Резолютивная часть постановления объявлена 08.10.2012.
Постановление изготовлено в полном объеме 11.10.2012.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чигракова А.И.,
судей Александровой О.В., Башевой Н.Ю.
без участия представителей,
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Волжский трикотаж-2" и Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики на решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 31.07.2012, принятое судьями Бойко О.И., Афанасьевым А.А., Павловой О.Л., по делу N А79-5352/2012 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Волжский Трикотаж-2", к Чебоксарскому городскому Собранию депутатов Чувашской Республики, администрации города Чебоксары Чувашской Республики, о признании недействующими подразделов 8, 9 раздела V и подраздела 10 раздела VI Положения о символах города Чебоксары - столицы Чувашской Республики, утвержденного решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 04.08.1998 N 409,
заинтересованное лицо - прокуратура Чувашской Республики, и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Волжский Трикотаж-2" (далее - ООО "Волжский Трикотаж-2", Общество) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением к Чебоксарскому городскому Собранию депутатов Чувашской Республики (далее - Собрание) и к администрации города Чебоксары Чувашской Республики (далее - Администрация) о признании недействующими пунктов 8, 9 раздела V и пункта 10 раздела VI Положения о символах города Чебоксары - столицы Чувашской Республики, утвержденного решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 04.08.1998 N 409 (далее - Положение о символах).
Решением суда первой инстанции от 31.07.2012 признаны полностью недействующими пункты 8, 9 раздела V Положения о символах и пункт 10 раздела VI Положения о символах города в части, касающейся использования словесных символов - наименований "Шупашкар" - "Чебоксары" и образованных на их основе слов и словосочетаний (в том числе и сокращений), не соответствующими части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральному закону от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральному закону от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Указу Президента Российской Федерации от 21.03.1996 N 403 "О Государственном геральдическом регистре Российской Федерации", Распоряжению Президента Российской Федерации от 13.10.2003 N 471-рп "О Порядке выдачи свидетельств о регистрации официальных символов и отличительных знаков в Государственном геральдическом регистре Российской Федерации", Закону Чувашской Республики от 18.10.2004 N 19 "Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике". В удовлетворении заявления, предъявленного Администрации, отказано.
Собрание не согласилось с решением Арбитражного суда Чувашской Республики и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить его.
Заявитель считает, что Положение о символах принято в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Законом Чувашской Республики от 14.07.1997 N 12 "О государственных символах Чувашской Республики"; согласно названному положению официальными символами города Чебоксары - столицы Чувашской Республики являются герб, флаг, гимн; слова "Шупашкар" - "Чебоксары" и образованные на их основе слова и словосочетания относятся к наименованиям и являются неотъемлемой частью герба города Чебоксары; их использование допускается лишь с разрешения Администрации. Наименование "Чебоксары" индивидуализирует муниципальное образование наряду с символами (флагом, гербом, гимном). Собрание указывает, что в рамках дела N А79-8428/2011 уже давалась правовая оценка Положению о символах на соответствие действующему законодательству. Суд первой инстанции необоснованно взыскал с органа местного самоуправления расходы по уплате государственной пошлины.
ООО "Волжский Трикотаж-2" не согласилось с резолютивной частью решения суда первой инстанции и просит изменить ее.
Ссылаясь на часть 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации, статью 11 Конституции Чувашской Республики, пункт 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", статью 47 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Общество полагает, что Арбитражный суд Чувашской Республики, установив несоответствие Положения о символах требованиям действующего законодательства о вступлении в силу нормативных правовых актов и их введении в действие, выразившееся в неопубликовании полного текста оспариваемого нормативного акта в средствах массовой информации, должен был указать в резолютивной части решения, что отсутствие официального опубликования данного акта означает отсутствие вступления его в законную силу, и признать Положение о символах недействительным полностью с даты его принятия.
Прокуратура в отзыве на кассационные жалобы возразила против доводов заявителей, представителей в судебное заседание не направила.
Остальные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационных жалоб, представителей в судебное заседание не направили, отзывы не представили.
Законность принятого Арбитражным судом Чувашской Республики решения проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 04.08.1998 N 409 частично утверждено Положение о символах города Чебоксары - столицы Чувашской Республики: утверждены разделы I (Общие положения), II (Герб города Чебоксары), V (Наименование "Шупашкар" - "Чебоксары"), VI (Заключительные положения) Положения о символах города Чебоксары - столицы Чувашской Республики, в частях, касающихся герба города Чебоксары и наименования "Шупашкар" - "Чебоксары" (Приложение N 1).
