Резолютивная часть постановления объявлена 19.12.2012.
Постановление изготовлено в полном объеме 26.12.2012.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Забурдаевой И.Л.,
судей Александровой О.В., Радченковой Н.Ш.
без участия представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица - общественной организации "Общество охотников и рыболовов" Козловского района Чувашской Республики на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 22.06.2012, принятое судьей Павловой О.Л., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2012, принятое судьями Захаровой Т.А., Протасовым Ю.В., Урлековым В.Н., по делу N А79-5831/2012 по заявлению общественной организации "Общество охотников и рыболовов" Козловского района Чувашской Республики к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии о признании недействительными решения и предписаний,
третьи лица - Кабинет Министров Чувашской Республики, Государственная служба Чувашской Республики по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, и установил:
общественная организация "Общество охотников и рыболовов" Козловского района Чувашской Республики (далее - Общественная организация, Общество охотников и рыболовов) обратилась в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением о признании недействительными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии (далее - Управление, антимонопольный орган) от 26.09.2011 по делу N 117-АМЗ-2011 и предписаний от 20.09.2011.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Кабинет Министров Чувашской Республики, Государственная служба Чувашской Республики по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания (далее - Госохотрыбслужба Чувашской Республики).
Решением суда от 22.06.2012 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2012 решение оставлено без изменения.
Общество охотников и рыболовов не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой и дополнением к ней, в которых просит отменить их.
По мнению заявителя, суды неправильно применили нормы материального права, неполно выяснили обстоятельства, имеющие значение для дела. Общественная организация указывает, что пункт 7 части 1 статьи 15 и пункт 20 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) к рассматриваемым отношениям неприменимы, так как в спорный период не действовали. Долгосрочная лицензия на пользование объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, была выдана Общественной организации с соблюдением требований статьи 37 Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире", действовавшей в спорный период. Антимонопольный орган неправомерно не привлек Общество охотников и рыболовов к рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в качестве заинтересованного лица. В дополнении к кассационной жалобе заявитель указывает, что до заключения договора от 20.04.2009 Общественная организация фактически пользовалась охотничьими угодьями на территории Козловского района Чувашской Республики, поэтому имеет приоритет в предоставлении в пользование указанной территории.
Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе и дополнении к ней.
Управление в отзыве отклонило доводы жалобы.
Кабинет Министров в отзыве не согласился с доводами жалобы.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, представителей не направили.
Законность принятых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, распоряжением Кабинета Министров Чувашской Республики от 17.04.2009 N 109-р (в редакции распоряжения от 01.04.2010 N 97-р) Обществу охотников и рыболовов предоставлены в пользование территории, акватории площадью 46,6 тыс. га, необходимые для осуществления пользования объектами животного мира, в Козловском районе Чувашской Республике - Чувашии сроком на 25 лет.
На основании указанного распоряжения Госохотрыбслужба Чувашской Республики выдала Общественной организации долгосрочную лицензию на пользование объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты.
Госохотрыбслужба Чувашской Республики (Служба) и Общество охотников и рыболовов (Пользователь) 20.04.2009 заключили договор о предоставлении в пользование объектов животного мира на территориях, акваториях, необходимых для осуществления пользования в Чувашской Республике, площадью 51,4 тыс. га.
На основании поступившего заявления гражданина Измайлова о нарушении Кабинетом Министров Чувашской Республики и Госохотрыбслужба Чувашской Республики законности передачи объектов животного мира, Управление в целях проверки поступившей информации возбудило дело N 117-АМЗ-2011.
В ходе проверки Управление установило, что распоряжение Кабинета Министров Чувашской Республики от 17.04.2009 N 109-р и действия Госохотрыбслужбы Чувашской Республики, выразившиеся в предоставлении Обществу охотников и рыболовов объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, нарушили статью 37 Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире", поскольку исключили возможность подачи заявок неограниченного круга лиц, претендующих на предоставление территорий или акваторий, необходимых для осуществления пользования животным миром, их участия в конкурсе на право заключения договора о предоставлении в пользование территорий или акваторий, необходимых для осуществления пользования животным миром, следовательно, устранили конкуренцию на рынке пользования животным миром.
Данные действия Госохотрыбслужбы Чувашской Республики и распоряжение Кабинета Министров Чувашской Республики создали Общественной организации преимущественные условия осуществления деятельности, что является нарушением пункта 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
На основании результатов проверки Управление вынесло решение от 26.09.2011 N 117-АМЗ-2011 о признании Кабинета Министров Чувашской Республики и Госохотрыбслужбы Чувашской Республики нарушившими пункт 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Управление 20.09.2011 выдало Кабинету Министров Чувашской Республики и Госохотрыбслужбе Чувашской Республики предписания об устранении выявленного нарушения антимонопольного законодательства. Об исполнении настоящего предписания предложено проинформировать антимонопольный орган до 26.12.2011.
