Резолютивная часть постановления объявлена 12.11.2012.
Постановление изготовлено в полном объеме 13.11.2012.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чигракова А.И.,
судей Александровой О.В., Радченковой Н.Ш.
при участии представителей от заинтересованного лица: Серебряковой О.В. (доверенность от 23.10.2012 N 2/12), Сударевой В.Н. (доверенность от 06.11.2012),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Российский сельскохозяйственный центр" в лице филиала в Республике Мордовия на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 16.04.2012, принятое судьей Савочкиным В.Н., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2012, принятое судьями Смирновой И.А., Захаровой Т.А., Урлековым В.Н., по делу N А39-315/2012 по заявлению Федерального государственного бюджетного учреждения "Российский сельскохозяйственный центр" в лице филиала в Республике Мордовия о признании недействительным распоряжения Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Мордовия от 17.01.2012 N 768 и установил:
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Российский сельскохозяйственный центр" в лице филиала в Республике Мордовия (далее - Учреждение, ФГБУ "Россельхозцентр") обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением о признании недействительным распоряжения Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Мордовия (далее - Управление Россельхознадзора, государственный орган) от 17.01.2012 N 768.
Решением суда первой инстанции от 16.04.2012 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением апелляционного суда от 18.07.2012 решение суда оставлено без изменения.
Учреждение не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
Заявитель считает, что оспариваемое распоряжение не соответствует Положению о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 327 (далее - Положение о Россельхознадзоре), и Административному регламенту исполнения Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору государственной функции по осуществлению надзора в установленных законодательством Российской Федерации случаях за юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, проводящими экспертизы, обследования, исследования, испытания, оценку, отбор проб, образцов, досмотр и осмотр, посещение подконтрольных субъектов и объектов, выдачу заключений в установленной сфере деятельности Россельхознадзора, утвержденному приказом Минсельхоза России от 08.10.2009 N 473 (далее - Административный регламент), так как в Положении о Россельхознадзоре не установлены полномочия Управления Россельхознадзора по осуществлению контроля в области семеноводства. По его мнению, проведенной государственным органом проверкой нарушены права юридического лица.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Управление Россельхознадзора в отзыве на кассационную жалобу и его представители в судебном заседании возразили против доводов заявителя.
Учреждение, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в судебное заседание не направило.
Законность принятых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, руководителем Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) издано распоряжение от 17.01.2012 N 768 о проведении с 07.02 по 06.03.2012 плановой выездной проверки филиала Учреждения в Республике Мордовия с целью выполнения законодательства в области семеноводства и земельного законодательства.
Учреждение не согласилось с указанным распоряжением и обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля 2" (далее - Закон N 294-ФЗ), Положением о Россельхознадзоре, Административным регламентом, суд пришел к выводам о том, что оспариваемое распоряжение принято уполномоченным органом, соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы Учреждения в сфере предпринимательской деятельности. Учитывая установленные в уставе ФГБУ "Россельхозцентр" цели и виды деятельности, суд указал на то, что Учреждение в силу своей деятельности подконтрольно службе Россельхознадзора; Управление правомерно, в пределах своей компетенции приняло оспариваемый приказ и осуществляло проверку ФГБУ "Россельхозцентр".
Апелляционный суд руководствовался аналогичными нормами права и согласился с выводами суда первой инстанции.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 и частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В статье 37.1 Федерального закона от 17.12.1997 N 149-ФЗ "О семеноводстве" определено, что государственный надзор в области семеноводства осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при осуществлении ими в соответствии с законодательством Российской Федерации государственного лесного надзора и государственного надзора в области сельского хозяйства согласно их компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
На основании Указа Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" образована Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору, которой переданы функции по контролю и надзору Министерства сельского хозяйства Российской Федерации.
В силу постановления Правительства Российской Федерации от 08.04.2004 N 201 Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (далее - Россельхознадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере ветеринарии, карантина и защиты растений, земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), лесных отношений (пункт 1).
Россельхознадзор в пределах своей компетенции контролирует и координирует деятельность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по вопросам государственного контроля (надзора) в закрепленной сфере деятельности (пункт 2).
Россельхознадзор находится в ведении Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (пункт 3).
Россельхознадзор осуществляет деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации (пункт 4).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 327 утверждено Положение о Россельхознадзоре, согласно которому на Россельхознадзор возложены функции по контролю и надзору в сфере ветеринарии, карантина и защиты растений, безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами, обеспечения плодородия почв, обеспечения качества и безопасности зерна, крупы, комбикормов и компонентов для их производства, побочных продуктов переработки зерна, земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий), охраны, воспроизводства, использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, и среды их обитания, функции по защите населения от болезней, общих для человека и животных (пункт 1).
Согласно пункту 5.1 Положения о Россельхознадзоре к числу полномочий Россельхознадзора относятся в том числе осуществление надзора в установленных законодательством Российской Федерации случаях за юридическими и физическими лицами, проводящими экспертизы, обследования, исследования, испытания, оценку, отбор проб, образцов, досмотр и осмотр, посещение подконтрольных субъектов и объектов, выдачу заключений, а также иные работы в установленной сфере деятельности; за безопасным обращением с пестицидами и агрохимикатами; за безопасностью лекарственных средств для ветеринарного применения, кормов и кормовых добавок, изготовленных из генно-инженерно-модифицированных организмов, на всех стадиях производства и обращения.
