Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Башевой Н.Ю.,
судей Радченковой Н.Ш., Чигракова А.И.
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ярославской области на решение Арбитражного суда Ярославской области от 26.03.2012, принятое судьей Красновой Т.Б., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 29.06.2012, принятое судьями Кононовым П.И., Ившиной Г.Г., Караваевой А.В., по делу N А82-17691/2011 по заявлению муниципального унитарного предприятия "Старый город" города Ярославля о признании незаконным и об отмене постановления Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ярославской области о привлечении к административной ответственности и установил:
муниципальное унитарное предприятие "Старый город" города Ярославля (далее - МУП "Старый город", Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании незаконным и об отмене постановления Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ярославской области (далее - Управление) от 15.12.2011 N 26 о привлечении к административной ответственности на основании части 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 180 000 рублей.
Решением суда от 26.03.2012, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 29.06.20012, заявленное требование удовлетворено.
Управление не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы указывает, что им не допущено процессуальных нарушений при составлении протокола об административном правонарушении. Законный представитель Предприятия надлежащим образом извещен о времени и месте составления протокола. Заместитель генерального директора МУП "Старый город", технический директор Яишенкин А.А., присутствовавший при составлении протокола, являлся законным представителем юридического лица.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
МУП "Старый город" в отзыве отклонило доводы жалобы и заявило ходатайство о ее рассмотрении без участия представителя.
Законность принятых Арбитражным судом Ярославской области и Вторым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, с 11.11 по 08.12.2011 Управление надзорной деятельности Управления провело проверку соблюдения Предприятием требования пожарной безопасности на объектах, расположенных в городе Ярославле по адресам: улица Свободы, дом 46; улица Б. Октябрьская, дом 30а; площадь Богоявления, дом 8; улица Некрасова, дом 39, в ходе которой выявлены многочисленные нарушения требований пожарной безопасности.
По результатам проверки составлен акт от 08.12.2011 N 40 и выдано предписание от 08.12.2011 N 40/1/1 об устранении выявленных нарушений.
Усмотрев в действиях Предприятия состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена в части 4 статьи 20.4 КоАП РФ, Управление составило протокол от 08.12.2011 N 26 и приняло постановление от 15.12.2011 N 26 о назначении Предприятию наказания в виде штрафа в размере 180 000 рублей. Указанным постановлением Предприятию вменяется нарушение правил пожарной безопасности на объекте надзора по адресу: город Ярославль, улица Свободы, дом 46.
МУП "Старый город" посчитало принятое постановление незаконным и обжаловало его в арбитражный суд.
Руководствуясь частью 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 1.6, 25.4, 28.2 КоАП РФ, разъяснениями, содержащимися в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10), суд первой инстанции пришел к выводу о нарушении Управлением процедуры привлечения к административной ответственности и удовлетворил заявленное требование.
Второй арбитражный апелляционный суд оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В части 1 статьи 20.4 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 КоАП РФ и частями 3 - 8 данной статьи; в части 4 статьи 20.4 КоАП РФ - за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.
Согласно статье 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Положения статьи 28.2 КоАП РФ, регламентирующие порядок составления протокола об административном правонарушении, предоставляют ряд гарантий защиты прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
Составление протокола производится в присутствии законного представителя лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, которому разъясняются права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается запись в протоколе; законному представителю предоставляется возможность ознакомиться с протоколом, представить объяснения и замечания по его содержанию. В случае неявки законного представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, если он извещен в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в его отсутствие (части 2 - 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ).
Законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение (часть 2 статьи 25.4 КоАП РФ).
Согласно пункту 24 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 при рассмотрении дел об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 КоАП РФ. Суду при рассмотрении дел об административных правонарушениях следует учитывать, что доказательством надлежащего извещения законного представителя юридического лица о составлении протокола может служить выданная им доверенность на участие в конкретном административном деле. Наличие общей доверенности на представление интересов лица без указания на полномочия по участию в конкретном административном деле само по себе доказательством надлежащего извещения не является.
Названные правовые нормы призваны обеспечить процессуальные гарантии лица, привлекаемого к административной ответственности. Лишая лицо возможности воспользоваться процессуальными правами при составлении протокола об административном правонарушении, административный орган нарушает предусмотренные статьей 24.1 КоАП РФ требования о всестороннем, полном и объективном выяснении всех обстоятельств дела.
Суды установили, что законным представителем МУП "Старый город" является генеральный директор Рычков В.М., протокол об административных правонарушениях от 08.12.2011 N 26 составлен в присутствии представителя Яишенкина А.А., действовавшего на основании общей доверенности от 07.12.2011 без указания на полномочия по участию в конкретном административном деле; Управление не представило доказательств надлежащего извещения законного представителя Предприятия о месте и времени составления протокола об административном правонарушении.
В качестве доказательств извещения законного представителя о составлении протокола об административных правонарушениях Управление представило уведомление от 07.12.2011 N 13622-2-1-19 и копию отчета об отправке данного документа факсом.
Вместе с тем из уведомления не следует, что законный представитель Предприятия приглашался в Управление для составления протокола об административных правонарушениях.
Иных доказательств, подтверждающих уведомление законного представителя Предприятия о времени и месте составления постановления об административном правонарушении заявителем, в нарушение положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суду не представлено.
Таким образом, Предприятие было лишено возможности воспользоваться правами, предусмотренными КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
С учетом установленных обстоятельств суды пришли к выводу о том, что допущенное Управлением нарушение процессуальных требований, установленных КоАП РФ, носит существенный, неустранимый характер, и обоснованно признали незаконным и отменили оспариваемое постановление.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, не могут быть приняты во внимание, поскольку направлены на переоценку доказательств и установленных судами обстоятельств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Арбитражный суд Ярославской области и Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 26.03.2012 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 29.06.2012 по делу N А82-17691/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ярославской области - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Ю. Башева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В качестве доказательств извещения законного представителя о составлении протокола об административных правонарушениях Управление представило уведомление от 07.12.2011 N 13622-2-1-19 и копию отчета об отправке данного документа факсом.
Вместе с тем из уведомления не следует, что законный представитель Предприятия приглашался в Управление для составления протокола об административных правонарушениях.
Иных доказательств, подтверждающих уведомление законного представителя Предприятия о времени и месте составления постановления об административном правонарушении заявителем, в нарушение положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суду не представлено.
Таким образом, Предприятие было лишено возможности воспользоваться правами, предусмотренными КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
С учетом установленных обстоятельств суды пришли к выводу о том, что допущенное Управлением нарушение процессуальных требований, установленных КоАП РФ, носит существенный, неустранимый характер, и обоснованно признали незаконным и отменили оспариваемое постановление."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 15 октября 2012 г. N Ф01-4440/12 по делу N А82-17691/2011