Резолютивная часть постановления объявлена 20.12.2012.
Постановление изготовлено в полном объеме 27.12.2012.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Башевой Н.Ю.,
судей Забурдаевой И.Л., Радченковой Н.Ш.
при участии представителей от заявителя: Гонцаревича А.А. (доверенность от 11.01.2012 N 069-14-1), Кокорина А.А. (доверенность от 11.01.2012 N 069-14-3),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Марийский машиностроительный завод" на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 24.10.2012, принятое судьями Лежниным В.В., Камаевой А.В., Фроловой Л.А., по делу N А38-3479/2012 по заявлению открытого акционерного общества "Марийский машиностроительный завод" о признании недействующим постановления мэра города Йошкар-Олы,
третье лицо - Российская Федерация в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Марий Эл, и установил:
открытое акционерное общество "Марийский машиностроительный завод" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействующим постановления мэра города Йошкар-Олы от 30.03.1999 N 851 "О статусе зеленых насаждений, произрастающих на территории города Йошкар-Олы" (далее - Постановление от 30.03.1999 N 851), как не соответствующего части 2 статьи 19 Федерального закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", части 4 статьи 37 Устава муниципального образования "Город Йошкар-Ола" (действовавших на момент принятия оспариваемого постановления).
В качестве третьего лица привлечена Российская Федерация в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Марий Эл (далее - Территориальное управление).
Решением суда от 24.10.2012 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Общество не согласилось с принятым судебным актом и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель считает, что суд неправильно применил часть 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации, часть 4 статьи 7 Конституции Республики Марий Эл, часть 2 статьи 19 Федерального закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Оспариваемый нормативный правовой акт не был официально опубликован, не влечет правовых последствий и не подлежит применению.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана представителями в судебном заседании.
Заинтересованное лицо отзыв на кассационную жалобу не представило, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в судебное заседание не направило.
В соответствии со статьей 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 20.12.2012.
Законность принятого Арбитражным судом Республики Марий Эл решения проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании статьи 2 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" Правительство Республики Марий Эл приняло постановление от 03.08.1998 N 304 "Об утверждении Положения о городских лесах". В пункте 2 постановления главам городских округов, муниципальных районов и поселений Республики Марий Эл рекомендовано обеспечить придание городским лесам статуса особо охраняемых природных территорий местного (муниципального) значения и соблюдение установленного режима пользования городскими лесами.
Во исполнение указанного постановления мэр города Йошкар-Олы принял постановление от 30.03.1999 N 851 "О статусе зеленых насаждений, произрастающих на территории города Йошкар-Олы", в соответствии с пунктом 1 которого участкам городской земли, занимаемым городскими лесами, в том числе участку "Дубовая роща" площадью 149 гектаров, придан статус особо охраняемых природных территорий муниципального значения.
В состав участка "Дубовая роща" входит земельный участок площадью 33 818 квадратных метров, расположенный по адресу: город Йошкар-Ола, улица Кирова, примерно в 800 метрах от дома 44 по направлению на север, выделенный Обществу на праве постоянного бессрочного пользования (свидетельство от 30.06.1997 N 1240).
На данном земельном участке расположены принадлежащие Обществу объекты недвижимости (восстановительно-оздоровительный центр "Дубовая роща", литеры А, Б, В, Г, Д, Е, В1, I, II, III, IV, общей площадью 545,5 квадратного метра, свидетельство о государственной регистрации права от 27.07.2005 АБ N 0033894).
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Марий Эл от 19.02.2009 по делу N А38-5392/2008 Обществу отказано в удовлетворении заявления о признании незаконным решения Территориального управления об отказе в приватизации земельного участка, поскольку он входит в состав участка "Дубовая роща", обладающего статусом особо охраняемой природной территории.
Ссылаясь на отсутствие официального опубликования Постановления от 30.03.1999 N 851, Общество обратилось в суд с заявлением о признании его недействующим, как не соответствующего части 2 статьи 19 Федерального закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", части 4 статьи 37 Устава муниципального образования "Город Йошкар-Ола".
Руководствуясь статьями 192, 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 2 статьи 19, статьей 52 Федерального закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", суд первой инстанции установил, что оспариваемое постановление принято уполномоченным органом и соответствует действующему законодательству, поэтому отказал в удовлетворении заявленного требования.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании не действующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа, принявшего оспариваемый нормативный правовой акт (часть 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Суд установил, что Постановление от 30.03.1999 N 851 принято компетентным органом местного самоуправления в пределах его полномочий. Данный факт никем не оспаривается.
