Резолютивная часть постановления объявлена 24 января 2013 года.
В полном объеме постановление изготовлено 31 января 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чижова И.В.,
судей Базилевой Т.В., Шутиковой Т.В.
в отсутствие представителей сторон,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу истца - открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала - Горьковской железной дороги на решение Арбитражного суда Кировской области от 19.07.2012, принятое судьей Горевым Л.Н., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 31.10.2012, принятое судьями Дьяконовой Т.М., Гуреевой О.А., Сандаловым В.Г., по делу N А28-5147/2012 по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала - Горьковской железной дороги к открытому акционерному обществу "Яранское топливное предприятие" о взыскании платы за пользование вагонами и установил:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице филиала - Горьковской железной дороги (далее - ОАО "РЖД", Общество) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с иском к открытому акционерному обществу "Яранское топливное предприятие" (далее - Предприятие) о взыскании 430 281 рубля 93 копеек платы за пользование вагонами.
Решением суда от 19.07.2012 в удовлетворении искового требования отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 31.10.2012 решение суда оставлено без изменения.
ОАО "РЖД" не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили статью 39 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав железнодорожного транспорта), статьи 307, 309, 310, 314, 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
По мнению ОАО "РЖД", условиями договора от 02.08.2009 N 4/380 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования предусмотрено взыскание платы за пользование вагонами, не принадлежащими истцу, в размере, установленном пунктом 12 Тарифного руководства N 2, утвержденного постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19.06.2002 N 35/12 (далее - Тарифное руководство N 2). Подробно доводы Общества изложены в кассационной жалобе и дополнении к ней.
Ответчик в отзывах на кассационную жалобу и дополнение к ней возразил относительно доводов заявителя, просил оставить жалобу без удовлетворения.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела и установили суды, 02.08.2009 ОАО "РЖД" (перевозчик) и Предприятие (владелец) подписали договор N 4/380 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего владельцу, при станции Яранск Казанского отделения Горьковской железной дороги.
По условиям данного договора предусмотрено осуществление подачи, расстановки на места погрузки, выгрузки и уборки вагонов с железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего владельцу и примыкающего к пути необщего пользования ОАО "Яранское хлебоприемное предприятие" через стрелочный перевод N 5, локомотивом перевозчика (параграф 1 договора).
В соответствии с пунктом "д" параграфа 17 договора из-за невозможности подачи вагонов, принадлежащих ОАО "РЖД", собственных или арендованных, на путь необщего пользования по причинам, зависящим от владельца, время нахождения вагонов на путях общего пользования станции назначения оформляется актом общей формы. За время задержки вагонов на путях общего пользования владелец уплачивает перевозчику плату, размер которой устанавливается в соответствии с пунктом 12 Тарифного руководства N 2, таблицей 9.
Договор заключен сроком на 5 лет, с 02.08.2009 по 01.08.2014 включительно (параграф 26 договора).
С 05.06.2011 по 22.06.2011 на путях общего пользования станции Яранск произошла задержка вагонов, прибывших для выгрузки, по причине занятости фронта выгрузки.
Кроме того, с 01.09.2011 по 06.09.2011 вагоны, прибывшие в адрес ответчика, простаивали на путях общего пользования станции Яранск по причине запрета подачи подвижного состава на подъездной путь ОАО "Яранское хлебоприемное предприятие" до устранения замечаний, указанных в акте внеплановой проверки от 30.08.2011 N 1-08/129-р Приволжского управления Государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.
В претензии от 25.01.2012 N 29/НЮ-4 Общество потребовало перечислить на его расчетный счет 430 281 рубль 93 копейки платы за пользование вагонами.
Неисполнение данного требования послужило основанием для обращения Общества в арбитражный суд с настоящим иском.
Руководствуясь статьей 39 Устава железнодорожного транспорта с учетом правовой позиции Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 34 постановления от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Постановление от 06.10.2005 N 30), статьями 401, 431 и 784 ГК РФ суд первой инстанции пришел к выводам о том, что договором от 02.08.2009 N 4/380 не предусмотрено право взимания Обществом платы за пользование вагонами, не принадлежащими истцу, во время их нахождения на путях общего пользования в ожидании приема ответчиком, а также не определен размер такой платы.
