Резолютивная часть постановления объявлена 14.01.2013.
Постановление изготовлено в полном объеме 17.01.2013.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Бердникова О.Е.,
судей Чижова И.В., Шутиковой Т.В.
при участии представителей от истца: Лебедева П.А. (доверенность от 09.01.2013 N 178/2013), от ответчика - Департамента лесного хозяйства Нижегородской области: Пряничниковой О.А. (доверенность от 29.12.2012 N 303),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика - Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации - Управления федерального казначейства по Нижегородской области на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 13.06.2012, принятое судьей Ионычевой С.В., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2012, принятое судьями Вечкановым А.И., Богуновой Е.А., Соловьевой М.В., по делу N А43-19071/2011 по иску общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-АЭРО-Нижний Новгород" к Министерству экологии и природных ресурсов Нижегородской области, Департаменту лесного хозяйства Нижегородской области, Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании 813 223 рублей 43 копеек,
третьи лица - Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Нижегородской области, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, открытое акционерное общество "Таганрогский авиационный научно-технический комплекс имени Г.М. Бериева", и установил:
общество с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-АЭРО-Нижний Новгород" (далее - ООО "ЛУКОЙЛ-АЭРО-Нижний Новгород") обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с исковым заявлением к Министерству экологии и природных ресурсов Нижегородской области (далее - Министерство экологии и природных ресурсов), Департаменту лесного хозяйства Нижегородской области (далее - Департамент лесного хозяйства), Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации - Управления федерального казначейства по Нижегородской области (далее - Министерство финансов) о взыскании 413 920 рублей 99 копеек задолженности по оплате топлива, переданного по заявке о заправке воздушного судна от 26.07.2010 N 319-04-5001, и 399 302 рублей 44 копеек задолженности по оплате топлива, переданного по заявке на поставку авиационного топлива от 05.08.2010 N 319-04-5191.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Нижегородской области (далее - ГУ МЧС России по Нижегородской области), Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России), открытое акционерное общество "Таганрогский авиационный научно-технический комплекс имени Г.М. Бериева" (далее - ОАО "ТАНТК имени Г.М. Бериева").
Решением суда от 13.06.2012 с Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу истца взыскан основной долг в сумме 813 223 рублей 43 копеек и 19 264 рубля 47 копеек расходов по уплате государственной пошлины. В удовлетворении иска к остальным ответчикам отказано.
Постановлением апелляционного суда от 13.09.2012 указанное решение оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Министерство финансов обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили статьи 307 и 308 Гражданского кодекса Российской Федерации. Министерство финансов полагает, что у него не возникло обязательств по оплате авиационного топлива, а суды неверно определили, что поставка этого топлива производилась в интересах Российской Федерации.
Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
ООО "ЛУКОЙЛ-АЭРО-Нижний Новгород" и Департамент лесного хозяйства в отзывах на кассационную жалобу и их представители в судебном заседании указали на отсутствие оснований для отмены принятых судебных актов.
ОАО "ТАНТК имени Г.М. Бериева" в отзыве на кассационную жалобу указало на законность принятых судебных актов и просило рассмотреть жалобу в отсутствие представителя.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не направили представителей в судебное заседание.
Законность решения Арбитражного суда Нижегородской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, 26.07.2010 от Министерства экологии и природных ресурсов в адрес ООО "ЛУКОЙЛ-АЭРО-Нижний Новгород" поступила заявка N 319-04-5001 на обеспечение заправки воздушного судна (самолет БЕ-200 бортовой номер 21512) авиационным топливом ТС-1, а 05.08.2010 - заявка N 319-04-5191 на поставку авиационного топлива.
На основании требований N 5, 8, 18 и 598 ООО "ЛУКОЙЛ-АЭРО-Нижний Новгород" поставило топливо авиационное на общую сумму 813 223 рубля 43 копейки. Получателями топлива являлись работники ОАО "ТАНТК имени Г.М. Бериева" и заместитель начальника управления - начальник отдела по надзору в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Управления надзорной деятельности главного управления МЧС России по Чувашской Республике Петров Сергей Петрович.
Указанное топливо использовалось для заправки самолетов, используемых летом 2010 года для ликвидации лесных пожаров на территории Нижегородской области, возникших вследствие засухи и аномально жаркой погоды.
Неисполнение обязательства по оплате топлива явилось основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Руководствуясь статьями 309, 310, 454, 486 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации, суд пришел к выводу, что работы по тушению лесных пожаров выполнялись в интересах Российской Федерации, следовательно, взыскание спорных денежных средств должно производиться за счет средств казны Российской Федерации.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
Согласно статьям 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона; односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
В силу части 1 статьи 454 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).
На основании пункта 1 статьи 486 Гражданского кодекса Российской Федерации покупатель обязан оплатить товар непосредственно до или после передачи ему продавцом товара, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другим законом, иными правовыми актами или договором купли-продажи и не вытекает из существа обязательства.
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в спорный период) Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий по организации использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесного семеноводства) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях. Средства на осуществление переданных полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета.
Из указанных норм следует, что тушение лесных пожаров отнесено к компетенции специализированных органов государственной власти, их территориальных подразделений и органов местного самоуправления и финансируется из средств федерального бюджета.
Определением суда первой инстанции от 29.02.2012 Министерству финансов предложено представить доказательства перечисления из федерального бюджета в бюджет Нижегородской области денежных средств в виде субвенций на возмещение затрат на приобретение топлива по названным требованиям.
Министерство финансов таких доказательств не представило, поэтому суды правомерно возложили на него обязанность по оплате долга в сумме 813 223 рублей 43 копеек за счет средств казны Российской Федерации.
Суды первой и апелляционной инстанций правильно применили нормы материального права, не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 13.06.2012 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2012 по делу N А43-19071/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации - Управления федерального казначейства по Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.Е. Бердников |
Судьи |
И.В. Чижов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На основании пункта 1 статьи 486 Гражданского кодекса Российской Федерации покупатель обязан оплатить товар непосредственно до или после передачи ему продавцом товара, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другим законом, иными правовыми актами или договором купли-продажи и не вытекает из существа обязательства.
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в спорный период) Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий по организации использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесного семеноводства) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях. Средства на осуществление переданных полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 17 января 2013 г. N Ф01-6217/12 по делу N А43-19071/2011