В соответствии с пунктом 1 раздела I Положения о символах (в редакции, действовавшей на момент утверждения Положения) официальными символами города Чебоксары - столицы Чувашской Республики являются городской герб, городской флаг, городской гимн.
Городской герб, городской флаг, городской гимн олицетворяют собой гарантированную Конституцией Российской Федерации и Конституцией Чувашской Республики самостоятельную, осуществляемую под свою ответственность деятельность населения города Чебоксары, преемственность его историческим традициям, отражающую культурные, национальные и иные традиции.
Официальными символами города Чебоксары и атрибутами муниципальной власти являются также Знамя города Чебоксары и Штандарт главы самоуправления города.
Согласно пунктам 8, 9 раздела V, пунктом 10 раздела VI (в редакции, действующей на момент принятия Положения) правом использования наименований "Шупашкар" - "Чебоксары" обладают Чебоксарское городское Собрание депутатов, администрация города Чебоксары и находящиеся в их подчинении муниципальные предприятия, учреждения и организации.
Указанные в пункте 8 Положения о символах перечисленные городские органы власти, предприятия, учреждения, организации имеют право воспроизводить наименования "Шупашкар" - "Чебоксары":
- на административных зданиях, в которых они размещаются;
- при оформлении залов, где проводятся официальные мероприятия;
- на печатях и бланках официальных документов;
- на наградах города Чебоксары;
- на гербе города Чебоксары;
- на своих официальных изданиях;
- на ценных бумагах;
- на изданиях средств массовой информации;
- на одежде спортсменов.
Во всех других случаях, не предусмотренных пунктом 9, использование наименований "Шупашкар" - "Чебоксары" допускается лишь с разрешения администрации города Чебоксары.
Право воспроизведения (использования) символов города Чебоксары - герба; флага и наименования "Шупашкар" - "Чебоксары" и образованных на их основе слов и словосочетаний на своей продукции может предоставляться юридическим лицам независимо от организационно-правовых форм в порядке, устанавливаемом администрацией города Чебоксары.
Использование символов города Чебоксары - герба; флага и наименований "Шупашкар" - "Чебоксары" и образованных на их основе слов и словосочетаний на продукции, наносящей вред здоровью и нравственный урон гражданам, запрещается.
Чебоксарским городским Собранием депутатов могут предусматриваться иные случаи обязательного воспроизведения и использования символов города Чебоксары.
Воспроизведение изображений и использование символов города Чебоксары, кроме случаев, оговоренных настоящим положением, осуществляется только с разрешения администрации города Чебоксары.
В настоящее время действует иная редакция оспариваемых пунктов. Так, согласно пункту 8 Положения о символах правом использования словесных символов города Чебоксары обладают Чебоксарское городское Собрание депутатов, администрация города Чебоксары и находящиеся в их подчинении муниципальные предприятия, учреждения.
В силу пункта 9 Положения о символах указанные в пункте 8 положения перечисленные органы местного самоуправления города Чебоксары, предприятия, учреждения имеют право воспроизводить словесные символы города Чебоксары:
- на административных зданиях, в которых они размещаются;
- при оформлении залов, где проводятся официальные мероприятия;
- на печатях и бланках официальных документов;
- на наградах города Чебоксары;
- на гербе города Чебоксары;
- на своих официальных изданиях;
- на ценных бумагах;
- на изданиях средств массовой информации;
- на одежде спортсменов.
Во всех других случаях, не предусмотренных пунктом 9, использование словесных символов города Чебоксары допускается лишь с разрешения администрации города Чебоксары.
Пунктом 10 Положения о символах установлено, что право воспроизведения (использования) символов города Чебоксары - герба; флага и словесных символов города Чебоксары на своей продукции может предоставляться юридическим лицам независимо от организационно-правовых форм в порядке, устанавливаемом администрацией города Чебоксары.
Использование символов города Чебоксары - герба; флага и словесных символов города Чебоксары на продукции, наносящей вред здоровью и нравственный урон гражданам, запрещается.
Чебоксарским городским Собранием депутатов могут предусматриваться иные случаи обязательного воспроизведения и использования символов города Чебоксары.
Воспроизведение изображений и использование символов города Чебоксары, кроме случаев, оговоренных настоящим положением, осуществляется только с разрешения администрации города Чебоксары.
