Резолютивная часть постановления объявлена 11.03.2013.
Постановление изготовлено в полном объеме 15.03.2013.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Радченковой Н.Ш.,
судей Александровой О.В., Чигракова А.И.
при участии представителей от заявителя: Одынца С.Н. по доверенности от 24.12.2012 N 37/158, Огурцовой Т.Е. по доверенности от 15.08.2012 N 37/114,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица - администрации города Коврова Владимирской области на решение Арбитражного суда Владимирской области от 17.07.2012, принятое судьей Андриановой Н.В., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2012, принятое судьями Захаровой Т.А., Протасовым Ю.В., Смирновой И.А., по делу N А11-2828/2012 по заявлению открытого акционерного общества "Ковровский приборостроительный завод" о признании незаконным решения администрации города Коврова Владимирской области,
третье лицо - архивный департамент администрации Владимирской области, и установил:
открытое акционерное общество "Ковровский приборостроительный завод" (далее - Общество, ОАО "Ковровский приборостроительный завод") обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о признании незаконным изложенного в письме от 12.12.2011 N 01-41/2432 решения администрации города Коврова Владимирской области (далее - Администрация) об отказе в принятии документов по личному составу Общества. Одновременно заявитель просил суд обязать Администрацию принять от Общества до 12.08.2012 документы по личному составу в количестве 13 000 дел.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен архивный департамент администрации Владимирской области (далее - Архивный департамент).
Решением суда от 17.07.2012 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2012 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Администрация не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды не применили подлежащие применению пункт 4 статьи 10, пункт 10 статьи 23 Федерального закона от 22.10.2004 N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации", пункт 3.9 Положения о порядке и сроках хранения документов акционерных обществ, утвержденного постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 16.07.2003 N 03-33/пс; неправильно истолковали статьи 16 и 19 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". По его мнению, при отсутствии договорных отношений между акционерным обществом и архивом документы по личному составу работников образовавшиеся в результате ликвидации либо банкротства акционерного общества, обязан принять государственный архив; муниципальное образование город Ковров Владимирской области отдельными государственными полномочиями по хранению, комплектованию, учету и использованию архивных документов, относящихся к государственной собственности, федеральным законом, законом субъекта не наделялось, материально-технические и финансовые средства муниципальному образованию не передавались.
Кроме того, Администрация полагает, что суды не исследовали фактические обстоятельства дела в части формирования личных дел, подлежащих передаче на хранение.
Администрация, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в судебное заседание не направила.
Архивный департамент в отзыве на кассационную жалобу не согласился с доводами Администрации, посчитав обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
Представители Общества в судебном заседании не согласились с доводами Администрации, посчитав обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
Законность принятых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Владимирской области от 12.08.2011 по делу N А11-676/2011 ОАО "Ковровский приборостроительный завод" признано несостоятельным (банкротом), в отношении его имущества введена процедура конкурсного производства; конкурсным управляющим утвержден Коробов Владимир Дмитриевич (далее - конкурсный управляющий).
Конкурсный управляющий письмом от 20.09.2011 N 42/19 обратился в Архивный департамент по вопросу приема документов должника, в том числе документов по личному составу Общества.
Архивный департамент письмом от 21.10.2011 N АД-517-01/41 уведомил Общество о целесообразности передачи документов в вышестоящую организацию юридического лица.
Конкурсный управляющий обратился в Администрацию с запросом от 28.11.2011 N 30/79 по вопросу приема документов по личному составу Общества в количестве 13 000 дел.
Письмом от 12.12.2011 N 01-41/2432 Администрация известила ОАО "Ковровский приборостроительный завод" об отказе в принятии документов должника, в том числе по личному составу.
Общество, посчитав, что данное решение не соответствует положениям действующего законодательства, обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Руководствуясь статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, абзацем 10 пункта 2 статьи 129 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", статьями 2, 3 и 4, пунктом 10 статьи 23 Федерального закона от 22.10.2004 N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации", статьей 8 Закона Владимирской области от 09.11.2005 N 1670-ОЗ "Об архивном деле во Владимирской области", суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования, при этом исходил из того, что Администрация не доказала законность и обоснованность своего решения.
Первый арбитражный апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с пунктом 2 статьи 129 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" конкурсный управляющий обязан передать на хранение документы должника, подлежащие обязательному хранению в соответствии с федеральными законами. Порядок и условия передачи документов должника на хранение устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Отношения в сфере организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов независимо от их форм собственности, а также отношения в сфере управления архивным делом в Российской Федерации в интересах граждан, общества и государства регулируются Федеральным законом от 22.10.2004 N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 125-ФЗ).
Согласно пунктами 10 и 11 статьи 3 Федерального закона N 125-ФЗ архивы могут быть государственными - федеральное государственное учреждение, создаваемое Правительством Российской Федерации (федеральный государственный архив), или государственное учреждение субъекта Российской Федерации, создаваемое органом государственной власти субъекта Российской Федерации (государственный архив субъекта Российской Федерации), которые осуществляют хранение, комплектование, учет и использование документов Архивного фонда Российской Федерации, а также других архивных документов; или муниципальными - структурное подразделение органа местного самоуправления муниципального района, городского округа или муниципальное учреждение, создаваемое этим органом, которые осуществляют хранение, комплектование, учет и использование документов Архивного фонда Российской Федерации, а также других архивных документов.