Россельхознадзор также осуществляет: государственный контроль за качеством и безопасностью зерна, крупы, комбикормов и компонентов для их производства, а также побочных продуктов переработки зерна; государственный контроль за безопасным обращением с пестицидами и агрохимикатами; контроль за доклиническими исследованиями лекарственных средств для ветеринарного применения, клиническими исследованиями лекарственных препаратов для ветеринарного применения, качеством, производством лекарственных средств для ветеринарного применения, изготовлением лекарственных препаратов для ветеринарного применения, хранением, перевозкой, ввозом на территорию Российской Федерации, рекламой, отпуском, реализацией, уничтожением лекарственных средств для ветеринарного применения, применением лекарственных препаратов для ветеринарного применения; контроль и надзор за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в области ветеринарии с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений и о привлечении к установленной законодательством Российской Федерации ответственности должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные им полномочия (пункт 5.2 Положения N 327).
На основании пунктов 5.5, 5.5.3 Положения N 327 Россельхознадзор осуществляет контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в сфере ветеринарии и карантина растений на государственной границе Российской Федерации (включая пункты пропуска через государственную границу) и на транспорте, включающих требования по обеспечению охраны территории Российской Федерации от заноса из иностранных государств и распространения заразных болезней животных, вредителей растений, возбудителей болезней растений, а также растений (сорняков) карантинного значения, ввоза опасных ветеринарно-санитарном и фитосанитарном отношении поднадзорных грузов; принимает решения о проведении сортового и семенного контроля в отношении посевов и семян сельскохозяйственных растений.
Россельхознадзор также осуществляет иные полномочия в установленной сфере деятельности, если такие полномочия предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительством Российской Федерации (пункт 5.13 Положения N 327).
Аналогичные нормы содержатся в Положении об Управлении Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Мордовия, утвержденном приказом Россельхознадзора от 09.04.2008 N 90.
Административным регламентом установлено, что субъектами осуществления надзора осуществления надзора являются юридические лица, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности и индивидуальные предприниматели, осуществляющие экспертизы, обследования, исследования, испытания, оценку, отбор проб, образцов, досмотр и осмотр, посещение подконтрольных субъектов и объектов, выдачу заключений в установленной сфере деятельности Россельхознадзора.
Объектом осуществления надзора в соответствии с Административным регламентом является деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих экспертизы, обследования, исследования, испытания, оценки, отбор проб, образцов, досмотр и осмотр, посещения подконтрольных субъектов и объектов, выдачу заключений в установленной сфере деятельности Россельхознадзора.
В силу Положения о деятельности государственных инспекторов в области семеноводства сельскохозяйственных растений в Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти", и постановления Правительства Российской Федерации от 15.101998 N 1200 Управление Россельхознадзора осуществляет государственный сортовой и семенной контроль в отношении посевов и семян сельскохозяйственных растений.
Следовательно, контроль в сфере семеноводства входит в компетенцию Управления Россельхознадзора.
Суды установили, что ФГБУ "Россельхозцентр" образовано на основании распоряжения Правительства от 05.05.2007 N 556-р и приказа Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 29.05.2007 N 288, предусматривающих реорганизацию в форме слияния находившихся в ведении Минсельхоза Федеральных территориальных станций защиты растений и государственных семенных инспекций с последующим созданием на основе реорганизуемых учреждений в субъектах Российской Федерации обособленных структурных подразделений (филиалов) заявителя. ФГУ "Россельхозцентр" является правопреемником государственных семенных инспекций и станций защиты растений и оказывает государственные услуги в сфере растениеводства, в том числе осуществляет отбор проб семян, проведение лабораторных и полевых исследований в целях определения сортовой чистоты и посевных качеств семян сельскохозяйственных растений, ведет учет вредителей, возбудителей болезней растений и сорняков, определение ареала их распространения, проводит лабораторные исследования семян, растений, продукции растениеводства на содержание вредных организмов, генно-инженерно-модифицированных организмов.
На территории Республики Мордовия ФГБУ "Россельхозцентр" имеет обособленное структурное подразделение - филиал, осуществляющий функции Учреждения в соответствии с Положением о филиале.
В соответствии с пунктом 2 Положения об Учреждении оно осуществляет, в том числе, следующие виды деятельности: определение посевных и сортовых качеств семян в пределах государственного задания; фитосанитарную экспертизу семян в пределах государственного задания; проведение экспертизы и мониторинг свойств зерна и продуктов его переработки в пределах государственного задания; мониторинг движения семян, пестицидов, фитосанитарного состояния на территории Республики Мордовия и объемов работ по защите растений.
При таких обстоятельствах, с учетом установленных в Уставе ФГБУ "Россельхозцентр" целей и видов деятельности учреждения, суды обоснованно признали это лицо подконтрольным Россельхознадзору.
Суды установили, что цель, указанная в распоряжении, соответствует нормативно установленным полномочиям Управления.
