Резолютивная часть постановления объявлена 20.02.2012.
Постановление изготовлено в полном объеме 26.02.2013.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чигракова А.И.,
судей Александровой О.В., Башевой Н.Ю.
без участия представителей,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации городского округа Саранск на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 05.07.2012, принятое судьей Евдокимовой Н.А. и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2012, принятое судьями Белышковой М.Б., Гущиной А.М., Кирилловой М.Н., по делу N А39-2359/2012, по заявлению администрации городского округа Саранск о признании незаконным и отмене постановления судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по Ленинскому району городского округа Саранск Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Мордовия от 25.05.2012 N 173879/12/15/13 о взыскании исполнительского сбора и установил:
администрация городского округа Саранск (далее - Администрация, орган местного самоуправления) обратилась в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением о признании незаконным и об отмене постановления судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по Ленинскому району городского округа Саранск Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Мордовия Лопатиной Н. В. (далее - судебный пристав-исполнитель) от 25.05.2012 N 173879/12/15/13 о взыскании исполнительского сбора на основании исполнительного листа Арбитражного суда Республики Мордовия по делу N А39-1025/2011.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата" по Республике Мордовия (далее - ФГБУ "Федеральная кадастровая палата").
Решением суда первой инстанции от 05.07.2012 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением апелляционного суда от 09.10.2012 решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Администрация обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
Ссылаясь на Положение об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 N 618, заявитель считает, что до истечения установленного для добровольного исполнения пятидневного срока требований исполнительного документа в адрес ФГБУ "Федеральная кадастровая палата" органом местного самоуправления направлено письмо от 02.02.2012 N 548, содержащее все необходимые сведения.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Судебный пристав-исполнитель в отзыве на кассационную жалобу возразил против доводов заявителя.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в судебное заседание не направили.
Законность принятых Арбитражным судом Республики Мордовия и Первым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 20.01.2012 в Отдел судебных приставов по Ленинскому району городского округа Саранск Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Мордовия (далее - Отдел) на исполнение поступил исполнительный лист Арбитражного суда Республики Мордовия серии АС N 003483391, выданный 19.01.2012 по делу N А39-1025/2011 в отношении Администрации в пользу закрытого акционерного общества "Тандер" (далее - ЗАО "Тандер") с предметом исполнения: "Обязать администрацию городского округа Саранск в течение десяти дней со дня вступления решения в законную силу предоставить ФГУ "Земельная кадастровая палата по Республике Мордовия" сведения об установлении территориальной зоны, координатах характерных точек границ такой зоны и видах разрешенного использования земельных участков территориальной зоны, в состав которой входит земельный участок, принадлежащий ЗАО "Тандер" на праве собственности, площадью 1647 квадратных метров, кадастровый номер 13:23:1001049:17, расположенный по адресу: город Саранск, улица Веселовского".
На основании данного исполнительного документа 23.01.2012 судебным приставом-исполнителем возбуждено исполнительное производство N 15224/12/15/13. Копия постановления о возбуждении исполнительного производства получена должником 27.01.2012.
Пунктом 2 названного постановления должнику был установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения копии постановления.
Установленный постановлением о возбуждении исполнительного производства срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа истек 04.02.2012.
В Отдел 20.03.2012 поступило письмо Администрации от 02.02.2012 N 548, адресованное ФГБУ "Федеральная кадастровая палата", о направлении характерных точек зоны крупных торговых комплексов, рынков применительно к земельному участку с кадастровым номером 13:23:1001049:17.
В целях подтверждения исполнения требований исполнительного документа 02.05.2012 судебным приставом-исполнителем направлен запрос в ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Республике Мордовия о представлении информации об исполнении должником требований исполнительного документа.
Согласно ответу от 14.05.2012 N 03-04/918 на запрос в орган кадастрового учета в установленном законом порядке запрашиваемые сведения не поступили.
Судебным приставом-исполнителем вынесено постановление 25.05.2012 N 172879/12/15/13 о взыскании с органа местного самоуправления исполнительского сбора в сумме 5000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, Администрация обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь частью 6 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон N 221-ФЗ), статьями 1 и 15 Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве", пунктом 11 Положения об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 N 618, пунктом 8 приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 03.06.2011 N 267 "Об утверждении порядка описания местоположения границ объектов землеустройства", суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленного требования и исходил из того, что сведения, предусмотренные исполнительным документом, должны быть представлены органом местного самоуправления в виде карты (плана) объекта землеустройства.
Апелляционный суд руководствовался аналогичными нормами права и согласился с выводом суда первой инстанции.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа счел ее подлежащей удовлетворению в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 11 статьи 30 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон N 229-ФЗ), если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения со взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего закона. Срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено законом.
Согласно пункту 1 статьи 105 Федерального закона N 229-ФЗ в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности, регулирует Федеральный закон N 221-ФЗ.
В части 1 статьи 7 Федерального закона N 221-ФЗ определено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, а также дополнительные сведения об объекте недвижимости, в том числе разрешенное использование, если объектом недвижимости является земельный участок.
На основании части 5 статьи 4 Федерального закона N 221-ФЗ сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном порядке документов.