Для выдачи разрешений на право воспроизведения и использования символов города Чебоксары и словесных символов города Чебоксары заинтересованные лица обращаются в комиссию по рассмотрению обращений по использованию символов города Чебоксары - столицы Чувашской Республики.
В результате действия оспариваемого положения Обществу было отказано в праве на применение наименования "Чебоксарский трикотаж", используемого им в розничной сети с 2009 года.
Не согласившись с пунктами 8, 9 раздела V и пунктом 10 раздела VI Положения о символах в части, касающейся порядка использования наименований "Чебоксары", "Шупашкар" и их словосочетаний, ООО "Волжский Трикотаж-2" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Общество считает, что оспариваемым положениями установлен порядок получения разрешений на право воспроизведения и использования символов города Чебоксары и наименований "Шупашкар" - "Чебоксары" и образованных на их основе слов и словосочетаний, которые к официальным символам города Чебоксары не относятся; официальными символами города Чебоксары являются герб, флаг и гимн; органы местного самоуправления наделены полномочиями по установлению лишь официальных символов муниципальных образований и порядка официального использования указанных символов. По мнению заявителя, Положение о символах принято с превышением полномочий, предоставленных органам местного самоуправления федеральным законодательством.
Частично удовлетворив заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался статьями 1516, 1518, 1522 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 176 и 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 9 и 47 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Законом Чувашской Республики от 18.10.2004 N 19 "Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике", Указом Президента Российской Федерации от 21.03.1996 N 403 "О Государственном геральдическом регистре Российской Федерации" и исходил из того, что оспариваемые пункты Положения о символах не соответствуют действующему законодательству.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятого судебного акта.
В соответствии с частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд в случаях, предусмотренных Кодексом, с заявлениями о признании нормативных правовых актов недействующими, если полагают, что такой оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт (часть 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Как установлено судом, оспариваемые пункты Положения о символах регулируют не только использование непосредственно символов города Чебоксары - его герба и флага, но и наименования города.
Вместе с тем наименование муниципального образования не является его символом в смысле, придаваемом ему законом.
Решение Чебоксарского городского Собрания депутатов от 04.08.1998 N 409 принято в соответствии со статьей 11 Закона Чувашской Республики от 16.03.1996 N 3 "Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике", согласно которой муниципальные образования вправе иметь собственную символику (гербы, эмблемы, другую символику), отражающую исторические, культурные, социально-экономические, национальные и иные местные традиции.
Аналогичные положения содержались в статье 11 Федерального закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Суд первой инстанции правильно указал, что символами государственного или муниципального образования могут служить герб, флаг и гимн, поскольку именно они отражают местные исторические, культурные, национальные и иные традиции.
Само по себе наименование города не символизирует этот город, так как наименование не является условным знаком какого-либо понятия, явления; наименование не отражает какие-либо традиции местного населения, национальные, культурные особенности населенного пункта.
При таких обстоятельствах Арбитражный суд Чувашской Республики обоснованно посчитал, что распространение действия Положения о символах на наименование города Чебоксары ("Шупашкар" на чувашском языке) необоснованно.
При этом внесение изменений в Положение о символах решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 06.03.2012 N 506, согласно которому наименования "Шупашкар" - "Чебоксары" и образованные на их основе слова и словосочетания (в том числе сокращения) отнесены к словесным символам города Чебоксары, правового значения не имеет. Вне зависимости от того, включил законодатель наименование города в число символов или нет, это наименование не становится символом с точки зрения закона.
В соответствии со статьей 9 действующего Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные образования в соответствии с федеральным законодательством и геральдическими правилами вправе устанавливать официальные символы, отражающие исторические, культурные, национальные и иные местные традиции и особенности.
Официальные символы муниципальных образований подлежат государственной регистрации в порядке, установленном федеральным законодательством.
Официальные символы муниципальных образований и порядок официального использования указанных символов устанавливаются уставами муниципальных образований и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Аналогичные положения содержатся в статье 12 Закона Чувашской Республики от 18.10.2004 N 19 "Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике".
Таким образом, суд правомерно посчитал, что как ранее действовавшее, так и ныне действующее законодательство в сфере организации местного самоуправления, предоставляет органам местного самоуправления право устанавливать официальные символы муниципальных образований, а также порядок их использования.
