Резолютивная часть постановления объявлена 25.10.2012.
Полный текст постановления изготовлен 30.10.2012.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Кислицына Е.Г.,
судей Бабаева С.В., Павлова В.Ю.
при участии представителей от ответчика: Щукина А.А. (доверенность от 24.10.2012 N 489) и Щербаковой С.Г. (решение от 06.10.2011),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Нижегородпромлес" на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 28.05.2012, принятое судьей Камановой М.Н., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2012, принятое судьями Александровой О.Ю., Максимовой М.А., Бухтояровой Л.В., по делу N А43-25582/2011 по иску Департамента лесного хозяйства Нижегородской области к обществу с ограниченной ответственностью "Нижегородпромлес" о взыскании задолженности и расторжении договора аренды и установил:
Департамент лесного хозяйства Нижегородской области (далее - Департамент) обратился в Арбитражный суд Нижегородской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Нижегородпромлес" (далее - ООО "Нижегородпромлес", Общество) о взыскании задолженности по договору аренды лесного участка от 10.12.2007 N 4/1 в размере 28 214 726 рублей 25 копеек и о расторжении договора аренды.
Исковые требования основаны на статьях 309, 614 и 619 Гражданского кодекса Российской Федерации и мотивированы ненадлежащим исполнением ответчиком обязательств по внесению арендной платы.
Арбитражный суд Нижегородской области решением от 28.05.2012, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 30.08.2012, частично удовлетворил исковые требования и взыскал с ответчика 26 818 601 рубль 46 копеек задолженности, требование о расторжении договора аренды оставил без рассмотрения. Руководствуясь статьями 74 и 94 Лесного кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу, что дополнительное соглашение от 20.05.2009 к договору аренды об изменении расчета арендной платы противоречит действующему законодательству, и указали, что арендная плата подлежит расчету в соответствии с первоначальными условиями договора и последующими дополнительными соглашениями, изменяющими арендную плату в соответствии с утверждением проекта освоения лесов. Взыскав задолженность, суды исходили из отсутствия доказательств внесения ответчиком арендных платежей в размере, согласованном сторонами.
Не согласившись с данными судебными актами, Общество обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление в связи с неправильным применением норм материального права.
По мнению заявителя, суды не приняли во внимание положения статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации, согласно которой размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы. Заявитель считает, что цена аренды лесного участка является регулируемой и подлежала расчету в соответствии с постановлением Правительства от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности".
Кроме того, заявитель кассационной жалобы указал на наличие у ответчика переплаты в федеральный бюджет в размере 6 964 227 рублей 70 копеек, однако суды данный факт не приняли во внимание.
Департамент отзывом на жалобу отклонил доводы, изложенные в кассационной жалобе, указав на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов; извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не направил представителей в судебное заседание. В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения Арбитражного суда Нижегородской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда по данному делу проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и заслушав полномочных представителей ответчика, суд кассационной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемых судебных актов в силу следующего.
Как видно из документов и установил суд, на основании протокола от 27.11.2007 N 2/2 о результатах аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка Департамент (арендодатель) и ООО "Нижегородпромлес" (арендатор) заключили договор аренды участка лесного фонда от 10.12.2007 N 4/1, согласно которому арендатору во временное пользование предоставлен лесной участок площадью 41 522 гектара, расположенный по адресу: Нижегородская область, Городецкий район, ГУ НО "Городецкий лесхоз", Бриляковское лесничество, квартал 1 - 81, Волжское лесничество, кварталы 1 - 3; 5 - 8; 11 - 14; 17 - 23; 27 - 30; 34 - 36; 43 - 47; 50 - 53; 55 - 58; 61 - 64; 67 - 70; Узольское лесничество, кварталы 32 - 38; 43 - 85; Городецкое лесничество, кварталы 1 - 41; 43 - 85; 105 - 120. Схема расположения лесного участка и его характеристика приведены в приложениях N 1 и 2 к договору.
Договор заключен на срок 49 лет и зарегистрирован в установленном законом порядке. Объект найма передан по акту приема-передачи от 24.12.2007.
Арендная плата по договору определена в размере 13 476 051 рубля 08 копеек в год (пункт 6 договора)
Размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации, а также в случае изменения максимально допустимого объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке (пункт 9 договора).
Дополнительным соглашением от 20.05.2009 договор дополнен разделом II.I "Условия внесения арендной платы в 2009 году", в соответствии с которым арендная плата в 2009 году, перечисляемая в областной бюджет, исчисляется исходя из фактического объема заготовленной древесины, а арендная плата, подлежащая внесению в федеральный бюджет, начисляется, согласно приложению N 4, исходя из установленного договором аренды объема заготовки древесины. Арендная плата в соответствии с указанными условиями подлежит начислению с 01.01.2009. Срок действия соглашения - до 31.12.2009.
