Резолютивная часть постановления объявлена 25.10.2012.
Постановление изготовлено в полном объеме 26.10.2012.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шутиковой Т.В.,
судей Базилевой Т.В., Чижова И.В.
при участии представителей от заявителя: Архипова С.А. (доверенность от 24.05.2012), Воронковой Е.В. (доверенность от 24.05.2012), Егоровой И.Н. (доверенность от 24.10.2012), от заинтересованного лица: Ивановой А.Т. (доверенность от 01.06.2012), Столярова Е.И. (доверенность от 09.07.2012),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Чувашское" на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2012, принятое судьями Гущиной А.М., Белышковой М.Б., Кирилловой М.Н., по делу N А79-13160/2011 по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Чувашской Республике о взыскании с закрытого акционерного общества "Чувашское" платы за негативное воздействие на окружающую среду в сумме 19 789 рублей 45 копеек и установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Чувашской Республике (далее - Управление, Росприроднадзор) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением о взыскании с закрытого акционерного общества "Чувашское" (далее - ЗАО "Чувашское", Общество) 19 789 рублей 45 копеек задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 3-4-й кварталы 2010 года и 1-3-й кварталы 2011 года.
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики от 23.03.2012 заявленное требование удовлетворено частично: с Общества взыскано 1331 рубль 11 копеек платы за негативное воздействие на окружающую среду за 3, 4-й кварталы 2010 года и 1-й квартал 2011 год. В удовлетворении остальной части требования отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2012 решение суда первой инстанции отменено в части отказа во взыскании с Общества задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду в сумме 18 458 рублей 34 копеек за 3-4-й кварталы 2010 года, 1-3-й кварталы 2011 года. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой и дополнением к ней.
Ссылаясь на постановление Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 N 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления", Положение об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Чувашской Республике", заявитель жалобы считает, что применение пятикратного повышающего коэффициента при определении платы за сброс загрязняющих веществ в водные объекты является неправомерным, поскольку с 01.10.2010 Росприроднадзор не выдает соответствующие разрешения. По его мнению, методика определения допустимых сбросов и порядок утверждения нормативов допустимых сбросов в водные объекты по Российской Федерации отсутствуют, а Методические указания по расчету платы за неорганизованный сброс загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденные Госкомэкологии Российской Федерации от 29.12.1998, носят лишь рекомендательный характер.
В дополнении к кассационной жалобе Общество указало на наличие у него льготы по плате за негативное воздействие на окружающую среду.
Представители ЗАО "Чувашское" в судебном заседании подтвердили позицию, изложенную в кассационной жалобе и дополнении к ней.
Управление в отзыве на кассационную жалобу и его представители в судебном заседании возразили против доводов Общества, просили оставить жалобу без удовлетворения.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено путем использования систем видеоконференц-связи с Арбитражным судом Чувашской Республики.
Законность постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Управление провело проверку представленных Обществом расчетов фактической платы за негативное воздействие на окружающую среду за 3-й и 4-й кварталы 2010 года и 1-3-й кварталы 2011 года, согласно которым плата за 3-й квартал 2010 года составила 3496 рублей 85 копеек, за 4-й квартал 2010 года - 161 рубль 55 копеек, за 1-й квартал 2011 года - 369 рублей 64 копейки, за 2-й квартал 2011 года - 732 рубля 73 копейки, за 3-й квартал 2011 года - 644 рубля.
По результатам проверки представленных расчетов Управлением доначислена плата по разделу 3 "Сбросы вредных веществ в водные объекты" (по производственной территории при неорганизованном сбросе) за 4-й квартал 2010 года - 5153 рубля 54 копейки, за 1-й квартал 2011 года - 4019 рублей 73 копейки, за 2-й квартал 2011 года - 5815 рублей 63 копейки, за 3-й квартал 2011 года - 3676 рублей 19 копеек; по разделу 4 "Размещение отходов производства и потребления" за 3-й квартал 2010 года - 345 рублей 49 копеек, за 4-й квартал 2010 года - 345 рублей 49 копеек, за 1-й квартал 2011 года - 435 рублей 42 копейки.
С учетом частичной оплаты задолженность Общества составила 19 789 рублей 45 копеек.
Управление направило Обществу требование по состоянию на 29.11.2011 N 197-2011 об уплате задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду.
ЗАО "Чувашское" в установленный в требовании срок в добровольном порядке задолженность не уплатило, что явилось основанием для обращения Управления в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь статьями 1, 3, 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 N 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные воды, размещение отходов производства и потребления", Порядком определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632, Методическими указаниями по расчету платы за неорганизованный сброс загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденными Госкомэкологии Российской Федерации от 29.12.1998 (далее - Методические указания), Арбитражный суд Чувашской Республики отказал в удовлетворении заявленного требования в обжалуемой части. Суд пришел к выводу о неправомерном доначислении Обществу платы за негативное воздействие на окружающую среду в виде сброса загрязняющих веществ в водные объекты исходя из пятикратного повышающего коэффициента, поскольку Ростехнадзор в спорном периоде разрешения на неорганизованный сброс не выдавал.
Апелляционный суд, руководствуясь этими же нормами права, отменил решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении заявленного требования. Суд сделал вывод о том, что доначисление Обществу платы за сброс загрязняющих веществ в водные объекты исходя из пятикратного размера является правомерным, поскольку оно не имело соответствующего разрешения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона Российской Федерации от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются федеральными законами, а порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством Российской Федерации.
