Резолютивная часть постановления объявлена 04.03.2013.
Постановление изготовлено в полном объеме 12.03.2013.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Башевой Н.Ю.,
судей Александровой О.В., Чигракова А.И.
при участии представителей от заявителя: Александровой О.С. (доверенность от 14.05.2012 N 8), от заинтересованного лица: Устиновой В.В. (доверенность от 09.10.2012 N 197),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2012, принятое судьями Захаровой Т.А., Протасовым Ю.В., Урлековым В.Н., по делу N А39-420/2012 по заявлению открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 6" о признании незаконным бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, и установил:
открытое акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 6" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия (далее - Управление), выразившегося в непринятии решения по заявлению о предоставлении в собственность за плату земельных участков с кадастровыми номерами 13:23:1105068:1 и 13:23:1107043:3; об обязании Управления принять распорядительный акт о предоставлении в собственность Общества испрашиваемых земельных участков; об обязании Управления в течение 20 дней с даты вступления решения в законную силу подготовить проект договора купли-продажи и направить его Обществу с предложением о заключении.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Агентство).
Решением от 29.06.2012 бездействие Управления, выразившееся в нерассмотрении по существу в установленный срок заявления Общества о предоставлении в собственность земельных участков с кадастровыми номерами 13:23:1105068:1 и 13:23:1107043:3, признано незаконным. Суд обязал Управление в 20-дневный срок с момента вступления в законную силу данного решения рассмотреть заявление Общества и принять мотивированное решение об отказе в предоставлении в собственность земельных участков. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2012 решение суда отменено. Бездействие Управления, выразившееся в непринятии решения о предоставлении Обществу в собственность земельного участка площадью 83 260 квадратных метров, кадастровый номер 13:23:1105068:1, признано незаконным. Суд обязал Управление в месячный срок со дня вынесения судебного акта принять решение о предоставлении Обществу в собственность за плату данный земельный участок; в месячный срок со дня принятия решения о предоставлении земельного участка подготовить проект договора купли-продажи земельного участка и направить его Обществу с предложением о заключении. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Управление не согласилось с постановлением апелляционного суда и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что апелляционный суд неправильно применил статью 36 Земельного кодекса Российской Федерации, сделал выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. По мнению Управления, испрашиваемый земельный участок не может быть предоставлен в собственность Обществу, поскольку на нем помимо объектов недвижимости, находящихся в собственности Общества, находится объект (контрольно-пропускной пункт (КПП) мазутного хозяйства), который не был включен в состав приватизированного имущества и учтен в реестре федерального имущества.
Подробно позиция заявителя приведена в кассационной жалобе и поддержана представителем в судебном заседании.
Общество в отзыве и представитель в судебном заседании отклонили доводы жалобы.
Агентство отзыв на кассационную жалобу не представило, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в судебное заседание не направило.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено путем использования систем видеоконференц-связи с Арбитражным судом Республики Мордовия.
Законность обжалуемой части принятого Первым арбитражным апелляционным судом постановления проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Обществу на праве собственности принадлежит объект недвижимого имущества - энергетический производственно-технологический комплекс Саранская ТЭЦ-2, расположенный по адресу: Республика Мордовия, город Саранск, Александровское шоссе, 13 (свидетельство о государственной регистрации права от 28.04.2007, серии 13 ГА N 159723).
Данный объект расположен по указанному адресу на нескольких земельных участках, находящихся в федеральной собственности и предоставленных Обществу на праве аренды на основании договора аренды от 12.03.2009 N 369/919-ТГК/МФ для обеспечения производственной деятельности, в том числе земельный участок площадью 83 260 квадратных метров, кадастровый номер 13:23:1105068:1.
Общество 19.09.2011 в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации обратилось в Управление с заявлением о предоставлении этого земельного участка в собственность.
Управление 07.12.2011 возвратило Обществу пакет документов для доработки, сославшись на письма Агентства от 30.11.2011 N ПП-10/36883 и ПП-10/36891.
Общество 19.12.2011 повторно обратилось в Управление с заявлением.
Посчитав, что Управление проявило бездействие, выразившееся в непринятии в установленный законом срок решения о предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Руководствуясь статьями 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 9, пунктом 1 статьи 25, статьей 27, пунктами 1 и 2 статьи 28, статьями 29, 34, 36 Земельного кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемое бездействие Управления не соответствует законодательству и нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности. Вместе с тем суд не усмотрел правовых оснований для передачи Обществу испрашиваемого земельного участка в собственность, поэтому заявленные требования удовлетворил частично.
Первый арбитражный апелляционный суд руководствовался этими же нормами, пришел к выводу, что оспариваемое бездействие Управления не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности, отменил решение суда и удовлетворил заявленное требование в отношении земельного участка с кадастровым номером 13:23:1105068:1.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В пунктах 1 и 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду.
В силу статьи 29 Кодекса предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 данного Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Кодекса граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с данным Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены данным Кодексом, федеральными законами.
В силу пункта 5 статьи 36 Кодекса для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя представления документов, которые находятся в их распоряжении, распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов.
В силу пункта 6 статьи 36 Кодекса в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 данной статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным (пункт 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства").
Основания для отказа в предоставлении земельного участка в собственность предусмотрены в статье 28 Кодекса и в статье 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", перечень которых является исчерпывающим.
Из материалов дела видно и апелляционный суд установил, что отказ в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 13:23:1105068:1 мотивирован тем, что на нем расположены иные объекты недвижимого имущества (отдельно стоящее двухэтажное здание, автомобильная дорога общего пользования), правоустанавливающие документы на которые не были представлены.
Между тем надлежащие доказательства (свидетельство о государственной регистрации права, выписка из ЕГРП и т.д.), подтверждающие зарегистрированное право собственности третьих лиц на объекты, расположенные на испрашиваемом земельном участке, в деле отсутствуют.
Апелляционный суд установил, что Общество является собственником объектов недвижимости, расположенных на спорном земельном участке с кадастровым номером 13:23:1105068:1, и обладает исключительным правом на приобретение данного земельного участка в собственность. В этих целях Общество представило в Управление все документы, необходимые для принятия соответствующего решения.
Указанный земельный участок сформирован и поставлен на кадастровый учет в установленном законом порядке именно в целях эксплуатации Обществом производственных помещений. Здания и сооружения мазутного хозяйства, расположенные на земельном участке, составляют единый технологический комплекс, необходимый для бесперебойного функционирования Саранской ТЭЦ-2.
Доказательств нарушения порядка формирования и установления границ спорного земельного участка, предоставленного Обществу для эксплуатации зданий и сооружений мазутного хозяйства, в деле не имеется.
При таких обстоятельствах апелляционный суд обоснованно признал, что оспариваемое бездействие Управления не соответствует действующему законодательству, нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, и удовлетворил заявленное требование.
В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции осуществляет проверку законности судебных актов с учетом тех документов, которые имелись у судов на момент принятия судебных актов; дополнительные документы (доказательства) суд кассационной инстанции не принимает и не исследует. С учетом изложенного дополнительные документы, представленные Управлением в суд кассационной инстанции (выписка из реестра федерального имущества от 21.12.2012 N 183/1), подлежат возврату заявителю.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, не опровергают выводов суда.
Первый арбитражный апелляционный суд правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2012 по делу N А39-420/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Ю. Башева |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 6 статьи 36 Кодекса в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 данной статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным (пункт 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства").
Основания для отказа в предоставлении земельного участка в собственность предусмотрены в статье 28 Кодекса и в статье 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", перечень которых является исчерпывающим."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 12 марта 2013 г. N Ф01-7102/13 по делу N А39-420/2012