Резолютивная часть постановления объявлена 19 февраля 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 февраля 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чигракова А.И.,
судей Александровой О.В., Забурдаевой И.Л.
при участии представителя от заинтересованного лица: Розова И.В. (доверенность от 25.09.2012),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации Китовского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области на решение Арбитражного суда Ивановской области от 14.11.2012, принятое судьями Герасимовым В.Д., Калиничевой М.С., Тимошкиным К.А., по делу N А17-5655/2012 по заявлению ООО "Управляющая коммунально-хозяйственная компания" к администрации Китовского сельского поселения Шуйского муниципального района о признании недействующим постановления главы Китовского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области от 20.11.2008 N 130 "Об утверждении тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса на территории Китовского сельского поселения на 2009 год" в части установления тарифов на услуги по холодному водоснабжению и водоотведению, предоставляемые заявителем предприятиям и учреждениям бюджетной сферы и прочим предприятиям и организациям, находящимся на территории Китовского сельского поселения, и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая Коммунально-Хозяйственная Компания" (далее - ООО "УКХК", Общество) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением, уточненным в порядке, установленном в статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к администрации Китовского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области (далее - Администрация, орган местного самоуправления) о признании недействующим постановления главы Китовского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области от 20.11.2008 N 130 " Об утверждении тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса на территории Китовского сельского поселения на 2009 год" в части установления тарифов на услуги по холодному водоснабжению и водоотведению, предоставляемые заявителем предприятиям и учреждениям бюджетной сферы и прочим предприятиям и организациям, находящимся на территории Китовского сельского поселения.
Решением суда первой инстанции от 14.11.2012 заявленное требование удовлетворено.
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить его.
Ссылаясь на Федеральный закон от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон N 210-ФЗ), заявитель считает, что при установлении тарифа в орган регулирования должна направляться не только производственная программа, но и расчет необходимых для ее реализации финансовых потребностей, подтвержденный документально, с целью проверки регулирующим органом обоснованности производственной программы и расчетов тарифов на товары и услуги этой организации. Указанные документы ООО "УКХК" не представлены. По мнению Администрации, суд не применил подлежащее применению постановление Правительства Российской Федерации от 21.08.2001 N 609 "О мерах по ликвидации системы перекрестного субсидирования потребителей услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, а также уничтожению, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов", которым с 01.01.2004 отменена практика установления различных по величине тарифов на услуги по водоснабжению и водоотведению в зависимости от групп потребителей.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана его представителем в судебном заседании.
Общество отзыв на кассационную жалобу не представило, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в судебное заседание не направило.
Законность решения Арбитражного суда Ивановской области проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, постановлением главы Китовского сельского поселения от 20.11.2008 N 130 "Об утверждении тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса на территории Китовского сельского поселения на 2009 год" были утверждены тарифы на холодное водоснабжение и водоотведение, осуществляемое ООО "УКХК" для двух групп потребителей - предприятий и учреждений бюджетной сферы, прочих предприятий и организаций в размере: на холодное водоснабжение - 8,65 рубля за кубический метр (без НДС), на водоотведение - 10,69 рубля за кубический метр (без НДС); для населения: на холодное водоснабжение - 10,21 рубля за кубический метр (с НДС), на водоотведение - 12,61 рубля за кубический метр (с НДС). Без учета НДС тарифы дл обеих групп потребителей одинаковые.
ООО "УКХК" сочло, что постановление главы Китовского сельского поселения от 20.11.2008 N 130 в части утверждения тарифов на холодное водоснабжение и водоотведение, реализуемое Обществом для предприятий и учреждений бюджетной сферы, прочих предприятий и организаций противоречит положениям статей 15, 16, 544, 1064, 1069, 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьям 3, 5, 8, 9 Закона N 210-ФЗ, Указу Президента Российской Федерации от 28.02.1995 N 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)", постановлению Правительства Российской Федерации от 29.08.2005 N 541 "О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг" и нарушает права и законные интересы ООО "УКХК" в сфере предпринимательской деятельности, и обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь статьями 191, 192, 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 1, 2, 3, 5, 7 и 9 Закона N 210-ФЗ, Арбитражный суд Ивановской области пришел к выводу о том, что постановление органа местного самоуправления в оспариваемой части не соответствует нормам действующего законодательства и нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности, в связи с чем удовлетворил заявленное требование.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятого судебного акта.
В соответствии с частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт (часть 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих тепло-, водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса определены в Законе N 210-ФЗ.