На основании пункта 10 статьи 23 Федерального закона N 125-ФЗ при ликвидации негосударственных организаций, в том числе в результате банкротства, образовавшиеся в процессе их деятельности и включенные в состав Архивного фонда Российской Федерации архивные документы, документы по личному составу, а также архивные документы, сроки временного хранения которых не истекли, передаются ликвидационной комиссией (ликвидатором) или конкурсным управляющим в упорядоченном состоянии на хранение в соответствующий государственный или муниципальный архив на основании договора между ликвидационной комиссией (ликвидатором) или конкурсным управляющим и государственным или муниципальным архивом. При этом ликвидационная комиссия (ликвидатор) или конкурсный управляющий организует упорядочение архивных документов ликвидируемой организации, в том числе организации, ликвидируемой в результате банкротства.
Исходя из названной нормы, законодатель предусмотрел обязанность приема на хранение перечисленных документов у ликвидируемых негосударственных организаций как государственными, так и муниципальными архивами, не установив при этом, что архивные документы, документы по личному составу, а также архивные документы, сроки временного хранения которых не истекли, подлежат хранению исключительно в государственных архивах либо исключительно в муниципальных архивах.
По смыслу указанной нормы обязанность приема на хранение у ликвидируемых организаций упомянутых документов предусмотрена как для государственных, так и муниципальных архивов.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона N 125-ФЗ органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов осуществляют деятельность в области архивного дела согласно полномочиям по решению вопросов местного значения, установленным Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ).
Таким образом, Федеральным законом N 131-ФЗ органы местного самоуправления муниципальных районов, городских округов наделены отдельными государственными полномочиями по хранению, комплектованию, учету и использованию архивных документов, относящихся к государственной собственности и находящихся на территории муниципального образования, с передачей необходимых для осуществления данных полномочий материально-технических и финансовых средств.
В соответствии со статьей 8 Закона Владимирской области от 09.11.2005 N 167-ОЗ "Об архивном деле во Владимирской области" (далее - Закон N 167-ОЗ) при ликвидации негосударственных организаций, в том числе в результате банкротства, образовавшиеся в процессе их деятельности и включенные в состав Архивного фонда Владимирской области архивные документы, документы по личному составу, а также архивные документы, сроки временного хранения которых не истекли, передаются ликвидационной комиссией (ликвидатором) или конкурсным управляющим в упорядоченном состоянии на хранение в соответствующий государственный или муниципальный архив, источником комплектования которого является ликвидируемая организация.
В случае если ликвидируемая негосударственная организация не является источником комплектования государственного или муниципального архива, архивные документы, указанные в пункте первом настоящей статьи, передаются в упорядоченном состоянии на хранение в архив муниципального образования, на территории которого действовала ликвидируемая организация.
Передача архивных документов осуществляется на основании договора между ликвидационной комиссией (ликвидатором) или конкурсным управляющим и соответствующим архивом. При этом ликвидационная комиссия (ликвидатор) или конкурсный управляющий организует упорядочение архивных документов ликвидируемой организации, в том числе организации, ликвидируемой в результате банкротства.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Владимирской области от 12.08.2011 по делу N А11-676/2011 ОАО "Ковровский приборостроительный завод" признано несостоятельным (банкротом), в отношении его имущества введена процедура конкурсного производства.
Ликвидируемая негосударственная организация не является источником комплектования государственного или муниципального архива.
Общество осуществляло свою деятельность на территории города Коврова Владимирской области.
На основании изложенного у Администрации, как правомерно указали суды, отсутствовали основания для отказа в принятии на архивное хранение документов Общества.
При таких обстоятельствах суды сделали обоснованный вывод о том, что оспариваемое решение Администрации не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы Общества, в связи с чем правомерно удовлетворили заявленные требования.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, отклоняются, как основанные на неверном толковании норм материального права.
Арбитражный суд Владимирской области и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кассационная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Администрация освобождена от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 17.07.2012 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2012 по делу N А11-2828/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу администрации города Коврова Владимирской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Ш. Радченкова |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 4 Федерального закона N 125-ФЗ органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов осуществляют деятельность в области архивного дела согласно полномочиям по решению вопросов местного значения, установленным Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ).
Таким образом, Федеральным законом N 131-ФЗ органы местного самоуправления муниципальных районов, городских округов наделены отдельными государственными полномочиями по хранению, комплектованию, учету и использованию архивных документов, относящихся к государственной собственности и находящихся на территории муниципального образования, с передачей необходимых для осуществления данных полномочий материально-технических и финансовых средств.
В соответствии со статьей 8 Закона Владимирской области от 09.11.2005 N 167-ОЗ "Об архивном деле во Владимирской области" (далее - Закон N 167-ОЗ) при ликвидации негосударственных организаций, в том числе в результате банкротства, образовавшиеся в процессе их деятельности и включенные в состав Архивного фонда Владимирской области архивные документы, документы по личному составу, а также архивные документы, сроки временного хранения которых не истекли, передаются ликвидационной комиссией (ликвидатором) или конкурсным управляющим в упорядоченном состоянии на хранение в соответствующий государственный или муниципальный архив, источником комплектования которого является ликвидируемая организация."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 15 марта 2013 г. N Ф01-7168/13 по делу N А11-2828/2012