К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду (пункт 2 статьи 16 Закона N 7-ФЗ).
В силу статьи 3 Закона N 7-ФЗ субъектами внесения соответствующей платы являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду.
Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 (далее - Порядок) и распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (пункт 1 Порядка).
Согласно пунктам 5, 6 Порядка плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов уровней вредного воздействия над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.
В случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, плата за загрязнение окружающей природной среды в таких случаях определяется в соответствии с пунктом 5 Порядка.
Нормативы платы за негативное воздействие на окружающую среду установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2006 N 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления".
Расчет платы за негативное воздействие за неорганизованный сброс загрязняющих веществ в водные объекты производится природопользователями с учетом Методических указаний, которые определяют неорганизованный поверхностный сток как вынос загрязняющих веществ с территории водосбора предприятий и организаций и прилегающей инфраструктуры, относящейся к промплощадкам, неорганизованным поверхностным стоком (отведение дождевых, талых и поливочных вод за пределы территорий предприятий по естественному уклону местности в кюветы дорог, овраги, непосредственно в реки, ручьи, пруды и иные водные объекты, либо в ливневую канализацию соседних предприятий и организаций).
В соответствии с пунктом 1.4 Методических указаний принадлежность предприятия или организации к числу загрязнителей окружающей среды поверхностным стоком с подведомственной территории определяется в индивидуальном порядке исходя из наличия передвижных или стационарных источников (включая эродированные поверхности) поступления в дождевые, талые и поливочные воды загрязняющих веществ производственного или хозяйственно-бытового происхождения по предъявлении технологического регламента, материального баланса или иных документов, характеризующих хозяйственную деятельность предприятия, либо по представлении инспектором территориального органа Госкомэкологии перечня загрязняющих веществ, попадание которых не исключено в поверхностный сток.
Данные Методические указания действующему законодательству не противоречат.
Апелляционный суд установил и материалами дела подтверждается, что Общество в спорном периоде использовало (в том числе с привлечением транспортных средств) промышленно-урбанизированные территории, поверхностный сток вод с которых загрязнен веществами производственного происхождения. Данные территории не оборудованы системой ливневой канализации. Необходимое разрешение на сброс загрязняющих веществ у ЗАО "Чувашское" отсутствовало.
Следовательно, Общество является лицом, обязанным вносить плату за загрязнение окружающей среды в связи с осуществлением неорганизованного поверхностного стока на рельеф местности с территории водосбора (промышленных площадок) с учетом пятикратного повышающего коэффициента.
Апелляционный суд проверил правильность расчета заявленной ко взысканию суммы (с учетом пятикратного повышенного коэффициента) по данному виду негативного воздействия и признал его обоснованным.
При таких обстоятельствах апелляционный суд правомерно удовлетворили требование Росприроднадзора о взыскании с ЗАО "Чувашское" 18 458 рублей 34 копеек задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую природную среду.
Ссылка заявителя жалобы на неправомерное применение пятикратного повышающего коэффициента подлежит отклонению, так как разрешение на сброс загрязняющих веществ на спорный период у Общества отсутствует, в Росприроднадзор с соответствующим заявлением о выдаче такого разрешения ЗАО "Чувашское" не обращалось.
Содержащийся в дополнении к кассационной жалобе довод о наличии у Общества льготы по плате за негативное воздействие на окружающую среду не подлежит рассмотрению в суде кассационной инстанции, так как в судах первой и апелляционной инстанций не заявлялся. Доказательства того, что Общество обращалось с данным вопросом в Управление, в материалах дела отсутствуют.
Нормы материального права применены судом апелляционной инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2012 по делу N А79-13160/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Чувашское" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на закрытое акционерное общество "Чувашское".
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Шутикова |
Судьи |
Т.В. Базилева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Расчет платы за негативное воздействие за неорганизованный сброс загрязняющих веществ в водные объекты производится природопользователями с учетом Методических указаний, которые определяют неорганизованный поверхностный сток как вынос загрязняющих веществ с территории водосбора предприятий и организаций и прилегающей инфраструктуры, относящейся к промплощадкам, неорганизованным поверхностным стоком (отведение дождевых, талых и поливочных вод за пределы территорий предприятий по естественному уклону местности в кюветы дорог, овраги, непосредственно в реки, ручьи, пруды и иные водные объекты, либо в ливневую канализацию соседних предприятий и организаций).
В соответствии с пунктом 1.4 Методических указаний принадлежность предприятия или организации к числу загрязнителей окружающей среды поверхностным стоком с подведомственной территории определяется в индивидуальном порядке исходя из наличия передвижных или стационарных источников (включая эродированные поверхности) поступления в дождевые, талые и поливочные воды загрязняющих веществ производственного или хозяйственно-бытового происхождения по предъявлении технологического регламента, материального баланса или иных документов, характеризующих хозяйственную деятельность предприятия, либо по представлении инспектором территориального органа Госкомэкологии перечня загрязняющих веществ, попадание которых не исключено в поверхностный сток.
Данные Методические указания действующему законодательству не противоречат."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 26 октября 2012 г. N Ф01-4832/12 по делу N А79-13160/2011
Хронология рассмотрения дела:
30.08.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-10572/13
03.06.2013 Определение Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-1920/12
16.01.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-17976/12
24.12.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-17976/12
26.10.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-4832/12
25.10.2012 Определение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии N А79-13160/11
23.07.2012 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-1920/12
23.03.2012 Решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии N А79-13160/11