Резолютивная часть постановления объявлена 24.01.2013.
Постановление изготовлено в полном объеме 31.01.2013.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Башевой Н.Ю.,
судей Александровой О.В., Забурдаевой И.Л.
при участии представителей от заявителя: Зайцева Е.Р. (доверенность от 10.01.2013), Розова И.В. (доверенность от 19.12.2012),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Региональной службы по тарифам Ивановской области на решение Арбитражного суда Ивановской области от 09.10.2012, принятое судьями Герасимовым В.Д., Кочешковой М.В., Тимошкиным К.А., по делу N А17-3073/2012 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Межмуниципальное коммунальное предприятие" о признании недействующим постановления Региональной службы по тарифам Ивановской области,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Департамент финансов Ивановской области, и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Межмуниципальное коммунальное предприятие" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением к Региональной службе по тарифам Ивановской области (далее - Региональная служба) о признании недействующим постановления от 31.01.2011 N 344-к/1 "Об установлении тарифов на холодную воду, водоотведение и очистку сточных вод для ООО "Межмуниципальное коммунальное предприятие", оказывающего услуги потребителям Заволжского муниципального района" (далее - Постановление от 31.01.2011 N 344-к/1) в части установления тарифа для бюджетных и прочих потребителей, как не соответствующего статьям 3 и 9 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Федеральный закон N 210-ФЗ).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент финансов Ивановской области (далее - Департамент).
Решением суда от 09.10.2012 заявленное требование удовлетворено.
Региональная служба не согласилась с принятым судебным актом и обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили статьи 3, 9 Федерального закона N 210-ФЗ, Основы ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520, неполно исследовали обстоятельства, имеющие значение для дела. По его мнению, расчет тарифов произведен регулирующим органом в соответствии с требованиями действующего законодательства, с соблюдением принципов государственного регулирования тарифов. Региональная служба правомерно включила в общий объем полезного отпуска воды объем воды, не учтенный Обществом, обоснованно использовала результаты экспертного заключения ООО "Консалт-Эксперт" в отношении МУП ЗМР "Заволжский водоканал". Оспариваемое постановление соответствует законодательству и не нарушает прав и законных интересов Общества.
Подробно позиция заявителя приведена в жалобе и дополнении к ней.
Общество в отзыве и представитель в судебном заседании отклонили доводы жалобы.
Департамент отзыв на кассационную жалобу не представил, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в судебное заседание не направил.
Рассмотрение кассационной жалобы откладывалось (статья 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; определение Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 26.12.2012).
Законность принятого Арбитражным судом Ивановской области решения проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, Постановлением от 31.01.2011 N 344-к/1 Региональная служба установила тарифы на холодную воду, водоотведение и очистку сточных вод для Общества, оказывающего услуги потребителям Заволжского муниципального района, сроком действия с 01.03.2011 по 29.02.2012. В отношении бюджетных и прочих потребителей тарифы установлены в размере: на холодную воду - 47,02 рубля за кубический метр (налогом на добавленную стоимость не облагается); на водоотведение и очистку сточных вод - 28,36 рубля за кубический метр (налогом на добавленную стоимость не облагается).
Данное постановление опубликовано в "Ивановской газете", от 02.02.2001 N 17(4864) и утратило силу с 01.01.2012 в связи с изданием Региональной службой постановления от 01.12.2011 N 440-к/1.
Общество сочло, что постановление в части установления тарифов на холодную воду, водоотведение и очистку сточных вод для бюджетных и прочих потребителей не соответствует Федеральному закону N 210-ФЗ, поскольку установленные тарифы не обеспечивают его финансовые потребности для реализации производственной программы, и обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Руководствуясь статьями 1, 3, 4, 7 и 9 Федерального закона N 210-ФЗ, суд первой инстанции удовлетворил заявленное требование.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании не действующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа, принявшего оспариваемый нормативный правовой акт (часть 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 части 2 статьи 1 Федерального закона N 210-ФЗ тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов подлежат регулированию.