Однако названные нормы не регулируют порядок использования наименований муниципальных образований, которые к символам не относятся.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной им в Постановлении от 21.01.2010 N 1-П, общеправовой критерий формальной определенности, ясности, недвусмысленности правовой нормы (формальной определенности закона), обусловленный природой нормативного регулирования в правовых системах, основанных на верховенстве права, непосредственно вытекает из закрепленных Конституцией Российской Федерации принципа юридического равенства (статья 19, части 1 и 2) и принципа верховенства Конституции Российской Федерации и основанных на ней федеральных законов (статья 4, часть 2; статья 15, части 1 и 2). Неопределенность содержания правовых норм влечет неоднозначное их понимание и, следовательно, неоднозначное применение, создает возможность неограниченного усмотрения в процессе правоприменения и ведет к произволу, а значит, - к нарушению указанных конституционных принципов, реализация которых не может быть обеспечена без единообразного понимания и толкования правовой нормы всеми правоприменителями (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25 апреля 1995 года N 3-П, от 15 июля 1999 года N 11-П и от 11 ноября 2003 года N 16-П).
То есть принцип правовой определенности предполагает формальную и материальную определенность норм. Формальная определенность предполагает, что участники соответствующих правоотношений должны быть уверены в неизменности своего официально признанного статуса, а также приобретенных прав и обязанностей.
Органам власти, в том числе органам местного самоуправления, разрешено устанавливать какие-либо порядки, правила в том случае, если это прямо предусмотрено законом.
В рассматриваемом случае закон предоставляет органам местного самоуправления право определить официальные символы и установить порядок их использования, но не разрешает распоряжаться по собственному усмотрению наименованиями муниципальных образований.
Акт, возлагающий на физическое или юридическое лицо дополнительные обязанности по сравнению с тем, как они определены законом или иным нормативно-правовым актом, является незаконным и применению не подлежит.
При таких обстоятельствах суд сделал правильный вывод о том, что оспариваемые нормы Положения о символах в части, устанавливающей порядок использования наименований "Чебоксары" - "Шупашкар" и их словосочетаний, противоречит Федеральному закону от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Закону Чувашской Республики от 18.10.2004 N 19 "Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике".
Кроме того, оспариваемый нормативный правовой акт не соответствует и положениям действующего и действовавшего на момент принятия решения Чебоксарского городского Собрания депутатов законодательства о вступлении в силу нормативных правовых актов, поскольку не был официально опубликован.
Согласно пункту 2 статьи 19 Федерального закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" нормативные правовые акты органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Статьей 47 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определено, что муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.
В статье 26 Устава муниципального образования города Чебоксары - столицы Чувашской Республики, принятого решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 29.08.1996 (действовал на момент утверждения Положения о символах), определено, что решения Чебоксарского городского Собрания депутатов, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
В статье 6 действующего в настоящее время Устава города Чебоксары говорится, что муниципальные правовые акты города Чебоксары, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
В пункте 13 раздела VI Положения о символах указано, что настоящее положение вступает в силу со дня официального опубликования в средствах массовой информации.
Как установлено судом, оспариваемые разделы Положения о символах опубликованы не были.
Так, в газете "Чебоксарские новости" от 15.08.1998 N 135 опубликована часть Положения о символах - раздел II "Герб города Чебоксары" и приложения, описывающие герб и малый герб города Чебоксары.
Пункты 8, 9 раздела V, пункт 10 раздела VI Положения о символах официально не опубликованы, то есть в законную силу не вступили.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" официальные символы муниципальных образований подлежат государственной регистрации в порядке, установленном федеральным законодательством.
Порядок государственной регистрации официальных символов, в том числе символов муниципальных образований, регулируется Указом Президента Российской Федерации от 21.03.1996 N 403 "О Государственном геральдическом регистре Российской Федерации", Распоряжением Президента Российской Федерации от 13.10.2003 N 471-рп "О Порядке выдачи свидетельств о регистрации официальных символов и отличительных знаков в Государственном геральдическом регистре Российской Федерации".
Согласно Положению о государственном геральдическом регистре, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 21.03.1996 N 403, в Регистр вносятся следующие официальные символы и отличительные знаки:
- официальные символы Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (флаги, гербы);
- официальные символы федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации (флаги, гербы, эмблемы);
- официальные символы органов местного самоуправления и иных муниципальных образований (флаги, гербы, эмблемы);
- знаки отличия и различия, награды федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Для регистрации официальных символов и отличительных знаков, перечисленных в пункте 3 настоящего Положения, необходимо представить в Геральдический совет при Президенте Российской Федерации их графическое изображение (рисунок), геральдическое описание и решение, утверждающее символ или отличительный знак в качестве официального.
