Резолютивная часть постановления объявлена 27.11.2012.
Постановление изготовлено в полном объеме 03.12.2012.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Радченковой Н.Ш.,
судей Башевой Н.Ю., Забурдаевой И.Л.
при участии представителей от заявителя: Хаматовой О.В. (доверенность от 11.01.2012 N 13), от заинтересованного лица: Разумовской Э.О. (доверенность от 04.06.2012 N 22), Александровой З.А. (доверенность от 09.07.2012 N 28),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Новэк" на решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 29.08.2012, принятое судьями Бойко О.И., Даниловым А.Р., Ильмент Н.И., по делу N А79-5144/2012 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Новэк" к Государственной службе Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам, обществу с ограниченной ответственностью "Коммунальные технологии" о признании частично недействующим нормативного правового акта,
третье лицо - Кабинет Министров Чувашской Республики, и установил
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Новэк" (далее - Общество, ООО "Управляющая компания Новэк") обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением к Государственной службе Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам (далее - Служба по тарифам), обществу с ограниченной ответственностью "Коммунальные технологии" (далее - ООО "Коммунальные технологии") о признании частично недействующим постановления от 28.12.2011 N 62-20/гв "Об установлении тарифов на горячую воду, поставляемую потребителям теплоснабжающими организациями в Чувашской Республике, осуществляющими непосредственное производство горячей воды и оказание услуг горячего водоснабжения на 2012 год" (далее - постановление N 62-20/гв) в части установления тарифов на горячую воду для ООО "Коммунальные технологии" по городу Новочебоксарску.
Решением суда от 29.08.2012 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Общество не согласилось с принятым по делу судебным актом и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить и направить дело на новое рассмотрение.
Заявитель жалобы считает, что суд не проверил оспариваемое постановление на соответствие статье 48 Основ ценообразования в сфере деятельности организации коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 (далее - Основы ценообразования), не исследовал все составляющие тарифа на горячую воду, в том числе стоимость одного кубического метра холодной воды.
Представитель ООО "Управляющая компания Новэк" в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Служба по тарифам в отзыве на кассационную жалобу и ее представители в судебном заседании не согласились с доводами Общества, посчитав обжалуемый судебный акт законным и обоснованным.
Остальные лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не направили представителей в судебное заседание.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено путем использования систем видеоконференц-связи с Арбитражным судом Чувашской Республики.
Законность принятого Арбитражным судом Чувашской Республики решения проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, постановлением N 62-20/гв установлен тариф на горячую воду, поставляемую потребителям города Новочебоксарска ООО "Коммунальные технологии", на 2012 год в следующих размерах: для потребителей, оплачивающих производство и передачу горячей воды, расположенные на территории города Новочебоксарска: с января по июнь 2012 года - 56 рублей 24 копейки за один кубический метр, с июля по август 2012 года - 59 рублей 61 копейка за один кубический метр, с сентября по декабрь 2012 года - 62 рубля 37 копеек за один кубический метр; для населения: с января по июнь 2012 года - 66 рублей 36 копеек за один кубический метр, с июля по август 2012 года - 70 рублей 34 копейки за один кубический метр с НДС, с сентября по декабрь 2012 года - 73 рубля 60 копеек за один кубический метр.
Данное постановление зарегистрировано в Министерстве юстиции Чувашской Республики 20.01.2012 N 1058.
ООО "Управляющая компания Новэк" посчитало, что данное постановление не соответствует Федеральному закону от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", Федеральному закону от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", а также Основам ценообразования, и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействующим в части установления тарифа на горячую воду для ООО "Коммунальные технологии" по городу Новочебоксарску.
Руководствуясь частью 1 статьи 192, частью 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, частью 4 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Федеральный закон N 210-ФЗ), пунктом 48 Основ ценообразования, суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемое постановление принято уполномоченным органом, в обжалуемой части соответствует действующему законодательству, поэтому отказал в удовлетворении заявленного требования.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт (часть 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 4 статьи 4 Федерального закона N 210-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок для соответствующего субъекта Российской Федерации, в случае его установления, с учетом утвержденных представительными органами местного самоуправления инвестиционных программ организаций коммунального комплекса.
В силу постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 13.08.2009 N 265 Служба по тарифам является органом исполнительной власти Чувашской Республики, уполномоченным в области государственного регулирования тарифов (цен).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 утверждены Основы ценообразования, разработанные в соответствии с Федеральным законом N 210-ФЗ и определяющие принципы и методы регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса, тарифов на подключение вновь создаваемых (реконструируемых) объектов недвижимости (зданий, строений, сооружений, иных объектов) к системе коммунальной инфраструктуры и тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, а также предельных индексов максимально и минимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
Тарифы на горячую воду относятся к регулируемым тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса (пункт 6 Основ ценообразования).
В пункте 48 Основ ценообразования установлено, что тарифы на горячую воду включают в себя стоимость одного кубического метра холодной воды и расходы на подогрев воды, определяемые как произведение количества тепловой энергии, необходимого для нагрева одного кубического метра холодной воды до температуры, установленной в соответствии с нормативными правовыми актами, и тарифа на тепловую энергию, установленного в соответствии с Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации".
Оспариваемое постановление Службы по тарифам принято в целях реализации Федерального закона N 210-ФЗ и постановления Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520. Формирование тарифов на 2012 год на услуги организаций коммунального комплекса и теплоснабжающих организаций проводилось с учетом поручения Правительства Российской Федерации, предусматривающего рост платежей граждан за коммунальные услуги в 2012 году не более чем на 10,4 процента при наличии централизованного отопления и не более чем на 15 процентов при отсутствии централизованного и наличии газового отопления.