Не согласившись с таким решением и предписанием, Общественная организация обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь статьями 71, 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 20 статьи 4, пунктом 7 части 1 статьи 15, статьями 41, 41.1, 42, 52 Закона о защите конкуренции, статьей 37 Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире", пунктами 2, 9 Указа Президента Чувашской Республики от 21.11.2001 N 110 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Чувашской Республики, Кабинета Министров Чувашской Республики, нормативно-правовых актов органов исполнительной власти Чувашской Республики", пунктом 22 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства", суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленного требования, при этом исходил из правомерности принятых антимонопольным органом решения и предписания.
Первый арбитражный апелляционный суд согласился с позицией суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в том числе предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение порядка, установленного главой 5 настоящего Федерального закона (пункт 7 введен Федеральным законом от 17.07.2009 N 164-ФЗ).
Государственные или муниципальные преференции - предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот (пункт 20 статьи 4 Закона о защите конкуренции).
Порядок предоставления муниципальной преференции (в предыдущей редакции закона - государственной или муниципальной помощи) предусмотрен главой 5 Закона о защите конкуренции, который представляет собой порядок согласования такой преференции с антимонопольным органом.
Установлено по делу, что Кабинет Министров Чувашской Республики и Госохотрыбслужба Чувашской Республики с заявлениями о предоставлении муниципальной преференции Общественной организации в антимонопольный орган не обращались.
Пункт 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции на момент возникновения спорных правоотношений не действовал, так как был дополнен Федеральным законом от 17.07.2009 N 164-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Однако в рассматриваемый период действовал запрет, установленный в части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, на принятие актов и (или) осуществление действий федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
В соответствии с пунктом 1.1 Положения о Государственной службе Чувашской Республики по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 09.10.2008 N 303, Госохотрыбслужба Чувашской Республики является органом исполнительной власти Чувашской Республики, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в области охраны и использования объектов животного мира, а также водных биологических ресурсов.
Госохотрыбслужба Чувашской Республики является специально уполномоченным государственным органом Чувашской Республики по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.
Животный мир является достоянием народов Российской Федерации, неотъемлемым элементом природной среды и биологического разнообразия Земли, возобновляющимся природным ресурсом, важным регулирующим и стабилизирующим компонентом биосферы, всемерно охраняемым и рационально используемым для удовлетворения духовных и материальных потребностей граждан Российской Федерации.
В соответствии со статьей 37 Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире", действовавшей до 01.04.2010, для получения долгосрочной лицензии на пользование животным миром заинтересованное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель подает заявку, в которой указываются: сведения о заявителе; вид пользования животным миром; перечень объектов животного мира; границы и площадь территорий, необходимых для осуществления пользования заявленными для использования объектами животного мира; предполагаемый срок пользования животным миром.
Заявки на получение объектов животного мира в пользование на территории Российской Федерации подаются в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации.
Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации на основании заключения соответствующего специально уполномоченного государственного органа субъекта Российской Федерации по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания принимает решение о предоставлении заявленной территории или акватории, необходимых для осуществления пользования животным миром, согласовав с собственниками земель, землевладельцами, с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти условия предоставления этой территории или акватории за плату или бесплатно в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации.
Результаты согласования вносятся в долгосрочную лицензию на пользование животным миром.
На основании согласования специально уполномоченный государственный орган субъекта Российской Федерации по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания и пользователь животным миром заключают договор о предоставлении в пользование территории или акватории, необходимых для осуществления пользования животным миром, в соответствии с гражданским, земельным, водным и лесным законодательством.
При наличии нескольких равных по приоритету претендентов на одну и ту же территорию или акваторию животный мир предоставляется в пользование на основании конкурса с соблюдением антимонопольных требований.
Предоставление в пользование животного мира и территорий или акваторий, необходимых для осуществления пользования животным миром, должно проходить гласно с учетом интересов местного населения.
Предоставление территорий (акваторий) для пользования объектами животного мира на территории Чувашской Республики - Чувашии относится к полномочиям высшего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в данном случае это Кабинет Министров Чувашской Республики, и в его обязанность входит информирование лиц, потенциально заинтересованных в получении объектов животного мира в пользование.
В соответствии с пунктами 2, 9 Указа Президента Чувашской Республики от 21.11.2001 N 110 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Чувашской Республики, Кабинета Министров Чувашской Республики, нормативно-правовых актов органов исполнительной власти Чувашской Республики" газета "Вести Чувашии" является официальным печатным изданием для опубликования актов Президента Чувашской Республики, Кабинета Министров Чувашской Республики, нормативно-правовых актов органов исполнительной власти Чувашской Республики.
Как установили суды, Кабинет Министров Чувашской Республики и Госохотрыбслужба Чувашской Республики не размещали в средствах массовой информации сообщение о возможном предоставлении в пользование упомянутых охотничьих угодий площадью 46,6 тыс. га. сроком на 25 лет в пределах Чувашской Республики.
Общество охотников и рыболовов опубликовало 26.12.2008 в Козловской районной газете "Знамя" информацию о проведении опроса общественного мнения по вопросу закрепления охотничьих угодий в пределах административных границ за Козловской общественной организацией.