Региональная служба является органом, уполномоченным осуществлять государственное регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (части 4, 5 и 6 статья 4 Федерального закона N 210-ФЗ; пункт 3.2.10 Положения о Региональной службе по тарифам Ивановской области, утвержденного Указом Губернатора Ивановской области от 09.11.2009 N 116-уг, действующие в период спорных правоотношений).
В статье 3 Федерального закона N 210-ФЗ определены общие принципы регулирования тарифов, одним из которых является полное возмещение затрат организаций коммунального комплекса, связанных с реализацией их производственных программ.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона N 210-ФЗ финансовые потребности организации коммунального комплекса, необходимые для реализации ее производственной программы, обеспечиваются за счет средств, поступающих от реализации товаров (оказания услуг) данной организации по тарифам на товары и услуги, установленным для данной организации.
Согласно части 1 статьи 9 Федерального закона N 210-ФЗ регулирование тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса включает согласование с органом регулирования производственной программы организации коммунального комплекса и установление тарифов на товары и услуги этой организации в размере, обеспечивающем поступление денежных средств от реализации товаров (оказания услуг) организации коммунального комплекса в объеме, необходимом для выполнения данной производственной программы этой организации, с учетом обеспечения доступности для потребителей товаров и услуг организации коммунального комплекса и установленных предельных тарифов.
Организация коммунального комплекса разрабатывает на очередной период действия тарифов на производимые ею товары (оказываемые услуги) производственную программу, определяет финансовые потребности, необходимые для ее реализации, и производит предварительный расчет тарифов на свои товары и услуги в размере, обеспечивающем эти финансовые потребности (часть 2 статьи 9 Федерального закона N 210-ФЗ).
В случае несоответствия рассчитанных тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса финансовым потребностям этой организации, необходимым для реализации ее производственной программы, орган регулирования вправе самостоятельно произвести расчет указанных тарифов (часть 5 статьи 9 Федерального закона N 210-ФЗ).
По завершении проверки обоснованности предоставленных организацией коммунального комплекса расчетов финансовых потребностей, необходимых для реализации ее производственной программы, и соответствующих этим потребностям тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса орган регулирования согласовывает производственную программу и устанавливает соответствующие этой программе тарифы на товары и услуги организации коммунального комплекса (часть 7 статьи 9 Федерального закона N 210-ФЗ).
Утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 Основы ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса (далее - Основы ценообразования) определяют принципы и методы регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
Согласно пункту 18 Основ ценообразования для регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса применяются метод установления фиксированных тарифов, метод установления предельных тарифов и метод индексации установленных тарифов.
Решение о применении метода регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса принимается органом регулирования (пункт 19 Основ ценообразования).
При использовании метода установления фиксированных тарифов тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса рассчитываются как отношение части объема финансовых потребностей для реализации организацией коммунального комплекса производственной программы, определенных применительно к отдельному виду деятельности этой организации, к расчетному объему соответствующего вида товаров и услуг, реализуемому за период действия тарифов (пункт 20 Основ ценообразования).
Согласно пункту 8 Методических рекомендаций по разработке производственных программ организаций коммунального комплекса, утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 10.10.2007 N 101, объем производства товаров и услуг рекомендуется определять: в сфере водоснабжения - как сумму объемов: реализации воды, потерь, воды, используемой на собственные нужды, а в сфере водоотведения и очистки сточных вод - как сумму объемов отведенных стоков.
Как следует из материалов дела, Общество разработало производственную программу на 2011 год, определило финансовые потребности, необходимые для ее реализации, провело предварительный расчет тарифов на товары и услуги в размере, обеспечивающем финансовые потребности, и направило производственную программу в Региональную службу.
Региональная служба применила метод установления фиксированных тарифов.
Согласно производственной программе Общества, объем полезного отпуска потребителям холодной воды составляет 342 901 кубический метр. Региональная служба при расчете тарифа использовала показатель 644 175 кубических метров. Разница составила 301 265 кубических метров (не учтенный, по мнению регулирующего органа, объем полезного отпуска воды), в том числе 53 180 кубических метров питьевой воды на собственные нужды для технологического процесса и 8630 кубических метров питьевой воды на собственные хозяйственно-бытовые нужды в качестве внутризаводского оборота.