Общество просило признать оспариваемое постановление недействующим в связи с отсутствием его официального опубликования.
В статье 19 Федерального закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления по вопросам своего ведения принимают (издают) правовые акты. Наименование и виды правовых актов органов местного самоуправления, выборных и других должностных лиц местного самоуправления, полномочия по изданию указанных актов, порядок их принятия и вступления в силу определяются уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
В силу пункта 4 статьи 37 Устава муниципального образования города Йошкар-Олы, зарегистрированного Государственной регистрационной палатой Республики Марий Эл 16.07.1997 N 1-МО, постановления мэра города, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования.
Таким образом, целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает.
На момент принятия оспариваемого постановления Уставом муниципального образования "Город Йошкар-Ола" не был установлен официальный печатный орган для опубликования нормативных правовых актов местного самоуправления.
Признавая Постановление от 30.03.1999 N 851 обнародованным и действующим, суд установил, что в результате правомерных действий заинтересованного лица информация о принятом нормативном акте, его содержании была доведена до неопределенного круга лиц, постановление является общедоступным и неоднократно применялось.
Так, оспариваемое постановление в апреле 1999 года было размещено в справочно-правовой системе "Консультант Плюс: Марийское Законодательство". В это постановление мэр города Йошкар-Олы постановлением от 25.12.2006 N 3276, официально опубликованным в газете "Йошкар-Ола" от 26.12.2006, внес изменения.
Кроме этого, решением Собрания депутатов городского округа "Город Йошкар-Ола" от 14.07.2009 N 745-IV утвержден Генеральный план городского округа "Город Йошкар-Ола", в соответствии с которым участок "Дубовая роща" отнесен к особо охраняемым природным территориям. Генеральный план прошел процедуру публичных слушаний и опубликован в газете "Йошкар-Ола" от 15.07.2009 N 27(974).
Решением III сессии Собрания депутатов городского округа "Город Йошкар-Ола" от 24.12.2009 N 30-V утверждены Правила землепользования и застройки городского округа "Город Йошкар-Ола" вместе с Перечнем территориальных зон и Перечнем зон с особыми условиями использования территорий. Указанные правила прошли процедуру публичных слушаний и опубликованы в газете "Йошкар-Ола" от 29.12.2009 N 51(999).
Таким образом, содержащаяся в Постановлении от 30.03.1999 N 851 информация о придании участку "Дубовая роща", в состав которого входит принадлежащий Обществу участок, статуса особо охраняемых природных территорий муниципального значения, была обнародована в 1999 году, неоднократно использовалась в иных нормативных правовых актах, доступна для неограниченного круга лиц. Все заинтересованные лица, в том числе и заявитель, имели возможность ознакомиться с содержанием постановления.
Поскольку принадлежащий Обществу земельный участок ограничен в обороте, у данного лица отсутствует субъективное право на приватизацию земельного участка, поэтому оспариваемым постановлением его права и законные интересы не нарушены.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал Обществу в удовлетворении заявленного требования.
Арбитражный суд Республики Марий Эл не допустил нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы в сумме 1000 рублей относятся на Общество.
Излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1000 рублей подлежит возврату заявителю из федерального бюджета на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 24.10.2012 по делу N А38-3479/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Марийский машиностроительный завод" - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Марийский машиностроительный завод" из федерального бюджета государственную пошлину с кассационной жалобы в сумме 1000 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 01.11.2012 N 10783.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Ю. Башева |
Судьи |
И.Л. Забурдаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В статье 19 Федерального закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления по вопросам своего ведения принимают (издают) правовые акты. Наименование и виды правовых актов органов местного самоуправления, выборных и других должностных лиц местного самоуправления, полномочия по изданию указанных актов, порядок их принятия и вступления в силу определяются уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
В силу пункта 4 статьи 37 Устава муниципального образования города Йошкар-Олы, зарегистрированного Государственной регистрационной палатой Республики Марий Эл 16.07.1997 N 1-МО, постановления мэра города, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 27 декабря 2012 г. N Ф01-5939/12 по делу N А38-3479/2012
Хронология рассмотрения дела:
19.03.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-2541/13
27.02.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-2541/13
27.12.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-5939/12
24.10.2012 Решение Арбитражного суда Республики Марий Эл N А38-3479/12