Нижний Новгород |
|
10 октября 2014 г. |
Дело N А31-4739/2013 |
Резолютивная часть постановления оглашена 08.10.2014.
Полный текст постановления изготовлен 10.10.2014.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Кислицына Е.Г.,
судей Павлова В.Ю., Чернышова Д.В.,
при участии представителя
от истца: Жуковой А.В. (доверенность от 29.04.2013)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу истца - общества с ограниченной ответственностью "ВетлугаЛесПром" на решение Арбитражного суда Костромской области от 03.04.2014, принятое судьей Денисенко Л.Ю., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 18.06.2014, принятое судьями Барминым Д.Ю., Барьяхтар И.Ю., Поляшовой Т.М., по делу N А31-4739/2013
по иску общества с ограниченной ответственностью "ВетлугаЛесПром" (ИНН: 4407009910, ОГРН: 1084436001286)
к Департаменту лесного хозяйства Костромской области (ИНН: 4401071292, ОГРН: 1074401000112)
о взыскании неосновательного обогащения и процентов за пользование чужими денежными средствами
и у с т а н о в и л :
общество с ограниченной ответственностью "ВетлугаЛесПром" (далее - ООО "ВетлугаЛесПром") обратилось в Арбитражный суд Костромской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Департаменту лесного хозяйства Костромской области (далее - Департамент) о взыскании 2 495 460 рублей 63 копеек неосновательного обогащения, образовавшегося в результате излишней уплаты арендных платежей с 2009 года по 2012 год по договорам от 31.12.2009 N 342 и от 02.07.2010 N 406, и 599 851 рубля 01 копейки процентов за пользование чужими денежными средствами с 05.02.2010 по 24.03.2014, с 16.09.2010 по 24.03.2014 и далее по день фактического исполнения решения суда.
Исковые требования основаны на статьях 395 и 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 81 Лесного кодекса Российской Федерации и мотивированы тем, что арендодатель неправомерно рассчитал арендную плату с применением повышенных разрядов такс в зависимости от удаления центра лесных кварталов от пункта погрузки и перевозки древесины.
Сославшись на статьи 199 и 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 72 и 74 Лесного кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Костромской области решением от 03.04.2014, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 18.06.2014, отказал в удовлетворении требований, поскольку пришел к выводу о том, что при изменении таксации недопустимо снижение размера арендной платы за пользование находящимися в публичной собственности земельными участками лесного фонда, определенного по результатам аукциона, и применил срок исковой давности к требованиям о взыскании денежных средств, обязанность по возврату которых возникла до 13.05.2010.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, ООО "ВетлугаЛесПром" обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление в связи с неправильным применением норм материального права.
По мнению заявителя, размер платы за пользование участком лесного фонда является регулируемой ценой, поэтому должен быть рассчитан исходя из условий договора и действующего законодательства исходя из разрядов такс, соответствующих удаленности центра лесного квартала от ближайшего погрузочного пункта. О неверном применении Департаментом указанных такс при расчете арендной платы Общество узнало в 2013 году, что свидетельствует об ошибочности судебного вывода об истечении срока исковой давности.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
Ответчик, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не обеспечил явку представителя в судебное заседание. В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и заслушав полномочного представителя истца, окружной суд не нашел оснований для отмены обжалуемых судебных актов в силу следующего.
Как видно из документов и установил суд, на основании протоколов от 30.12.2009 N 210 и от 23.06.2010 N 38 о результатах аукционов по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, признанных несостоявшимися, Департамент (арендодатель) и ООО "ВетлугаЛесПром" (единственный участник аукциона, арендатор) заключили следующие договоры:
- договор аренды от 31.12.2009 N 342 лесного участка площадью 9965 гектаров, месторасположение: Костромская область, Пыщугский район, ОГУ "Пыщугское лесничество", кварталы 2, 5 - 7, 11 - 14, 19, 21, 44 - 47 и 49 - 55 Михайловицкого участкового лесничества, квартал 99 Первого Носковского участкового лесничества, кварталы 8 - 11, 14 - 18, 20 - 23, 25 и 28 Второго Пыщугского участкового лесничества (колхоз "Русичи"), учетная запись в государственном лесном реестре N 34:238:17:0469, сроком до 30.12.2034;
- договор аренды от 02.07.2010 N 406 лесного участка площадью 7487 гектаров, месторасположение: Костромская область, Пыщугский район, ОГУ "Пыщугское лесничество", кварталы 15, 24, 25, 34 и 35 Первого Пыщугского участкового лесничества, кварталы 30,31, 37, 39, 40 и 48 Михайловицкого участкового лесничества, кварталы 1 - 5, 7, 11, 13, 14, 17, 19 - 22 Второго Пыщугского участкового лесничества (колхоз "Рассвет"), квартал 8 Второго Пыщугского участкового лесничества (колхоз "За мир"), кварталы 4 - 13 Второго Пыщугского участкового лесничества (колхоз "Прогресс"), учетная запись в государственном лесном реестре N 34:238:17:0547, сроком до 01.07.2035.
Объекты найма переданы арендатору по актам приема-передачи от 31.12.2009 и 02.07.2010. Договоры зарегистрированы в установленном законом порядке 13.01.2010 и 15.07.2010.
Схема расположения лесных участков и их характеристики указаны в приложениях N 1 и 2 к договору, лесные участки переданы арендатору для видов использования и в объемах согласно приложению N 3 (пункты 3 и 4 договоров).