На основании пункта 2 статьи 5 Закона N 210-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного акта), подпункта 4 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьи 20 Устава Китовского сельского поселения, утвержденного решением Совета Китовского сельского поселения от 05.01.2006 N 1, глава Китовского сельского поселения является органом власти, уполномоченным осуществлять на территории Китовского сельского поселения государственное регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.
Следовательно, оспариваемый акт принят в пределах полномочий, предоставленных главе Китовского сельского поселения действующим законодательством.
Постановление главы Китовского сельского поселения от 20.11.2008 N 130 было доведено до сведения населения в порядке, определенном пунктом 6 статьи 40 Устава Китовского сельского поселения.
Как следует из материалов дела, основанием для подачи заявления о признании недействующим нормативного правового акта послужил вывод заявителя о том, что принятые данным актом тарифы не соответствует требованиям статей 3 и 9 Закона N 210-ФЗ, устанавливающих принцип полного возмещения организацией коммунального комплекса затрат, связанных с реализацией производственных и ивестиционных программ.
В статье 3 Закона N 210-ФЗ определены общие принципы регулирования цен и надбавок, а именно: принцип полного возмещения затрат организаций коммунального комплекса, связанных с реализацией их производственных программ и инвестиционных программ; принцип достижения баланса интересов потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса и интересов указанных организаций, обеспечивающего доступность этих товаров и услуг для потребителей и эффективное функционирование организаций коммунального комплекса.
При этом согласно части 1 статьи 7 Закона N 210-ФЗ финансовые потребности организации коммунального комплекса, необходимые для реализации ее производственной программы, обеспечиваются за счет средств, поступающих от реализации товаров (оказания услуг) данной организации по тарифам на товары и услуги, установленным для данной организации.
Регулирование тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса включает согласование с органом регулирования производственной программы организации коммунального комплекса и установление тарифов на товары и услуги этой организации в размере, обеспечивающем поступление денежных средств от реализации товаров (оказания услуг) организации коммунального комплекса в объеме, необходимом для выполнения данной производственной программы этой организации, с учетом обеспечения доступности для потребителей товаров и услуг организации коммунального комплекса и установленных предельных индексов (часть 1 статьи 9 Закона N 210-ФЗ).
В рассматриваемом случае согласование с органом регулирования производственной программы организации коммунального комплекса не осуществлялось.
Из протокола заседания комиссии по регулированию цен (тарифов) на жилищно-коммунальные услуги Администрации от 14.11.2008 N 2, позиции, изложенной в отзыве на заявление, следует, что тариф на 2009 год на холодное водоснабжение и водоотведение, реализуемые ООО "УКХК" для предприятий и учреждений бюджетной сферы, прочих предприятий и организаций, был установлен посредством применения предельных индексов к тарифам, действовавшим в 2008 году.
Следовательно, экономическая обоснованность тарифов на 2009 год не проверялась.
Согласно пункту 20 статьи 2 Закона N 210-ФЗ под предельными индексами понимаются устанавливаемые в среднем по субъектам Российской Федерации и (или) в среднем по муниципальным образованиям на очередной финансовый год, если иной срок не установлен федеральным законом или решением Правительства Российской Федерации, выраженные в процентах индексы максимально и минимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, действующих на конец предыдущего периода регулирования.
На 2009 год такие индексы в соответствии с полномочиями, предоставленными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.2008 N 520 и Положением о Региональной службе по тарифам Ивановской области, утвержденным постановлением Правительства Ивановской области от 15.02.2006 N 11-п, были установлены постановлением Региональной службы по тарифам Ивановской области от 30.09.2008 N 157 и в отношении Шуйского муниципального района при установлении тарифов на водоснабжение и водоотведение составили 112 %.
В рассматриваемом случае при установлении тарифов на 2009 год был применен максимальный предельный индекс к тарифам, действующим в 2008 году, установленный постановлением Региональной службы по тарифам Ивановской области от 30.09.2008 N 157 - 112%. Соответствующий расчет представлен в материалы дела.
ООО "УКХК" является организацией, в отношении которой в 2008 году осуществлялось регулирование тарифов на холодное водоснабжение и водоотведение.
Указанные тарифы были установлены пунктом 1 постановления главы Китовского сельского поселения от 30.11.2007 N 54 и составили для бюджетных организаций и других юридических лиц: на холодное водоснабжение 15,95 рубля за кубический метр, на водоотведение 27,19 рубля за кубический метр (пункт 1 постановления); для населения: на холодное водоснабжение 9,12 рубля за кубический метр и на водоотведение 11,26 рубля за кубический метр (пункт 2 постановления).