Как видно из материалов дела и установлено судом, тариф на горячую воду, поставляемую потребителям города Новочебоксарска ООО "Коммунальные технологии", включает в себя стоимость одного кубического метра холодной воды и расходы на подогрев воды, определяемые как произведение количества тепловой энергии, необходимого для нагрева одного кубического метра холодной воды, и тарифа на тепловую энергию, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Количество тепловой энергии на подогрев одного кубического метра холодной воды составило 0,065 Гкал/куб.м и определено исходя из нормативов расхода тепловой энергии на горячее водоснабжение, утвержденных решением Новочебоксарского городского собрания депутатов Чувашской Республики от 29.12.2005 N С 8-6, в размере 0,258 Гкал на человека в месяц и норматива расхода горячей воды на человека в месяц в размере 3,95 кубического метра.
В связи с отсутствием в Основах ценообразования формул, методики расчета количества тепловой энергии, необходимой для приготовления одного кубического метра горячей воды, Служба по тарифам произвела этот расчет аналогично Методическим указаниям по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденным приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 15.02.2011 N 47.
Расчет произведен по формуле с учетом удельной теплоемкости и плотности воды, коэффициента, учитывающего потери тепла трубопроводами систем централизованного горячего водоснабжения, средней за год температуры горячей воды, поступающей потребителям из систем централизованного горячего водоснабжения, и средней за год температуры холодной воды, поступающей потребителям из систем централизованного холодного водоснабжения. Последняя определена по формуле с учетом температуры холодной воды в водопроводной сети в отопительный период, равной 5 градусам Цельсия, температуры холодной воды в водопроводной сети в неотапливаемый период, равной 15 градусам Цельсия; количества дней в году; продолжительности отопительного периода, равного 217 дням. Температура подогрева воды составила 63,1 градуса Цельсия, средняя за год температура горячей воды, поступающей потребителям города Новочебоксарска из систем централизованного горячего водоснабжения - 72,15 градуса Цельсия. Применяемые при расчетах показатели не противоречат Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам".
Как видно из материалов дела, тариф на горячую воду, поставляемую потребителям теплоснабжающими организациями в Чувашской Республике, осуществляющими непосредственное производство горячей воды и оказание услуг горячего водоснабжения, на 2012 год рассчитан исходя из тарифа на тепловую энергию теплоснабжающими организациями потребителям в Чувашской Республике на 2012 год, установленного постановлением Службы по тарифам от 22.12.2011 N 55-20/т. Данное постановление было оспорено Обществом в судебном порядке, однако последнее отказалось от заявленных требований (определение Арбитражного суда Чувашской Республики от 23.05.2012 по делу N А79-5143/2012). Следовательно, тариф на тепловую энергию теплоснабжающими организациями потребителям в Чувашской Республике на 2012 год, исходя из которого рассчитан тариф на горячую воду, поставляемую потребителям теплоснабжающими организациями в Чувашской Республике, осуществляющими непосредственное производство горячей воды и оказание услуг горячего водоснабжения на 2012 год, является действующим. Другие нормативные акты, лежащие в основе расчета тарифа на горячую воду, заявителем не оспорены.
Кроме того, заявитель вносит плату за горячее водоснабжение ООО "Коммунальные технологии" по той же цене, по которой население оплачивает данную услугу заявителю.
При таких обстоятельствах суд сделал правильный вывод о том, что постановление N 62-20/гв принято в соответствии с действующим законодательством и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем обоснованно отказал Обществу в удовлетворении заявленного требования.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, получили правильную правовую оценку и судом округа не принимаются, так как направлены на переоценку исследованных судом доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в компетенцию кассационной инстанции не входит.
С учетом изложенного кассационная жалоба Общества не подлежит удовлетворению.
Арбитражный суд Чувашской Республики правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как видно из материалов дела, тариф на горячую воду, поставляемую потребителям теплоснабжающими организациями в Чувашской Республике, осуществляющими непосредственное производство горячей воды и оказание услуг горячего водоснабжения, на 2012 год рассчитан исходя из тарифа на тепловую энергию теплоснабжающими организациями потребителям в Чувашской Республике на 2012 год, установленного постановлением Службы по тарифам от 22.12.2011 N 55-20/т. Данное постановление было оспорено Обществом в судебном порядке, однако последнее отказалось от заявленных требований (определение Арбитражного суда Чувашской Республики от 23.05.2012 по делу N А79-5143/2012). Следовательно, тариф на тепловую энергию теплоснабжающими организациями потребителям в Чувашской Республике на 2012 год, исходя из которого рассчитан тариф на горячую воду, поставляемую потребителям теплоснабжающими организациями в Чувашской Республике, осуществляющими непосредственное производство горячей воды и оказание услуг горячего водоснабжения на 2012 год, является действующим. Другие нормативные акты, лежащие в основе расчета тарифа на горячую воду, заявителем не оспорены.
Кроме того, заявитель вносит плату за горячее водоснабжение ООО "Коммунальные технологии" по той же цене, по которой население оплачивает данную услугу заявителю.
При таких обстоятельствах суд сделал правильный вывод о том, что постановление N 62-20/гв принято в соответствии с действующим законодательством и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем обоснованно отказал Обществу в удовлетворении заявленного требования."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 3 декабря 2012 г. N Ф01-5342/12 по делу N А79-5144/2012