Годовая арендная плата, определенная на момент подписания договоров в размере суммы платежей лесных податей за годовой объем изъятия лесных ресурсов с применением повышающего коэффициента 1,92, установленного по результатам торгов, в случае неподачи арендатором лесной декларации подлежит внесению в размерах 948 520 рублей по договору от 31.12.2009 N 342 и 2 083 480 рублей по договору от 02.07.2010 N 406 и подлежит уточнению при изменении ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации (пункты 5 и 7 договоров).
С момента заключения договора до 31.12.2012 Общество перечислило арендодателю по договору от 31.12.2009 N 342 в счет арендных платежей 3 465 474 рубля 98 копеек и по договору от 02.07.2010 N 406 - 5 920 345 рублей 05 копеек.
Посчитав, что с 2009 года по 2012 год уплаченная арендная плата неправомерно начислена ответчиком с применением разрядов такс, не соответствующих фактической оценке лесосек, и подлежит частичному возврату, истец обратился в суд с настоящим иском.
В части 3 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к договорам аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено этим Кодексом.
В соответствии с пунктом 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, за исключением случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом.
Согласно статье 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения; если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
Согласно статье 74 (части 1 и 2) Лесного кодекса Российской Федерации договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи. При этом предметом аукциона выступает начальный размер арендной платы, который в силу пункта 4 части 4 статьи 79 названного Кодекса не может быть ниже минимального размера арендной платы, определяемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 статьи 73 того же Кодекса как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке либо как произведение ставки платы за единицу площади лесного участка и площади арендуемого лесного участка.
Минимальные ставки платы за единицу площади лесного участка определяются в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" и дифференцированы по лесотаксовым районам, деловой и дровяной древесине (с делением деловой древесины по категориям крупности), а также в зависимости от расстояния вывозки древесины (по разрядам такс).
Системное толкование приведенных правовых норм в их взаимосвязи позволяет сделать вывод о том, что регулируемым является только минимальный размер арендной платы за пользование участком лесного фонда. При этом Лесной кодекс Российской Федерации не содержит указаний относительно того, что стартовая цена аукциона должна быть равна минимальному размеру арендной платы, устанавливаемому в соответствии с требованиями статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации, и не устанавливает ограничений на определение организатором торгов начального размера арендной платы, превышающего этот минимальный размер.
В соответствии с пунктом 8 статьи 80 Лесного кодекса Российской Федерации, в случае, если аукцион признан несостоявшимся по причине, указанной в пункте 1 части 7 настоящей статьи, договор аренды лесного участка заключается с единственным участником аукциона по начальной цене предмета аукциона (начальному размеру арендной платы).
Размер арендной платы по договорам от 31.12.2009 N 342 и от 02.07.2010 N 406 определен организатором торгов по начальной цене выставленных на торги лесных участков в сумме, превышающей минимально установленный размер, и составил 948 520 рублей и 2 083 480 рублей соответственно, что не противоречит требованиям статей 73 и 79 Лесного кодекса Российской Федерации и не является основанием для признания такого размера недействительным.
На стадии подачи заявки Общество ознакомилось с условиями проводимых торгов (в том числе с характеристиками и идентифицирующими признаками выставленного имущества и первоначальной ценой), согласилось с их условиями и подписало договоры аренды.
Исходя из положений части 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации дальнейшее изменение арендной платы в сторону уменьшения недопустимо, за исключением случая, предусмотренного в части 7 статьи 53.7 Лесного кодекса Российской Федерации. Иное противоречило бы законодательно установленному требованию заключения договоров аренды лесного фонда на торгах.
Оценив представленные в материалы дела документы, суды обеих инстанций пришли к выводу об отсутствии доказательств внесения арендатором арендной платы в большем размере, чем согласованном сторонами на торгах, и обоснованно отказали в удовлетворении иска.
Довод заявителя о регулировании окончательной цены пользования участком лесного фонда признается судом округа несостоятельным и отклоняется, ибо основан на неверном толковании норм действующего лесного законодательства, которое признает регулируемым лишь минимальный размер арендной платы.
Применение судами срока исковой давности не повлекло за собой принятие незаконных судебных актов.
В силу изложенного окружной суд не нашел оснований для отмены обжалуемых решения и постановления по доводам, приведенным в кассационной жалобе.
Нарушения либо неправильного применения норм процессуального права, в том числе предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела не установлено.
Расходы по государственной пошлине, согласно статьям 110 и 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Костромской области от 03.04.2014 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 18.06.2014 по делу N А31-4739/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью общества с ограниченной ответственностью "ВетлугаЛесПром"- без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.Г. Кислицын |
Судьи |
В.Ю. Павлов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 8 статьи 80 Лесного кодекса Российской Федерации, в случае, если аукцион признан несостоявшимся по причине, указанной в пункте 1 части 7 настоящей статьи, договор аренды лесного участка заключается с единственным участником аукциона по начальной цене предмета аукциона (начальному размеру арендной платы).
Размер арендной платы по договорам от 31.12.2009 N 342 и от 02.07.2010 N 406 определен организатором торгов по начальной цене выставленных на торги лесных участков в сумме, превышающей минимально установленный размер, и составил 948 520 рублей и 2 083 480 рублей соответственно, что не противоречит требованиям статей 73 и 79 Лесного кодекса Российской Федерации и не является основанием для признания такого размера недействительным.
...
Исходя из положений части 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации дальнейшее изменение арендной платы в сторону уменьшения недопустимо, за исключением случая, предусмотренного в части 7 статьи 53.7 Лесного кодекса Российской Федерации. Иное противоречило бы законодательно установленному требованию заключения договоров аренды лесного фонда на торгах."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 10 октября 2014 г. N Ф01-3878/14 по делу N А31-4739/2013