Таким образом, вывод судов о наличии у Управления Россельхознадзора полномочий на проведение плановой выездной проверки в отношении заявителя в целях, заявленных в оспариваемом распоряжении, является верным.
Порядок организации и проведения плановой выездной проверки в отношении юридического лица регламентирован Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).
В части 1 статьи 9 Закона N 294-ФЗ установлено, что предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям.
Плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года на основании разрабатываемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов (части 2 и 3 статьи 9 Закона N 294-ФЗ).
В силу частей 6.3, 6.4, 7 указанной статьи порядок подготовки ежегодного плана проведения плановых проверок, его представления в органы прокуратуры и согласования, а также типовая форма ежегодного плана проведения плановых проверок устанавливается Правительством Российской Федерации; органы прокуратуры в срок до 1 декабря года, предшествующего году проведения плановых проверок, обобщают поступившие от органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля ежегодные планы проведения плановых проверок и направляют их в Генеральную прокуратуру Российской Федерации для формирования Генеральной прокуратурой Российской Федерации ежегодного сводного плана проведения плановых проверок; Генеральная прокуратура Российской Федерации формирует ежегодный сводный план проведения плановых проверок и размещает его на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети "Интернет" в срок до 31 декабря текущего календарного года.
Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение трех лет со дня окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя (пункт 2 части 8 статьи 9 Закона N 294-ФЗ).
Согласно части 11 статьи 9 Закона N 294-ФЗ плановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона.
Порядок организации проверки определен в статье 14 названного закона.
В частности, проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. Типовая форма распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации (часть 1).
В распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля указываются: наименование органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля; фамилии, имена, отчества, должности должностного лица или должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций; наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится, места нахождения юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) или места жительства индивидуальных предпринимателей и места фактического осуществления ими деятельности; цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения; правовые основания проведения проверки, в том числе подлежащие проверке обязательные требования и требования, установленные муниципальными правовыми актами; сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки; перечень административных регламентов по осуществлению государственного контроля (надзора), осуществлению муниципального контроля; перечень документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки; даты начала и окончания проведения проверки (часть 2).
Таким образом, суды сделали правильный вывод о том, что со стороны Управления Россельхознадзора при издании оспариваемого распоряжения отсутствовали нарушения положений Закона N 294-ФЗ.
Суды установили, что ежегодный план проведения Управлением Россельхознадзора по Республике Мордовия плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2012 год утвержден руководителем Управления Россельхознадзора 30.11.2011, согласован с прокуратурой, включен в ежегодный сводный план проведения плановых проверок и размещен на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети "Интернет" (номер плановой проверки 3561799).
Доказательства назначения плановой проверки до истечения трех лет со дня окончания проведения последней плановой проверки юридического лица в материалах дела отсутствуют.
Перечень документов, указанный в оспариваемом приказе, не выходит за пределы предмета проверки, поскольку определяет статус юридического лица, осуществление деятельности, определяет полномочия руководителя Учреждения, необходимые для процессуального оформления и вручения документов по результатам проверки.
Вопреки требованиям, установленным в статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ФГБУ "Россельхозцентр" не представило в материалы дела доказательств, свидетельствующих о том, что распоряжение от 17.01.2012 N 768 каким-либо образом нарушало его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Всесторонне, полно и объективно исследовав представленные в дело доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к правомерному выводу о том, что оспариваемое распоряжение принято уполномоченным органом, соответствует действующему законодательству и не нарушает прав и законных интересов Учреждения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено. Кассационная жалоба ФГБУ "Россельхозцентр" удовлетворению не подлежит.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы в сумме 1000 рублей относятся на заявителя. Излишне уплаченная по платежному поручению от 16.08.2012 N 2322626 государственная пошлина в сумме 1000 рублей подлежит возврату Учреждению.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 16.04.2012 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2012 по делу N А39-315/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Российский сельскохозяйственный центр" в лице филиала в Республике Мордовия - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы в сумме 1000 рублей отнести на Федеральное государственное бюджетное учреждение "Российский сельскохозяйственный центр" в лице филиала в Республике Мордовия.
Возвратить Федеральному государственному бюджетному учреждению "Российский сельскохозяйственный центр" в лице филиала в Республике Мордовия из федерального бюджета 1000 рублей государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 16.08.2012 N 2322626.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.И. Чиграков |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля указываются: наименование органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля; фамилии, имена, отчества, должности должностного лица или должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций; наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится, места нахождения юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) или места жительства индивидуальных предпринимателей и места фактического осуществления ими деятельности; цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения; правовые основания проведения проверки, в том числе подлежащие проверке обязательные требования и требования, установленные муниципальными правовыми актами; сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки; перечень административных регламентов по осуществлению государственного контроля (надзора), осуществлению муниципального контроля; перечень документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки; даты начала и окончания проведения проверки (часть 2).
Таким образом, суды сделали правильный вывод о том, что со стороны Управления Россельхознадзора при издании оспариваемого распоряжения отсутствовали нарушения положений Закона N 294-ФЗ."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 13 ноября 2012 г. N Ф01-4959/12 по делу N А39-315/2012