Резолютивная часть постановления объявлена 19.02.2013.
Постановление изготовлено в полном объеме 25.02.2013.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Забурдаевой И.Л.,
судей Радченковой Н.Ш., Чигракова А.И.
при участии представителей от заявителя: Товаровой Т.Н. (доверенность от 20.11.2012 N 108), от заинтересованного лица: Мысягиной Н.А. (доверенность от 17.05.2012 N 318-103Д),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заявителя - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 09.08.2012, принятое судьей Сандовой Е.М., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2012, принятое судьями Белышковой М.Б., Кирилловой М.Н., Москвичевой Т.В., по делу N А43-14746/2012 по заявлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области к Министерству социальной политики Нижегородской области о признании незаконным и об отмене предписания от 03.04.2012 N 5309786-П,
третье лицо - администрация Бутурлинского муниципального района Нижегородской области, и установил:
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением к Министерству социальной политики Нижегородской области (далее - Министерство) о признании незаконным и об отмене предписания от 03.04.2012 N 5309786-П.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация Бутурлинского муниципального района Нижегородской области (далее - Администрация).
Решением суда от 09.08.2012 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2012 решение оставлено без изменения.
Управление не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которых просит отменить их.
По мнению заявителя, выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, суды неправильно применили нормы материального права. Управление считает, что условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры создаются при проектировании, строительстве и реконструкции зданий и сооружений, и требования СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 16.07.2001 N 73 (далее - СНиП 35-01-2001), являются обязательными только в указанных случаях. В данном случае Управление работы по реконструкции (капитальному ремонту) не проводило, поэтому предъявление к нему требований, изложенных в предписании, неправомерно, кроме того, проведение работ, указанных в предписании, приведет к нецелевому использованию денежных средств. По мнению Управления, обязанность по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры возлагается на собственника. Заявитель жалобы указывает, что Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии запрашивались сведения о необходимости создания условий в административных зданиях Управления для беспрепятственного доступа инвалидов, и данные сведения были Управлением предоставлены, однако средства на проведение работ для обеспечения указанных условий для инвалидов, не поступали.
Подробно позиция Управления изложена в кассационной жалобе и поддержана его представителем в судебном заседании.
Министерство в отзыве и его представитель в судебном заседании отклонили доводы жалобы.
Администрация отзыв на кассационную жалобу не представила; надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного заседания, представителя не направила.
Законность решения Арбитражного суда Нижегородской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании приказа Министерства от 26.03.2012 N 230 уполномоченным должностным лицом 03.04.2012 проведена плановая выездная проверка по адресу: Нижегородская область, р.п. Бутурлино, ул. Ленина, д. 102, на предмет соблюдения Княгининским отделом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области требований статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и статьи 3 Закона Нижегородской области от 05.03.2009 N 21-3 "О безбарьерной среде для маломобильных граждан на территории Нижегородской области".
В ходе проведения проверки были установлены следующие нарушения:
1) перед лестничным маршем нет рельефной тактильной полосы (СНиП 35-01-2001 пункт 3.21);
2) входная лестница не имеет второго поручня (СНиП 35-01-2001 пункт 3.14);
3) нет поручней у пандуса на высоте 0,7 метра (СНиП 35-01-2001 пункт 3.14);
4) отсутствие бортика у пандуса (СНиП 35-01-2001 пункт 3.31);
5) уклон пандуса не соответствует (СНиП 35-01-2001 пункт 3.29);
6) в полотнах наружных дверей отсутствуют смотровые панели (СНиП 35-01-2001 пункт 3.24);
7) на входной двери отсутствует яркая контрастная маркировка (СНиП 35-01-2001 пункт 3.25, 3.51);
8) дверной проем входной двери имеет порог более 2,5 см (СНиП 35-01-2001 пункт 3.23);
9) ширина дверных проемов внутри здания менее 0,9 м (СНиП 35-0-2001 пункт 3.23);
10) отсутствие мест отдыха для лиц на креслах-колясках или лиц, пользующихся костылями и тростями, а также сопровождающих их лиц (СНиП 35-01-2001 пункт 4.14).
По результатам проверки составлен акт от 03.04.2012 N 5309786, а также Министерство выдало Управлению предписание 03.04.2012 N 5309786-П, в соответствии с которым оно обязано в срок до 10.02.2013 устранить нарушения, указанные в пунктах 1 - 8, 10 предписания, и предусмотреть устранение нарушения, указанного в пункте 9 оспариваемого предписания при проведении капитального ремонта или реконструкции здания.