Постановлением Главы Китовского сельского поселения от 15.02.2008 N 23 пункт 1 постановления от 30.11.2007N 54 был отменен. Названное постановление предусматривало необходимость установления тарифов для ООО "УКХК" коммунально-хозяйственная компания" на услуги по водоснабжению и водоотведению в соответствии с согласованными в установленном законодательством порядке производственными программами.
Главой Китовского сельского поселения принято постановление от 18.06.2008 N 64 "О внесении изменений в постановление N 54 от 30.11.2007", которым утверждены и введены в действие с 01.07.2008 тарифы по холодному водоснабжению и водоотведению для учреждений бюджетной сферы и других организаций в размере 9,12 рубля и 11,26 рубля за кубический метр соответственно. Данный тариф соответствовал размеру тарифа на холодное водоснабжение и водоотведение, установленный на 2008 год для населения.
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 10.09.2009 по делу N А17-6115/2008 постановление главы Китовского сельского поселения от 18.06.2008 N 64 "О внесении изменений в постановление N 54 от 30.11.2007" в части установления тарифов на холодное водоснабжение в размере 9,12 рубля за кубический метр и на водоотведение в размере 11,26 рубля за кубический метр для учреждений бюджетной сферы и других организаций было признано недействующим, как не соответствующее Закону N 210-ФЗ.
При рассмотрении названного дела суд сделал вывод о том, что оспариваемым постановлением установлены тарифы, не обеспечивающие финансовые потребности организации коммунального комплекса и полное возмещение затрат.
В соответствии с частью 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Судом установлено, что тариф на 2008 год для бюджетных организаций и других юридических лиц на холодное водоснабжение и водоотведение ООО "УКХК" являлся недействующим, а новый тариф установлен не был.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что установление тарифа на 2009 год путем индексации прежнего тарифа, установленного на 2008 год, являлось неправомерным.
Тарифы, установленные для Общества постановлением главы администрации Шуйского муниципального района от 19.12.2006 N 857 на 2007 год, составляли: на холодное водоснабжение 18,68 рубля за кубический метр, на водоотведение 19,49 рубля за кубический метр.
Обоснования невозможности применения при расчетах тарифа на 2009 год для бюджетных организаций и других юридических лиц тарифа, действующего в 2007 году, Администрация представила.
Исходя из изложенного Арбитражный суд Ивановской области обоснованно посчитал, что глава Китовского сельского поселения при расчете на 2009 год для бюджетных организаций и других юридических лиц тарифа на холодное водоснабжение и водоотведение использовал размера тарифа, признанного в судебном порядке незаконным.
Таким образом, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что оспариваемый нормативный акт в части установления на 2009 год для бюджетных организаций и других юридических лиц тарифа на холодное водоснабжение и водоотведение противоречит нормам действующего законодательства и нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности, в связи с чем обоснованно удовлетворил заявленное требование.
Довод заявителя о необходимости учета постановления Правительства Российской Федерации от 21.08.2001 N 609 "О мерах по ликвидации системы перекрестного субсидирования потребителей услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, а также уничтожению, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов", согласно пункту 1 которого с 01.01.2004 отменена практика установления различных по величине тарифов на указанные услуги в зависимости от групп потребителей, не принимается.
Суд в рассматриваемом случае руководствовался Законом N 210-ФЗ, имеющим большую юридическую силу.
Кассационная жалоба Администрации не подлежит удовлетворению.
Арбитражный суд Ивановской области правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Администрация освобождена от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 14.11.2012 по делу N А17-5655/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Китовского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.И. Чиграков |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Решением Арбитражного суда Ивановской области от 10.09.2009 по делу N А17-6115/2008 постановление главы Китовского сельского поселения от 18.06.2008 N 64 "О внесении изменений в постановление N 54 от 30.11.2007" в части установления тарифов на холодное водоснабжение в размере 9,12 рубля за кубический метр и на водоотведение в размере 11,26 рубля за кубический метр для учреждений бюджетной сферы и других организаций было признано недействующим, как не соответствующее Закону N 210-ФЗ.
...
Довод заявителя о необходимости учета постановления Правительства Российской Федерации от 21.08.2001 N 609 "О мерах по ликвидации системы перекрестного субсидирования потребителей услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, а также уничтожению, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов", согласно пункту 1 которого с 01.01.2004 отменена практика установления различных по величине тарифов на указанные услуги в зависимости от групп потребителей, не принимается.
Суд в рассматриваемом случае руководствовался Законом N 210-ФЗ, имеющим большую юридическую силу."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 21 февраля 2013 г. N Ф01-6859/12 по делу N А17-5655/2012