Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Каширской Н.А.,
судей Ногтевой В.А., Синякиной Т.В.
при участии представителя от ответчика: Рытовой О.В. по доверенности от 01.01.2013 N 07/77,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика - открытого акционерного общества "Костромская сбытовая компания" на решение Арбитражного суда Костромской области от 10.07.2012, принятое судьей Тетериным О.В., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 11.10.2012, принятое судьями Поляшовой Т.М., Чернигиной Т.В., Щелокаевой Т.А., по делу N А31-3796/2012 по иску прокурора Костромской области к открытому акционерному обществу "Костромская сбытовая компания", муниципальному дошкольному образовательному учреждению детский сад N 1 "Солнышко" комбинированного вида поселка Красное-на-Волге Костромской области о признании недействительными (ничтожными) отдельных положений договора и установил:
прокурор Костромской области (далее - Прокурор) в порядке статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обратился в Арбитражный суд Костромской области с иском к открытому акционерному обществу "Костромская сбытовая компания" (далее - Компания) и муниципальному дошкольному образовательному учреждению детский сад N 1 "Солнышко" комбинированного вида поселка Красное-на-Волге Костромской области (далее - Учреждение) о признании недействительными (ничтожными) подпунктов "а", "б", "в", "г", "д", "ж" пункта 2.2.2 договора энергоснабжения от 01.11.2009 N 324.
В обоснование уточненного основания иска Прокурор указал, что спорные пункты противоречат положениям статей 523 и 546 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункту 18 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Правила N 422).
Суд решением от 10.07.2012 удовлетворил исковые требования. При принятии судебного акта суд руководствовался статьями 421, 422, 539, 546 (пунктами 1, 2 и 3) и 548 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 18 Правил N 422 и статьями 1 и 9 Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (далее - Закон N 124-ФЗ).
Второй арбитражный апелляционный суд постановлением от 11.10.2012 оставил решение без изменения по тем же основаниям
Не согласившись с состоявшимися судебными актами, Компания обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение от 10.07.2012 и постановление от 11.10.2012 и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
По мнению Компании, спорные условия договора соответствуют действующему законодательству, определяющему порядок введения ограничения, а именно: пункту 2 Правил N 422, пункту 1 статьи 543 и пунктам 2 и 3 статьи 546 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункту 37 Правил разработки и применения графиков аварийного ограничения режима потребления электрической энергии и использования противоаварийной автоматики, утвержденных приказом Минпромэнерго Российской Федерации от 18.03.2008 N 124 (далее - Правила N 124) и пункту 14 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861). Кроме того, Учреждение, в отношении которого определяется специальный порядок введения ограничения режима потребления электрической энергии, до настоящего времени обязанность, предусмотренную пунктом 31 Правил N 861 по установлению аварийной (технологической) брони, не исполнило.
В подтверждение правомерности включения в условия договора энергоснабжения пункта "в" Компания поясняет, что данный пункт соответствует подпункту "в" пункта 2 Правил N 422 и направлен на защиту интересов жизни и здоровья людей. Условия подпунктов "г" и "д" также соответствуют пунктам 34 и 37 Правила N 124 и обусловлены ситуациями и основаниями, не зависящими от воли участников правоотношений по договору энергоснабжения.
Прокурор в отзыве указал на необоснованность доводов жалобы и просил оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено путем использования систем видеоконференц-связи с Арбитражным судом Ярославской области.
В судебном заседании объявлен перерыв до 16 часов 21.01.2013.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области от 10.07.2012 и постановления Второго арбитражного апелляционного суда от 11.10.2012 по делу N А31-3796/2012 проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не нашел правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, Компания (гарантирующий поставщик) и Учреждение (потребитель) заключили договор энергоснабжения от 01.11.2009 N 324, по условиям которого гарантирующий поставщик обязался осуществлять продажу электрической энергии, самостоятельно или через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии, а потребитель - оплачивать приобретаемую электрическую энергию и оказанные услуги.
В пункте 2.2.2 договора стороны предусмотрели право гарантирующего поставщика на введение частичного и (или) полного ограничения режима потребления в следующих случаях:
а) гарантирующий поставщик вправе приостановить исполнение обязательств по настоящему договору в случае неисполнения потребителем обязательств по оплате потребленной им электрической энергии за два и более расчетных периода;
б) выявление фактов бездоговорного и безучетного потребления электрической энергии;
в) выявление неудовлетворительного состояния энергетических установок (энергопринимающих устройств) потребителя, удостоверенного органом государственного энергетического надзора, которое угрожает аварией или создает угрозу жизни или здоровью людей;
г) возникновение (угроза возникновения) аварийных электроэнергетических режимов;
д) возникновение внерегламентных отключений;
ж) за недопуск должностного лица гарантирующего поставщика, ТСО или ССО к электроустановкам потребителя или к расчетным приборам учета электроэнергии.
Посчитав, что редакция этих подпунктов пункта 2.2.2 договора противоречит требованиям действующего законодательства (пункту 18 Правил N 422, статье 546 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьям 1 и 9 Закон N 124-ФЗ), Прокурор обратился с настоящим иском в арбитражный суд.
Сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения (статья 168 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом или иными правовыми актами, действующими в момент его заключения (пункт 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними (пункт 3 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В пунктах 2 и 3 статьи 546 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. О перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента.
Прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии.
Перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом и без соответствующего его предупреждения допускаются в случае необходимости принять неотложные меры по предотвращению или ликвидации аварии при условии немедленного уведомления абонента об этом.
Из устава Учреждения усматривается, что предметом его деятельности является воспитание, обучение и развитие, а также просмотр, уход и оздоровление детей от двух месяцев до 7 лет. Одной из основных задач Учреждения является охрана жизни, укрепление физического и психического здоровья детей.
В силу пункта 18 Правил N 442 в отношении потребителей (в том числе в отношении отдельных используемых ими объектов), ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, относящимся к категориям потребителей согласно приложению, частичное ограничение режима потребления вводится в соответствии с пунктом 17 настоящих Правил не ниже уровня аварийной брони. Введение в отношении таких потребителей ограничения режима потребления ниже величины аварийной брони не допускается.
В пункте 5 приложения к указанным Правилам в список потребителей, введение в отношении которых ограничения режима потребления ниже величины аварийной брони не допускается, включены образовательные учреждения.
Суд первой инстанции, оценивший представленные в материалы дела документы, установил, что Учреждение как социальное детское учреждение включено в названный перечень потребителей. Данные выводы соответствуют обстоятельствам дела и не оспариваются заявителем.
Прекращение энергоснабжения социально-медицинского учреждения может вызвать прекращение эксплуатации объектов, используемых для детей, и прекращение эксплуатации объектов и, соответственно, нарушение прав несовершеннолетних детей, предусмотренных статьями 1 и 9 Закон N 124-ФЗ, следовательно, основания для перерыва в подаче, прекращения или ограничения подачи энергии этим учреждениям могут быть предусмотрены только законом или принятыми на его основе иными нормативными правовыми актами. Такие основания установлены, в частности, в пунктах 2 и 3 статьи 546 Гражданского кодекса Российской Федерации и в названном постановлении Правительства Российской Федерации. Поэтому подпункты "а", "б", "в", "г", "д", "ж" пункта 2.2.2, определенные сторонами в договоре энергоснабжения от 01.11.2009 N 324, являются недействительными, как противоречащие закону и названному правовому акту.
Доводы заявителя о том, что спорные пункты договора соответствуют пункту 2 Правил N 442 и пункту 14 Правил N 861, не влияют на правильность выводов суда первой инстанции о несоответствии условий указанных пунктов договора положениям действующего законодательства, поскольку данные выводы направлены на реализацию установленного пунктом 18 Правил N 442 ограничения. Положения данного пункта носят императивный характер и направлены на недопустимость ограничения режима потребления электрической энергии ниже уровня аварийной брони в отношении специальных субъектов, к которым и относится Учреждение.
На основании изложенного обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального права, содержащиеся в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены судебных актов, судом округа не выявлено.
При изложенных обстоятельствах суд округа не усмотрел оснований для отмены принятых судебных актов. Кассационная жалоба Компании не подлежит удовлетворению.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина по кассационной жалобе составляет 2000 рублей и относится на заявителя.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Костромской области от 10.07.2012 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 11.10.2012 по делу N А31-3796/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Костромская сбытовая компания" - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.А. Каширская |
Судьи
|
В.А. Ногтева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Прекращение энергоснабжения социально-медицинского учреждения может вызвать прекращение эксплуатации объектов, используемых для детей, и прекращение эксплуатации объектов и, соответственно, нарушение прав несовершеннолетних детей, предусмотренных статьями 1 и 9 Закон N 124-ФЗ, следовательно, основания для перерыва в подаче, прекращения или ограничения подачи энергии этим учреждениям могут быть предусмотрены только законом или принятыми на его основе иными нормативными правовыми актами. Такие основания установлены, в частности, в пунктах 2 и 3 статьи 546 Гражданского кодекса Российской Федерации и в названном постановлении Правительства Российской Федерации. Поэтому подпункты "а", "б", "в", "г", "д", "ж" пункта 2.2.2, определенные сторонами в договоре энергоснабжения от 01.11.2009 N 324, являются недействительными, как противоречащие закону и названному правовому акту.
Доводы заявителя о том, что спорные пункты договора соответствуют пункту 2 Правил N 442 и пункту 14 Правил N 861, не влияют на правильность выводов суда первой инстанции о несоответствии условий указанных пунктов договора положениям действующего законодательства, поскольку данные выводы направлены на реализацию установленного пунктом 18 Правил N 442 ограничения. Положения данного пункта носят императивный характер и направлены на недопустимость ограничения режима потребления электрической энергии ниже уровня аварийной брони в отношении специальных субъектов, к которым и относится Учреждение."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 21 января 2013 г. N Ф01-6132/12 по делу N А31-3796/2012
Хронология рассмотрения дела:
24.06.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7536/13
30.05.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7536/13
21.01.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-6132/12
17.01.2013 Определение Арбитражного суда Костромской области N А31-3796/2012
11.10.2012 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-5963/12
10.07.2012 Решение Арбитражного суда Костромской области N А31-3796/12