Второй арбитражный апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
Отношения между перевозчиком и владельцем железнодорожного пути необщего пользования, не принадлежащего владельцу инфраструктуры, по поводу эксплуатации такого железнодорожного пути регулируются договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования (статья 55 Устава железнодорожного транспорта).
Согласно пункту 34 Постановления от 06.10.2005 N 30 в соответствии со статьей 39 Устава железнодорожного транспорта за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей или владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих их своими локомотивами, либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев этих путей, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами.
Размер платы определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и статей 4 и 6 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" ОАО "РЖД" относится к субъектам естественных монополий на транспорте, поэтому размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими ему как перевозчику, определяется Федеральной службой по тарифам.
В силу пункта 1 Тарифного руководства N 2 за время нахождения принадлежащих железной дороге вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных подъездных путей либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных подъездных путей, они вносят железным дорогам плату за пользование вагонами, контейнерами, указанную в этом Тарифном руководстве.
Устав железнодорожного транспорта определяет тарифные руководства как сборники, в которых публикуются утвержденные в установленном законодательством Российской Федерации порядке тарифы, ставки платы и сборов за работы и услуги железнодорожного транспорта, правила применения таких тарифов, ставок платы, сборов, а также утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта перечни железнодорожных станций, расстояния между ними и выполняемые на территориях железнодорожных станций операции.
Тарифное руководство N 2 устанавливает размеры платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта, основания взимания которой предусмотрены статьей 39 Устава железнодорожного транспорта.
Из буквального толкования статьи 39 Устава железнодорожного транспорта не следует, что данная норма содержит основания для начисления платы за пользование вагонами, контейнерами, не принадлежащими ОАО "РЖД", за время нахождения на путях общего пользования в ожидании их приема владельцами пути необщего пользования.
Таким образом, плата за пользование вагонами, рассчитанная в соответствии со статьей 39 Устава, может быть взыскана в пользу Общества при условии принадлежности ему вагонов на праве собственности или ином вещном праве, а также при наличии соглашения сторон о размере платы за пользование вагонами, не принадлежащими железной дороге.
Этот вывод согласуется с позицией, изложенной в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10.03.2009 N 14391/08, 27.07.2010 N 4387/10, 01.02.2011 N 12745/10, 18.10.2012 N 6424/12 и в определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2011 N ВАС-8847/11.
В соответствии со статьей 431 ГК РФ при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений.
Проанализировав условия договора от 02.08.2009 N 4/380, исходя из буквального толкования пункта "д" параграфа 17 суды установили, что данный договор не содержит условия о начислении платы за пользование вагонами, которые не принадлежат Обществу; размер этой платы не согласован.
Данные фактические обстоятельства не противоречат материалам дела и не подлежат переоценке судом округа в силу статьи 286 АПК РФ.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Кировской области от 19.07.2012 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 31.10.2012 по делу N А28-5147/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала - Горьковской железной дороги - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице филиала - Горьковской железной дороги.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
И.В. Чижов |
Судьи |
Т.В. Базилева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из буквального толкования статьи 39 Устава железнодорожного транспорта не следует, что данная норма содержит основания для начисления платы за пользование вагонами, контейнерами, не принадлежащими ОАО "РЖД", за время нахождения на путях общего пользования в ожидании их приема владельцами пути необщего пользования.
Таким образом, плата за пользование вагонами, рассчитанная в соответствии со статьей 39 Устава, может быть взыскана в пользу Общества при условии принадлежности ему вагонов на праве собственности или ином вещном праве, а также при наличии соглашения сторон о размере платы за пользование вагонами, не принадлежащими железной дороге.
Этот вывод согласуется с позицией, изложенной в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10.03.2009 N 14391/08, 27.07.2010 N 4387/10, 01.02.2011 N 12745/10, 18.10.2012 N 6424/12 и в определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2011 N ВАС-8847/11.
В соответствии со статьей 431 ГК РФ при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 31 января 2013 г. N Ф01-6502/12 по делу N А28-5147/2012