Дополнительным соглашением от 26.10.2009 размер арендной платы увеличен до 25 728 444 рублей 80 копеек в год. Согласно пункту 3 дополнительного соглашения начисление арендной платы в размере, определенном в пункте 6 (в редакции дополнительного соглашения), осуществляется с момента утверждения заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов.
Дополнительным соглашением от 20.02.2010 размер арендной платы установлен в сумме 21 771 641 рубля 36 копеек в год.
Претензионным письмом от 19.08.2011 N 2 Департамент уведомил Общество о наличии задолженности по договору аренды от 10.12.2007 N 4/1 в размере 836 050 рублей 40 копеек в части минимального размера арендной платы и 26 026 923 рублей 74 копеек в части, превышающей минимальный размер арендной платы по договору.
Непогашение задолженности явилось основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
В части 3 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к договорам аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено этим Кодексом.
В соответствии с пунктом 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, за исключением случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом.
Согласно статье 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения; если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
В части 1 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации определено, что размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 настоящей статьи, согласно которым при использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке. Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (далее - Постановление N 310).
Системное толкование приведенных правовых норм в их взаимосвязи позволяет сделать вывод о том, что регулируемым является только минимальный размер арендной платы за пользование участком лесного фонда. При этом Лесной кодекс Российской Федерации не содержит указаний относительно того, что цена договора аренды лесного участка должна быть равна минимальному размеру арендной платы, устанавливаемому в соответствии с требованиями статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации, поэтому превышение установленной сторонами арендной платы над минимальным размером, устанавливаемым в соответствии с Постановлением N 310, не противоречит действующему законодательству и не является основанием для признания такого размера арендной платы за использование лесного участка недействительным.
Протолковав условия дополнительного соглашения от 20.05.2009, которым стороны дополнили договор разделом II.I "Условия внесения арендной платы в 2009 году", суды пришли к выводу о несоответствии данного соглашения положениям части 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации, указав, что внесение изменений в условия договора, заключенного по результатам аукциона, возможно только после утверждения проекта освоения лесов.
Суды установили, что договор аренды и последующие дополнительные соглашения (за исключением соглашения от 20.05.2009) подписаны со стороны арендатора без протокола разногласий, и сочли, что стороны согласовали применение приведенного в договоре размера арендной платы посредством свободного волеизъявления. Определенный сторонами размер арендной платы не ниже регулируемого минимального размера арендной платы, поэтому при отсутствии доказательств внесения арендной платы в полном объеме суды обоснованно взыскали с ответчика задолженность.
В связи с изложенным доводы кассационной жалобы о том, что установленный сторонами размер арендной платы противоречит действующему законодательству, отклоняются судом округа.
Согласно статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд округа лишен полномочий давать иную оценку доказательствам, изученным судами обеих инстанций, а потому аргумент заявителя о том, что у Общества имеется переплата в федеральный бюджет в размере 6 964 227 рублей 70 копеек, признан судом кассационной инстанции несостоятельным, поскольку данный аргумент был предметом изучения в суде апелляционной инстанции и получил правовую оценку.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемых судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, а потому оснований для их пересмотра в условиях кассации не имеется.
Нарушения либо неправильного применения норм процессуального права, в том числе предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела не установлено.
Расходы по государственной пошлине, согласно статьям 110 и 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 28.05.2012 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2012 по делу N А43-25582/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Нижегородпромлес" - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.Г. Кислицын |
Судьи |
С.В. Бабаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Системное толкование приведенных правовых норм в их взаимосвязи позволяет сделать вывод о том, что регулируемым является только минимальный размер арендной платы за пользование участком лесного фонда. При этом Лесной кодекс Российской Федерации не содержит указаний относительно того, что цена договора аренды лесного участка должна быть равна минимальному размеру арендной платы, устанавливаемому в соответствии с требованиями статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации, поэтому превышение установленной сторонами арендной платы над минимальным размером, устанавливаемым в соответствии с Постановлением N 310, не противоречит действующему законодательству и не является основанием для признания такого размера арендной платы за использование лесного участка недействительным.
Протолковав условия дополнительного соглашения от 20.05.2009, которым стороны дополнили договор разделом II.I "Условия внесения арендной платы в 2009 году", суды пришли к выводу о несоответствии данного соглашения положениям части 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации, указав, что внесение изменений в условия договора, заключенного по результатам аукциона, возможно только после утверждения проекта освоения лесов."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 30 октября 2012 г. N Ф01-4993/12 по делу N А43-25582/2011