Резолютивная часть постановления объявлена 10.12.2012.
Постановление изготовлено в полном объеме 17.12.2012.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Бердникова О.Е.,
судей Чижова И.В., Шутиковой Т.В.
без участия представителей,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району города Ярославля на решение Арбитражного суда Ярославской области от 04.05.2012, принятое судьей Мухиной Е.В., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 03.08.2012, принятое судьями Буториной Г.Г., Кононовым П.И., Немчаниновой М.В., по делу N А82-531/2012 по заявлению закрытого акционерного общества "СОЮЗ" о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району города Ярославля от 02.11.2011, третье лицо - закрытое акционерное общество "МОСТ", и установил:
закрытое акционерное общество "СОЮЗ" (далее - ЗАО "СОЮЗ") обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району города Ярославля (далее - Инспекция, регистрирующий орган) об отказе в государственной регистрации юридического лица от 02.11.2011, принятого в отношении закрытого акционерного общества "Паритет" (далее - ЗАО "Паритет") и о возложении на Инспекцию обязанности зарегистрировать ЗАО "Паритет" на основании заявления от 26.10.2011 (вх. N 3185) и приложенных к нему документов.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено закрытое акционерное общество "МОСТ" (далее - ЗАО "МОСТ").
Решением суда от 04.05.2012 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением апелляционного суда от 03.08.2012 указанное решение оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что налоговым органом правомерно отказано в государственной регистрации юридического лица (ЗАО "Паритет"), поскольку заявление о государственной регистрации юридического лица при создании не содержит необходимых реквизитов, а именно: на листе В заявления в качестве держателя реестра акционеров указано юридическое лицо (ЗАО "Паритет"), не зарегистрированное в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ), не отражен ОГРН данного юридического лица, что приравнивается к непредставлению необходимых для государственной регистрации документов. По мнению Инспекции, когда держателем реестра акционеров создаваемого общества предполагается само общество, сведения о держателе реестра акционеров в ЕГРЮЛ должны вноситься после государственной регистрации юридического лица.
Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
ЗАО "СОЮЗ" и ЗАО "МОСТ" отзывы на кассационную жалобу не представили.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не направили представителей в судебное заседание.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 22.09.2011 ЗАО "СОЮЗ" и ЗАО "МОСТ" приняли решение об учреждении ЗАО "Паритет", об определении места нахождения, об уставном капитале, об утверждении порядка оплаты акций, о назначении директора, об утверждении устава ЗАО "Паритет". Ответственным за государственную регистрацию ЗАО "Паритет" назначено ЗАО "СОЮЗ".
Инспекция 26.10.2011 получила заявление по форме N Р 11001 о государственной регистрации юридического лица - ЗАО "Паритет" при создании. К указанному заявлению приложены документы, необходимые для государственной регистрации: документ об уплате государственной пошлины, протокол общего собрания, устав ЗАО "Паритет".
На основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) Инспекция 02.11.2011 приняла решение об отказе в государственной регистрации юридического лица в связи с тем, что заявителем не представлены документы, указанные в статье 12 данного федерального закона.
Не согласившись с решением Инспекции, ЗАО "СОЮЗ" обратилось в арбитражный суд.
Руководствуясь статьями 12, 23 Закона N 129-ФЗ, статьей 44 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", пунктом 5 части 2 приказа Федеральной налоговой службы России от 01.11.2004 N САЭ-3-09/16@ "О методических разъяснениях по заполнению форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя" (далее - Методические разъяснения) и установив, что обжалуемое решение не соответствует законодательству, нарушает права и законные интересы ЗАО "СОЮЗ", суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
Перечень документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации создаваемого юридического лица, определен в статье 12 Федерального закона N 129-ФЗ. Данный перечень является исчерпывающим.
В пункте 4 статьи 9 Закона N 129-ФЗ установлено, что регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных данным Федеральным законом.
В статье 23 Закона N 129-ФЗ предусмотрены основания для отказа в государственной регистрации, в том числе, непредставление заявителем определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов.
Согласно пунктам 2 и 3 статьи 44 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" общество обязано обеспечить ведение и хранение реестра акционеров общества в соответствии с правовыми актами Российской Федерации с момента государственной регистрации общества. Держателем реестра акционеров общества может быть это общество или регистратор.
В силу пункта 5 части 2 Методических разъяснений сведения о держателе реестра акционеров акционерного общества представляются в регистрирующий орган, если держатель реестра акционеров на момент создания юридического лица определен; такие сведения указываются в листе В заявления.
Суды установили и материалами дела подтверждается, что ЗАО "СОЮЗ" представило в Инспекцию все необходимые для регистрации документы, а именно: заявление о создании юридического лица по форме N Р 11001, документ об уплате государственной пошлины, протокол общего собрания от 22.09.2011, устав ЗАО "Паритет".
При изложенных обстоятельствах суды пришли к правильному выводу об отсутствии у регистрирующего органа оснований для отказа в государственной регистрации вновь созданного юридического лица, поэтому удовлетворили заявленные ЗАО "СОЮЗ" требования.
Как правомерно указали суды, приведенные в обжалуемом решении доводы Инспекции могли служить основанием для отказа во внесении в ЕГРЮЛ сведений о держателе реестра акционеров ЗАО "Паритет", но не для отказа в регистрации вновь созданного юридического лица.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине по кассационной жалобе не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 04.05.2012 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 03.08.2012 по делу N А82-531/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району города Ярославля - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.Е. Бердников |
Судьи |
И.В. Чижов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) Инспекция 02.11.2011 приняла решение об отказе в государственной регистрации юридического лица в связи с тем, что заявителем не представлены документы, указанные в статье 12 данного федерального закона.
...
Перечень документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации создаваемого юридического лица, определен в статье 12 Федерального закона N 129-ФЗ. Данный перечень является исчерпывающим.
В пункте 4 статьи 9 Закона N 129-ФЗ установлено, что регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных данным Федеральным законом.
В статье 23 Закона N 129-ФЗ предусмотрены основания для отказа в государственной регистрации, в том числе, непредставление заявителем определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов.
Согласно пунктам 2 и 3 статьи 44 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" общество обязано обеспечить ведение и хранение реестра акционеров общества в соответствии с правовыми актами Российской Федерации с момента государственной регистрации общества. Держателем реестра акционеров общества может быть это общество или регистратор."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 17 декабря 2012 г. N Ф01-5021/12 по делу N А82-531/2012