Регистрация официального символа и отличительного знака осуществляется после принятия решения об утверждении их описаний.
Выдача свидетельства о регистрации официального символа и отличительного знака осуществляется Геральдическим советом при Президенте Российской Федерации.
Право на официальный символ и отличительный знак, внесенные в Регистр, принадлежит обладателю свидетельства о регистрации официального символа и отличительного знака или его правопреемнику.
В установленном порядке официальные символы города Чебоксары не были зарегистрированы.
При этом регистрации подлежат только следующие официальные символы органов местного самоуправления и иных муниципальных образований - флаги, гербы, эмблемы, на что прямо указано в Положении о символах.
Данное обстоятельство также свидетельствует о том, что наименование города не является его символом.
Как следует из материалов дела, рассматриваемый спор возник в связи с осуществлением ООО "Волжский Трикотаж - 2" предпринимательской деятельности.
Общество обращалось в Администрацию с заявлением о предоставлении ему права на использование наименования "Чебоксарский" в словосочетании "Чебоксарский трикотаж" при оформлении фирменных магазинов.
В этом праве Администрацией Обществу было отказано, поскольку право на использование данного словосочетания уже предоставлено другому юридическому лицу - ООО "Чулочно-трикотажная фабрика".
Таким образом, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, желающие использовать наименование "Шупашкар", "Чебоксары", "Чебоксарский" и тому подобные, должны были обратиться в Администрацию за получением соответствующего разрешения. Положение о комиссии по рассмотрению обращений по использованию символов города Чебоксары - столицы Чувашской Республики утверждено постановлением администрации города Чебоксары от 24.11.2009 N 259.
Между тем Положение о символах, относящее к полномочиям органа местного самоуправления право распоряжения наименованием муниципального образования, затрагивает правоотношения, регулируемые частью 4 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Так, одним из средств индивидуализации товаров, работ, услуг является место происхождения товара.
На основании статьи 1516 Гражданского кодекса Российской Федерации наименованием места происхождения товара, которому предоставляется правовая охрана, является обозначение, представляющее собой либо содержащее современное или историческое, официальное или неофициальное, полное или сокращенное наименование страны, городского или сельского поселения, местности или другого географического объекта, а также обозначение, производное от такого наименования и ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами. На использование этого наименования может быть признано исключительное право (статьи 1229 и 1519) производителей такого товара.
Наименование места происхождения товара признается и охраняется в силу государственной регистрации такого наименования.
Наименование места происхождения товара может быть зарегистрировано одним или несколькими гражданами либо юридическими лицами.
В силу статьи 1518 Гражданского кодекса Российской Федерации лицам, зарегистрировавшим наименование места происхождения товара, предоставляется исключительное право использования этого наименования, удостоверяемое свидетельством, при условии, что производимый этими лицами товар отвечает требованиям пункта 1 статьи 1516 настоящего Кодекса.
Исключительное право использования наименования места происхождения товара в отношении того же наименования может быть предоставлено любому лицу, которое в границах того же географического объекта производит товар, обладающий теми же особыми свойствами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1522 Гражданского кодекса Российской Федерации заявка на государственную регистрацию наименования места происхождения товара и на предоставление исключительного права на такое наименование, а также заявка на предоставление исключительного права на ранее зарегистрированное наименование места происхождения товара (заявка на наименование места происхождения товара) подается в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности.
Таким образом, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, производящие какие-либо товары в городе Чебоксары, в определенных случаях могут использовать место происхождения товара в качестве средства его индивидуализации в силу положений Гражданского кодекса Российской Федерации. Регистрацией наименования места происхождения товара занимается Федеральная служба по интеллектуальной собственности.
В то же время, согласно пункта 10 разделу VI Положения о символах право воспроизведения (использования) наименования "Шупашкар" - "Чебоксары" и образованных на их основе слов и словосочетаний на своей продукции может предоставляться юридическим лицам независимо от организационно-правовых форм в порядке, устанавливаемом администрацией города Чебоксары.
В рассматриваем случае имеет место противоречие между федеральным законодательством и нормативным правовым актом органа местного самоуправления.
Согласно Положению о символах, если производитель, осуществляющий деятельность на территории города Чебоксары, захочет использовать наименование "Чебоксары" (или словосочетания с данным наименованием) на своей продукции как средство индивидуализации, он должен обращаться в администрацию города Чебоксары, тогда как Гражданским кодексом Российской Федерации прямо предусмотрен иной порядок.