Не согласившись с данным предписанием, Управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Руководствуясь частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов Российской Федерации", статьей 3 Закона Нижегородской области от 05.03.2009 N 21-3 "О безбарьерной среде для маломобильных граждан на территории Нижегородской области", СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденными Постановлением Госстроя РФ от 16.07.2001 N 73, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое предписание соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы Управления.
Первый арбитражный апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В статье 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов Российской Федерации" определено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородним автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации.
В пункте 1 статьи 3 Закона Нижегородской области от 05.03.2009 N 21-З "О безбарьерной среде для маломобильных граждан на территории Нижегородской области" предусмотрено, что органы государственной власти Нижегородской области, органы местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области в пределах своих полномочий, а также организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности создают условия для беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур и беспрепятственного их передвижения по территории Нижегородской области.
Следовательно, создание доступной для инвалидов среды жизнедеятельности является составной частью государственной социальной политики государства и является публичной обязанностью всех названных лиц.
Требования к зданиям, сооружениям, которыми могут пользоваться инвалиды, содержатся в СНиП 35-01-2001, которые распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 N 1047 включены в Перечень национальных стандартов и сводов правил.
В пункте 1.3 СНиП 35-01-2001 определен исчерпывающий перечень объектов, на которые требования СНиП 35-01-2001 не распространяются, а именно: здания специализированных учреждений для постоянного и временного проживания инвалидов и людей старшей возрастной группы на условиях опеки, стационары лечебных учреждений и аналогичные учреждения, предназначенные для обслуживания и постоянного пребывания данных категорий населения, а также жилые дома для одной семьи.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, здание, которое находится в пользовании Управления, не относится к учреждениям, перечисленным в пункте 1.3 СНиП 35-01-2001, следовательно, на него распространяются требования указанного СНиП.
В соответствии с пунктом 3.14 СНиП 35-01-2001 наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261, следует предусматривать бортики высотой не менее 0,05 м по продольным краям маршей пандусов, а также вдоль кромки горизонтальных поверхностей при перепаде высот 0,45 м для предотвращения соскальзывания трости или ноги; вдоль обеих сторон всех пандусов необходимо устанавливать ограждения с поручнями.
В пунктом 3.21 СНиП 35-01-2001 определено, что участки пола на путях движения на расстоянии 0,6 м перед дверными проемами и входами на лестницы и пандусы, а также перед поворотом коммуникационных путей должны иметь предупредительную рифленую и (или) контрастно окрашенную поверхность, допускается предусматривать световые маячки.
Согласно пунктам 3.23 - 3.25 СНиП 35-01-2001 ширина дверных и открытых проемов в стене, а также выходов из помещений и из коридоров на лестничную клетку должна быть не менее 0,9 м. При глубине откоса открытого проема более 1,0 м ширину проема следует принимать по ширине коммуникационного прохода, но не менее 1,2 м. Дверные проемы, как правило, не должны иметь порогов и перепадов высот пола. При необходимости устройства порогов их высота или перепад высот не должен превышать 0,025 м.
В полотнах наружных дверей, доступных инвалидам, следует предусматривать смотровые панели, заполненные прозрачным и ударопрочным материалом, нижняя часть которых должна располагаться в пределах 0,3 - 0,9 м от уровня пола. Нижняя часть дверных полотен на высоту не менее 0,3 м от уровня пола должна быть защищена противоударной полосой. Прозрачные двери и ограждения следует выполнять из ударопрочного материала. На прозрачных полотнах дверей следует предусматривать яркую контрастную маркировку высотой не менее 0,1 м и шириной не менее 0,2 м, расположенную на уровне не ниже 1,2 м и не выше 1,5 м от поверхности пешеходного пути.
В соответствии с пунктами 3.29 и 3.31 СНиП 35-01-2001 максимальная высота одного подъема (марша) пандуса не должна превышать 0,8 м при уклоне не более 8 процентов. При перепаде высот пола на путях движения 0,2 м и менее допускается увеличивать уклон пандуса до 10 процентов. В исключительных случаях допускается предусматривать винтовые пандусы.
Ширина пандуса при исключительно одностороннем движении должна быть не менее 1,0 м, в остальных случаях - принимать по ширине полосы движения согласно пункту 3.18.
Площадка на горизонтальном участке пандуса при прямом пути движения или на повороте должна быть глубиной не менее 1,5 м.
Следует предусматривать бортики высотой не менее 0,05 м по продольным краям маршей пандусов, а также вдоль кромки горизонтальных поверхностей при перепаде высот более 0,45 м для предотвращения соскальзывания трости или ноги.