Однако данное обстоятельство не свидетельствует о соблюдении уполномоченными органами положений действующего законодательства, поскольку обязанность по соблюдению принципа гласности предоставления в пользование объектов животного мира возложена на высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации, которым в данном случае является Кабинет Министров Чувашской Республики.
В результате 17.04.2009 Кабинет Министров Чувашской Республики издал распоряжение N 109-р, на основании которого 20.04.2009 Госохотрыбслужба Чувашской Республики (Служба) и Общество охотников и рыболовов (Пользователь) заключили договор о предоставлении в пользование объектов животного мира на территориях, акваториях, необходимых для осуществления пользования данными объектами в Чувашской Республике, площадью 51,4 тыс. га.
На основании изложенного суды пришли к обоснованным выводам о том, что Кабинет Министров Чувашской Республики и Госохотрыбслужба Чувашской Республики в результате несоблюдения в полном объеме принципа гласности предоставления объектов животного мира приняли решение и фактически предоставили Общественной организации государственную преференцию, поскольку Общество охотников и рыболовов преимущественно получило объекты животного мира в пользование, а иные юридические лица и индивидуальные предприниматели были лишены возможности претендовать на получение в пользование объектов животного мира на тех же территориях.
Таким образом, Управление обоснованно квалифицировало действия Кабинета Министров Чувашской Республики и Госохотрыбслужбы Чувашской Республики по части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции как ограничение конкуренции на рынке пользования объектами животного мира.
При этом, как следует из представленных в материалы дела отзывов Кабинета Министров Чувашской Республики и Госохотрыбслужбы Чувашской Республики, то есть лиц, признанных нарушителями антимонопольного законодательства, указанные лица с данным решением и предписаниями Управления согласны и не оспаривают.
Суды правомерно, со ссылками на статьи 41, 42, 52 Закона о защите конкуренции, отклонили довод Общественной организации о том, что антимонопольный орган не привлек ее к рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Кроме того, факт нарушения Кабинетом Министров Чувашской Республики и Госохотрыбслужбы Чувашской Республики антимонопольного законодательства установлен. Сам по себе факт участия или неучастия Общественной организации в рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства не влечет недействительность оспариваемого решения при наличии факта правонарушения.
При соблюдении в последующем процедуры предоставления спорных охотничьих угодий Общество охотников и рыболовов не лишено права претендовать на данные угодья в установленном законом порядке.
Судебными актами не установлено, что оспариваемое решение антимонопольного органа принято с нарушением Закона о защите конкуренции, влекущим безусловное признание этого решения незаконным.
С учетом изложенного кассационная жалоба Общественной организации не подлежит удовлетворению.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, проверены судом кассационной инстанции в полном объеме, однако не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального или процессуального права и направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств и изложенных в обжалованных судебных актах обстоятельств, установленных судами, что не входит в круг полномочий арбитражного суда кассационной инстанции, перечисленных в статьях 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нормы материального права суды применили правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по кассационной жалобе подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 22.06.2012 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2012 по делу N А79-5831/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу общественной организации "Общество охотников и рыболовов" Козловского района Чувашской Республики - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на общественную организацию "Общество охотников и рыболовов" Козловского района Чувашской Республики.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Л. Забурдаева |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В результате 17.04.2009 Кабинет Министров Чувашской Республики издал распоряжение N 109-р, на основании которого 20.04.2009 Госохотрыбслужба Чувашской Республики (Служба) и Общество охотников и рыболовов (Пользователь) заключили договор о предоставлении в пользование объектов животного мира на территориях, акваториях, необходимых для осуществления пользования данными объектами в Чувашской Республике, площадью 51,4 тыс. га.
На основании изложенного суды пришли к обоснованным выводам о том, что Кабинет Министров Чувашской Республики и Госохотрыбслужба Чувашской Республики в результате несоблюдения в полном объеме принципа гласности предоставления объектов животного мира приняли решение и фактически предоставили Общественной организации государственную преференцию, поскольку Общество охотников и рыболовов преимущественно получило объекты животного мира в пользование, а иные юридические лица и индивидуальные предприниматели были лишены возможности претендовать на получение в пользование объектов животного мира на тех же территориях.
Таким образом, Управление обоснованно квалифицировало действия Кабинета Министров Чувашской Республики и Госохотрыбслужбы Чувашской Республики по части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции как ограничение конкуренции на рынке пользования объектами животного мира.
...
Суды правомерно, со ссылками на статьи 41, 42, 52 Закона о защите конкуренции, отклонили довод Общественной организации о том, что антимонопольный орган не привлек ее к рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства.
...
Судебными актами не установлено, что оспариваемое решение антимонопольного органа принято с нарушением Закона о защите конкуренции, влекущим безусловное признание этого решения незаконным."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 26 декабря 2012 г. N Ф01-5767/12 по делу N А79-5831/2012
Хронология рассмотрения дела:
04.04.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-3235/13
14.03.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-3235/13
26.12.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-5767/12
26.09.2012 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-2737/12
14.08.2012 Определение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии N А79-5831/12
29.06.2012 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-2737/12
22.06.2012 Решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии N А79-5831/12