В обоснование необходимости включения 53 180 кубических метров в полезный объем отпуска воды потребителям Региональная служба сослалась на экспертную работу, выполненную ООО "Аудиторская компания "Эталон-Аудит" в 2009 году для иного лица (МУП ЗМР "Заволжский водоканал"); заключение по экономической обоснованности тарифа на водоснабжение по МУП ЗМР "Заволжский водоканал" на 2011 год, выполненное комиссией по регулированию тарифов (цен) и надбавок в сфере жилищно-коммунального хозяйства Заволжского городского поселения Заволжского муниципального района Ивановской области и утвержденное распоряжением Главы Заволжского городского поселения Заволжского муниципального района Ивановской области от 11.05.2010 N 21-р.
Исследовав представленные в дело документы, суд пришел к выводу, что Региональная служба не доказала возможность применения результатов экспертной работы, выполненной в 2009 году для иного лица, на период регулирования (2011 год) для Общества, а также каким образом они повлияли на размер оспариваемого тарифа; в заключении Региональной службы, составленном по материалам расчета тарифов на коммунальные услуги Общества на 2011 год, это не отражено.
Кроме того, документов, свидетельствующих о реализации Обществом питьевой воды в объеме 53 180 кубических метров потребителям, Региональная служба не представила. Потребители, которым поставлен данный объем воды за плату либо на безвозмездной основе, не установлены.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39 Налогового кодекса Российской Федерации реализацией товаров, работ или услуг организацией признается передача на возмездной основе права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица; возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных данным Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.
Региональная служба не обосновала необходимость включения при расчете тарифа в объем полезного отпуска воды 8630 кубических метров воды на собственные хозяйственно-бытовые нужды в качестве внутризаводского оборота.
Суд также пришел к выводу о произвольном включении Региональной службой объема 239 455 кубических метров в объем реализации воды, указав, что мотивов принятия такого решения регулирующий орган не привел, соответствующие документы не представил.
Ссылка Региональной службы в обоснование необходимости включения спорного объема воды в объем ее реализации на решение суда по другому делу N А17-267/2011 не может быть принята во внимание, поскольку данное решение было принято с учетом фактических обстоятельств конкретного дела.
Таким образом, следует признать правильным вывод суда о том, что установленный Региональной службой тариф на холодную воду в отношении бюджетных и прочих потребителей экономически необоснован.
Признав постановление недействующим в части установления тарифа на водоотведение, суд правильно указал, что с учетом определения реализации услуг, данного в статье 39 Налогового кодекса Российской Федерации, объемы стоков от собственной производственной деятельности Предприятия не могли быть включены в объемы реализованных услуг.
С учетом изложенного суд правомерно удовлетворил заявленное требование.
Доводы, приведенные в жалобе, не опровергают выводы суда.
Арбитражный суд Ивановской области не допустил нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Региональная служба освобождена от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 09.10.2012 по делу N А17-3073/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу Региональной службы по тарифам Ивановской области - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Ю. Башева |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 8 Методических рекомендаций по разработке производственных программ организаций коммунального комплекса, утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 10.10.2007 N 101, объем производства товаров и услуг рекомендуется определять: в сфере водоснабжения - как сумму объемов: реализации воды, потерь, воды, используемой на собственные нужды, а в сфере водоотведения и очистки сточных вод - как сумму объемов отведенных стоков.
...
В соответствии с пунктом 1 статьи 39 Налогового кодекса Российской Федерации реализацией товаров, работ или услуг организацией признается передача на возмездной основе права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица; возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных данным Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.
...
Признав постановление недействующим в части установления тарифа на водоотведение, суд правильно указал, что с учетом определения реализации услуг, данного в статье 39 Налогового кодекса Российской Федерации, объемы стоков от собственной производственной деятельности Предприятия не могли быть включены в объемы реализованных услуг."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 31 января 2013 г. N Ф01-5855/12 по делу N А17-3073/2012