В пункте 3.51 СНиП 35-01-2001 предусмотрено, что системы средств информации и сигнализации об опасности должны быть комплексными и предусматривать визуальную, звуковую и тактильную информацию в помещениях (кроме помещений с мокрыми процессами), предназначенных для пребывания всех категорий инвалидов. Они должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 51671, а также учитывать требования НПБ 104.
Средства информации (в том числе знаки и символы) должны быть идентичными в пределах здания или комплекса зданий и сооружений, размещаемых в одном районе, предприятии и т.п., и соответствовать знакам, установленным действующими нормативными документами по стандартизации.
Согласно пункту 4.14 СНиПа 35-01-2001 на каждом этаже, доступном для маломобильных групп населения, следует предусматривать зоны отдыха на 2 - 3 места, в том числе и для инвалидов на креслах-колясках.
Как следует из материалов дела, Управление использует нежилые помещения, расположенные по адресу: Нижегородская область, р.п. Бутурлино, ул. Ленина, д. 102, площадью 157,2 квадратного метра, на основании договора безвозмездного пользования от 21.01.2010, заключенного с Администрацией.
В данном помещении Управление осуществляет свою деятельность, поэтому оно обязано создать условия для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения в нежилое помещение, расположенное на втором этаже.
Доказательства принятия Управлением необходимых и достаточных мер для соблюдения требований законодательства об инвалидах в материалы дела не представлены.
При таких обстоятельствах на основании полного, всестороннего и объективного исследования представленных в дело доказательств суды сделали правильный вывод о том, что оспариваемое предписание вынесено уполномоченным органом, соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы Управления, в связи с чем обоснованно отказали последнему в удовлетворении заявленного требования.
Довод заявителя о возложении обязанности по созданию таких условий для инвалидов исключительно на собственника помещения, отклоняется судом кассационной инстанции, так как данная обязанность для Управления прямо предусмотрена законом, а отсутствие в договоре пользования зданием соответствующих указаний на право самостоятельного создания этих условий не освобождает последнего от выполнения этой обязанности.
Доказательств обращения в Администрацию с заявлением о разрешении переоборудовать (реконструировать) конструкции здания заявителем в материалы дела не представлено.
В соответствии с пунктами 11.1, 11.4 Положения об Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области, утвержденного приказом Росреестра от 28.10.2009 N 315, руководитель Управления представляет руководителю Росреестра предложения, в том числе о смете расходов на содержание Управления на очередной финансовый год за счет средств федерального бюджета, а также по формированию проекта федерального бюджета в части финансового обеспечения деятельности Управления.
Таким образом, руководителю Управления предоставлено право вносить предложения относительно содержания деятельности Управления за счет средств федерального бюджета.
Однако каких-либо доказательств по обращению к уполномоченному лицу за выделением денежных средств, необходимых для обеспечения в занимаемом здании требований нормативных документов в целях создания необходимых условий маломобильным гражданам, заявителем в материалы дела не представлено.
Установленные судами обстоятельства в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации переоценке в суде кассационной инстанции не подлежат.
С учетом изложенного кассационная жалоба Управления удовлетворению не подлежит.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судебных инстанций, получили надлежащую правовую оценку, и по существу, направлены на переоценку исследованных судами доказательств, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Арбитражный суд Нижегородской области и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Управление освобождено от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 09.08.2012 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2012 по делу N А43-14746/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Л. Забурдаева |
Судьи |
Н.Ш. Радченкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктами 3.29 и 3.31 СНиП 35-01-2001 максимальная высота одного подъема (марша) пандуса не должна превышать 0,8 м при уклоне не более 8 процентов. При перепаде высот пола на путях движения 0,2 м и менее допускается увеличивать уклон пандуса до 10 процентов. В исключительных случаях допускается предусматривать винтовые пандусы.
Ширина пандуса при исключительно одностороннем движении должна быть не менее 1,0 м, в остальных случаях - принимать по ширине полосы движения согласно пункту 3.18.
...
В пункте 3.51 СНиП 35-01-2001 предусмотрено, что системы средств информации и сигнализации об опасности должны быть комплексными и предусматривать визуальную, звуковую и тактильную информацию в помещениях (кроме помещений с мокрыми процессами), предназначенных для пребывания всех категорий инвалидов. Они должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 51671, а также учитывать требования НПБ 104.
...
Согласно пункту 4.14 СНиПа 35-01-2001 на каждом этаже, доступном для маломобильных групп населения, следует предусматривать зоны отдыха на 2 - 3 места, в том числе и для инвалидов на креслах-колясках."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 25 февраля 2013 г. N Ф01-7008/13 по делу N А43-14746/2012