В силу статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются: введение ограничений в отношении создания хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также установление запретов или введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров; необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.
При таких обстоятельствах Арбитражный суд Чувашской Республики обоснованно удовлетворил заявление ООО "Волжский Трикотаж-2" в части, касающейся использования наименований "Шупашкар" - "Чебоксары" и образованных на их основе слов и словосочетаний (в том числе сокращений).
Довод Собрания о необоснованном взыскании с него в пользу Общества расходов по уплате государственной пошлины отклоняется судом кассационной инстанции в силу следующего.
Согласно статье 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к судебным расходам относится государственная пошлина.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
При этом суд, взыскивая с ответчика уплаченную истцом в бюджет государственную пошлину, возлагает на ответчика обязанность не по уплате государственной пошлины в бюджет, а по компенсации истцу денежных сумм, равных понесенным им судебным расходам.
Законодательством не предусмотрено освобождение государственных и муниципальных органов от возмещения судебных расходов в случае, если судебный акт принят не в их пользу. В этой связи то обстоятельство, что в рассматриваемом случае стороной по делу может оказаться государственный или муниципальный орган, освобожденный от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Кодекса, не влечет отказ другой стороне в возмещении его судебных расходов.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно взыскал с органа местного самоуправления в пользу ООО "Волжский Трикотаж-2" понесенные им судебные расходы.
В кассационной жалобе Общество указывает, что Арбитражный суд Чувашской Республики, установив несоответствие Положения о символах требованиям действующего законодательства о вступлении в силу нормативных правовых актов и их введении в действие, выразившееся в неопубликовании полного текста оспариваемого нормативного акта в средствах массовой информации, должен был указать в резолютивной части решения, что отсутствие официального опубликования данного акта означает отсутствие вступления его в законную силу, и признать Положение о символах недействительным полностью с даты его принятия.
Вместе с тем согласно части 4 статьи 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта вступает в законную силу немедленно после его принятия.
Согласно части 5 статьи 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации нормативный правовой акт или отдельные его положения, признанные арбитражным судом недействующими, не подлежат применению с момента вступления в законную силу решения суда и должны быть приведены органом или лицом, принявшими оспариваемый акт, в соответствие с законом или иным нормативным правовым актом, имеющими большую юридическую силу.
В пункте 4 информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 N 80 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов" указано, что нормативный правовой акт или отдельные его положения, признанные арбитражным судом недействующими, не подлежат применению с момента вступления в законную силу решения суда (часть 5 статьи 195 Кодекса). Поэтому арбитражный суд не может признавать этот акт не действующим с момента его принятия.
Кроме того, в резолютивной части судебного акта по настоящему делу не указано, с какой даты признаны недействующими оспариваемые части Положения о символах.
С учетом изложенного кассационные жалобы Собрания и Общества удовлетворению не подлежат.
Арбитражный суд Чувашской Республики правильно применил нормы материального права, не допустил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе Собрания не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы ООО "Волжский Трикотаж-2" в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в размере 1000 рублей относятся на заявителя. Излишне уплаченная по платежному поручению от 26.09.2012 N 1760 государственная пошлина в сумме 1000 рублей подлежит возврату Обществу из федерального бюджета.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 31.07.2012 по делу N А79-5352/2012 оставить без изменения, кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Волжский трикотаж-2" и Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы общества с ограниченной ответственностью "Волжский трикотаж-2" в сумме 1000 рублей отнести на заявителя.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Волжский трикотаж-2" из федерального бюджета 1000 рублей государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 26.09.2012 N 1760.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.И. Чиграков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно части 5 статьи 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации нормативный правовой акт или отдельные его положения, признанные арбитражным судом недействующими, не подлежат применению с момента вступления в законную силу решения суда и должны быть приведены органом или лицом, принявшими оспариваемый акт, в соответствие с законом или иным нормативным правовым актом, имеющими большую юридическую силу.
В пункте 4 информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 N 80 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов" указано, что нормативный правовой акт или отдельные его положения, признанные арбитражным судом недействующими, не подлежат применению с момента вступления в законную силу решения суда (часть 5 статьи 195 Кодекса). Поэтому арбитражный суд не может признавать этот акт не действующим с момента его принятия.
Кроме того, в резолютивной части судебного акта по настоящему делу не указано, с какой даты признаны недействующими оспариваемые части Положения о символах."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 11 октября 2012 г. N Ф01-4405/12 по делу N А79-5352/2012