Орган государственной власти или орган местного самоуправления в срок не более чем десять рабочих дней со дня вступления в силу правового акта, который принят таким органом в пределах его компетенции и которым устанавливается или изменяется граница между субъектами Российской Федерации, граница муниципального образования, граница населенного пункта, либо устанавливается или изменяется территориальная зона или зона с особыми условиями использования территорий, либо меняется установление такой зоны, представляет в орган кадастрового учета документ, содержащий необходимые сведения для внесения в государственный кадастр недвижимости в соответствии со статьей 9 или 10 данного Федерального закона сведения (часть 6 статьи 15 Федерального закона N 221-ФЗ).
В статье 10 Федерального закона N 221-ФЗ предусмотрено, что в состав сведений государственного кадастра недвижимости о территориальных зонах входят: индивидуальные обозначения (вид, тип, номер, индекс и тому подобное) таких зон; описание местоположения границ таких зон; наименования органов государственной власти или органов местного самоуправления, принявших решение об установлении таких зон; реквизиты решений органов государственной власти или органов местного самоуправления об установлении или изменении таких зон и источники официального опубликования этих решений.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 618 утверждено Положение об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости.
В силу пункта 11 названного положения орган местного самоуправления, в частности, представляет в орган кадастрового учета выписку из раздела правил землепользования и застройки, определяющего границы и содержание территориальных зон, перечень координат характерных точек границ территориальных зон в установленной системе координат, а также перечень видов разрешенного использования земельных участков для каждой территориальной зоны либо реквизиты правового акта, которым такой перечень утвержден.
Как видно из материалов дела, пунктом 2 постановления от 23.01.2012 N 2015/12/15/13 о возбуждении исполнительного производства судебным приставом-исполнителем был установлен пятидневный срок для добровольного исполнения должником требований исполнительного документа, а именно: "представить сведения об установлении территориальной зоны, координатах характерных точек границ такой зоны и видах разрешенного использования земельных участков территориальной зоны, в состав которой входит земельный участок, принадлежащий ЗАО "Тандер" на праве собственности, площадью 1647 квадратных метров, кадастровый номер 13:23:1001049:17, расположенный по адресу: город Саранск, улица Веселовского".
Администрация до истечения установленного пятидневного срока для добровольного исполнения требований исполнительного документа письмом от 02.02.2012 N 548 направила ФГБУ "Федеральная кадастровая палата" сведения о территориальной зоне, на которой расположен земельный участок с кадастровым номером 13:23:1001049:17, характерных точках этой зоны, видах разрешенного использования и другие данные.
Суды посчитали ненадлежащей форму представления запрашиваемых сведений и сделали вывод о том, что сведения об установлении территориальной зоны, координатах характерных точек границ такой зоны и видах разрешенного использования земельных участков территориальной зоны, в состав которой входит спорный земельный участок, должны быть представлены администрацией по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2009 N 621, в которой содержатся требования, предъявляемые к составлению карты (плана) объекта землеустройства.
Однако из резолютивной части решения Арбитражного суда Республики Мордовия от 21.06.2011 по делу N А39-1025/2011, на основании которого выдан исполнительный лист АС N 003483391, следует, что Администрация должна в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу предоставить ФГУ "Земельная кадастровая палата" сведения об установлении территориальной зоны, координатах характерных точек такой зоны и видах разрешенного использования земельных участков территориальной зоны, в состав которой входит земельный участок, принадлежащий ЗАО "Тандер". Требование о представлении карты (плана) объекта землеустройства в данном судебном акте отсутствует.
Таким образом, вывод судов о необходимости представления Администрацией сведений по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2009 N 621, является ошибочным.
В рассматриваемом случае сведения, содержащиеся в письме Администрации от 02.02.2012 N 548, суды не исследовали.
Поскольку суд кассационной инстанции не наделен полномочиями по исследованию обстоятельств дела, судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть указанные обстоятельства, полно и всесторонне исследовать сведения, содержащиеся в письме Администрации от 02.02.2012 N 548, и в зависимости от этого решить вопрос об исполнении Администрацией решения суда и законности взыскания исполнительского сбора.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 05.07.2012 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2012 по делу N А39-2359/2012 отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Мордовия.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.И. Чиграков |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды посчитали ненадлежащей форму представления запрашиваемых сведений и сделали вывод о том, что сведения об установлении территориальной зоны, координатах характерных точек границ такой зоны и видах разрешенного использования земельных участков территориальной зоны, в состав которой входит спорный земельный участок, должны быть представлены администрацией по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2009 N 621, в которой содержатся требования, предъявляемые к составлению карты (плана) объекта землеустройства.
Однако из резолютивной части решения Арбитражного суда Республики Мордовия от 21.06.2011 по делу N А39-1025/2011, на основании которого выдан исполнительный лист АС N 003483391, следует, что Администрация должна в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу предоставить ФГУ "Земельная кадастровая палата" сведения об установлении территориальной зоны, координатах характерных точек такой зоны и видах разрешенного использования земельных участков территориальной зоны, в состав которой входит земельный участок, принадлежащий ЗАО "Тандер". Требование о представлении карты (плана) объекта землеустройства в данном судебном акте отсутствует.
Таким образом, вывод судов о необходимости представления Администрацией сведений по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2009 N 621, является ошибочным."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 26 февраля 2013 г. N Ф01-6917/13 по делу N А39-2359/2012
Хронология рассмотрения дела:
29.07.2013 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-4760/12
24.04.2013 Решение Арбитражного суда Республики Мордовия N А39-2359/12
26.02.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-6917/13
09.10.2012 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-4760/12
05.07.2012 Решение Арбитражного суда Республики Мордовия N А39-2359/12