 752 777 рублей 10 копеек излишне уплаченной с 01.01.2008 по 31.03.2010 арендной платы.
Исковые требования основаны на статьях 167, 168, 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьях 71, 74 Лесного кодекса Российской Федерации и мотивированы несоответствием оспариваемых пунктов договора аренды от 12.11.2008 N 92 и дополнительных соглашений к нему действующему законодательству.
Арбитражный суд Костромской области решением от 15.03.2012, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 22.06.2012, отказал в удовлетворении иска. Руководствуясь статьями 309, 424, 606, 610, 614 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации, суд не усмотрел оснований для признания оспариваемых пунктов договора аренды от 12.11.2008 N 92 и дополнительных соглашений к нему недействительными.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Предприниматель обратился в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление апелляционной инстанции в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права.
Заявитель считает, что суд необоснованно не применил к рассматриваемому спору положения пункта 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации и пришел к ошибочному выводу о действительности пунктов оспариваемого договора от 12.11.2008 N 92 и соглашений к нему. Предприниматель полагает, что названный договор должен быть заключен на тех же условиях, что и ранее действовавший договор от 14.06.2006 N 16.
При надлежащем извещении участвующих в деле лиц о времени и месте судебного разбирательства стороны не обеспечили явку представителей в третью инстанцию.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области от 15.03.2012 и постановления Второго арбитражного апелляционного суда от 22.06.2012 проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы кассационного производства, окружной суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемых судебных актов в силу следующего.
Как видно из документов и установил суд, Предприниматель (арендатор) и ФГУ "Макарьевский лесхоз" Агентства лесного хозяйства по Костромской области (арендодатель) 20.06.2006 на основании протокола "лесного" конкурса N 16 от 14.06.2006 заключили договор N 9, в соответствии с которым арендодатель передал арендатору в аренду участок лесного фонда Российской Федерации, расположенный на территории Костромской области, Макарьевского лесхоза, Ануфриевского лесничества: 2-я группа лесов, кварталы N 2, 3, 4, 5, 7, 9, 10, 16, 17, и Унженского лесничества: 2-я группа лесов, кварталы N 9, 10, 14, 15, 16, 21, 44, 45, 59, общей площадью 3297 гектаров.
В соответствии с пунктом 3 названного договора срок его действия определен на 10 лет.
Договор зарегистрирован в установленном порядке Управлением Федеральной регистрационной службы по Костромской области 07.07.2006.
В связи с введением в действие с 01.01.2007 Лесного кодекса Российской Федерации и необходимостью приведения заключенного ранее договора аренды участка лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации 12.11.2008 договор от 20.06.2006 N 9 был перезаключен на новых условиях; в договор N 92 внесены изменения относительно арендодателя (Департамент лесного хозяйства Костромской области), а также размера и порядка внесения арендной платы.
Согласно пункту 6 договора от 12.11.2008 N 92 расчет арендной платы производится на основании ставок платы за единицу объема древесины лесных насаждений, установленной Правительством Российской Федерации, с применением регионального коэффициента 1,6 (действовавшего на момент проведения конкурса) и повышающего коэффициента 1,2.
Из пункта 7 договора от 12.11.2008 N 92 следует, что размер регионального коэффициента по взаимному согласию сторон может быть увеличен в связи с изменением экономической ситуации на рынке реализации лесопродукции. Также 12.11.2008 стороны подписали два дополнительных соглашения к названному договору.
В пункте 1 дополнительного соглашения к данному договору, зарегистрированного УФРС по КО 31.12.2008, стороны установили на 2009 год размер регионального коэффициента 3,2.
В пункте 2 дополнительного соглашения к договору N 92, зарегистрированного УФРС по КО 13.03.2009, стороны установили на 2009 год размер регионального коэффициента 2,24.
Договор N 92 и дополнительные соглашения к нему подписаны сторонами без замечаний, исполнялись добровольно.
Соглашением от 01.03.2010 договор от 12.11.2008 N 92 расторгнут.
Посчитав ничтожными оспариваемые пункты договора и соглашений к нему в части установления регионального коэффициента, Предприниматель обратился в суд с настоящим иском.
В силу статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
Согласно статье 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
В соответствии с частью 1 статьи 610, частью 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации договор аренды заключается на срок, определенный договором. Арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации (пункт 3 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 94 Лесного кодекса Российской Федерации использование лесов в Российской Федерации является платным.
Исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами (пункт 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В пунктах 1 и 2 статьи 4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" установлена обязанность участников договоров аренды участков лесного фонда по приведению их в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации путем подачи заявлений о переоформлении таких договоров на договоры аренды лесного участка до 01 января 2009 года.
Порядок приведения договоров аренды участков лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации утвержден приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 04.10.2007 N 258. Согласно данному приказу переоформление производится на основании заявления лиц, использующих лесные участки, по результатам рассмотрения которых уполномоченный орган выносит решение о переоформлении договора аренды участка лесного фонда на договор аренды лесного участка.
По смыслу приведенных норм названный закон устанавливает особый порядок приведения договоров аренды участка лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации, а именно: переоформление ранее заключенных договоров на новые без проведения аукциона по правилам статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации; при этом переоформление, по сути, представляет собой заключение нового договора аренды лесного участка.
В части 2 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке.
Ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (часть 4 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации).
Арендная плата по данным договорам определяется на основании регулируемых цен.
Правительством Российской Федерации 22.05.2007 принято постановление N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности", которым утверждены ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности.
Из материалов дела усматривается и судом установлено, что оспариваемый договор аренды лесного участка от 12.11.2008 N 92 является результатом переоформления в соответствии с требованиями действующего законодательства ранее действовавшего договора аренды лесного участка от 20.06.2006 N 9. В качестве арендатора по настоящим договорам выступал Предприниматель, который, подписав дополнительные соглашения, зарегистрированные 31.12.2008 и 13.03.2009 к договору от 12.11.2008 N 92, одобрил установленные на 2009 год размеры регионального коэффициента - 3,2 и 2,24 за пользование земельным участком (возможность изменения сторонами данного показателя предусмотрена пунктом 7 договора). С учетом указанных обстоятельств суд обоснованно не усмотрел оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы заявителя о необоснованном неприменении судом к рассматриваемому спору положения пункта 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации и об ошибочности вывода о действительности пунктов оспариваемого договора от 12.11.2008 N 92 и соглашений к нему отклоняются судом округа по следующим основаниям.
Согласно части 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона изменение условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон не допускается.
Положения данной статьи касаются непосредственно условий самого аукциона, а не заключенных на его основании договоров, поэтому не подлежат применению к рассматриваемому спору.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемых судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой и апелляционной инстанций не допущено.
В соответствии со статьями 110 и 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по кассационной жалобе относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Костромской области от 15.03.2012 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 22.06.2012 по делу N А31-9964/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Пащенко Николая Николаевича - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Д.В. Чернышов |
Судьи |
Г.С. Апряткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"По смыслу приведенных норм названный закон устанавливает особый порядок приведения договоров аренды участка лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации, а именно: переоформление ранее заключенных договоров на новые без проведения аукциона по правилам статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации; при этом переоформление, по сути, представляет собой заключение нового договора аренды лесного участка.
В части 2 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке.
Ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (часть 4 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации).
...
Доводы заявителя о необоснованном неприменении судом к рассматриваемому спору положения пункта 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации и об ошибочности вывода о действительности пунктов оспариваемого договора от 12.11.2008 N 92 и соглашений к нему отклоняются судом округа по следующим основаниям.
Согласно части 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона изменение условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон не допускается."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 24 сентября 2012 г. N Ф01-4166/12 по делу N А31-9964/2011