Резолютивная часть постановления объявлена 12.03.2013.
Постановление изготовлено в полном объеме 15.03.2013.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Радченковой Н.Ш.,
судей Башевой Н.Ю., Чигракова А.И.
без участия представителей,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заявителя - муниципального унитарного предприятия Заволжского муниципального района "Заволжский водоканал" на решение Арбитражного суда Ивановской области от 03.12.2012, принятое судьями Тимошкиным К.А., Герасимовым В.Д., Кочешковой М.В., по делу N А17-4455/2012 по заявлению муниципального унитарного предприятия Заволжского муниципального района "Заволжский водоканал" к Совету Заволжского городского поселения Заволжского муниципального района Ивановской области о признании недействующим нормативного правового акта и установил:
муниципальное унитарное предприятие Заволжского муниципального района "Заволжский водоканал" (далее - Предприятие, МУП "Заволжский водоканал") обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением, уточненным в порядке, установленном в статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Совету Заволжского городского поселения Заволжского муниципального района Ивановской области (далее - Совет Заволжского городского поселения) о признании недействующим решения от 23.06.2010 N 25 "О внесении изменений в решение Совета Заволжского городского поселения от 24.11.2009 N 42 "Об утверждении тарифов на холодную воду и водоотведение на 2010 год" в части установления не экономически обоснованного тарифа на холодную воду в размере 44,71 рубля за 1 кубический метр для потребителя МУП "Заволжский водоканал".
К участию в деле, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация Заволжского городского поселения Заволжского муниципального района Ивановской области (далее - Администрация).
Решением суда от 03.12.2012 заявленное требование удовлетворено частично.
Предприятие не согласилось с принятым решением и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суд не применил подлежащие применению пункт 5 части 1 статьи 9 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", часть 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; не оценил доказательства, представленные заявителем в обоснование экономически обоснованного размера затрат МУП "Заволжский водоканал".
Предприятие, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в судебное заседание не направило.
Совет Заволжского городского поселения и Администрация, в отзывах на кассационную жалобу не согласились с доводами МУП "Заволжский водоканал", посчитав обжалуемый судебный акт законным и обоснованным.
Законность решения Ивановской области проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Совет Заволжского городского поселения решением от 24.11.2009 N 42 "Об утверждении тарифов на холодную воду и водоотведение на 2010 год" установил тарифы для потребителей МУП "Заволжский водоканал". Решением Арбитражного суда Ивановской области от 01.06.2010 по делу N А17-728/2010 указанное решение было признано недействующим и отменено.
Решением Совета Заволжского городского поселения от 23.06.2010 N 25 "О внесении изменений в решение Совета Заволжского городского поселения N 42 от 24.11.2009 "Об утверждении тарифов на холодную воду и водоотведение на 2010 год" пункт 1 недействующего решения N 42 изложен в следующей редакции:
1. установить на 2010 год для потребителей МУП "Заволжский водоканал" тарифы на холодную воду и водоотведение: 1.1 на холодную воду - 44,71 рубля за 1 кубический метр (без НДС); 1.2 на водоотведение - 25,05 рубля за 1 кубический метр (без НДС).
2. решение вступает в силу с момента принятия и распространяется на правоотношения возникшие с 01.01.2010.
Посчитав размер установленных тарифов для МУП "Заволжский водоканал" экономически необоснованным, Предприятие обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Руководствуясь частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 78 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", частью 1 статьи 3, пунктом 7 части 2 статьи 5, частью 1 статьи 13, пунктом 6 части 1 статьи 14 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Федеральный закон N 210-ФЗ), суд первой инстанции заявленное требование удовлетворил частично: признал недействующим пункт 2 решения Совета Заволжского городского поселения от 23.06.2010 N 25 в части установления того, что решение вступает в силу с момента принятия и распространения решения на правоотношения возникшие с 01.01.2010, как нарушающие часть 1 статьи 13, статью 14 Федерального закона N 210-ФЗ; в удовлетворении остальной части отказал.
В соответствии с частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт (часть 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Федеральный закон N 210-ФЗ устанавливает основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
Установление тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса отнесено к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В Ивановской области таким органом является Региональная служба по тарифам Ивановской области.
В статье 3 Федерального закона N 210-ФЗ определены общие принципы регулирования тарифов, такие как достижение баланса интересов потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса и интересов указанных организаций, обеспечивающего доступность этих товаров и услуг для потребителей и эффективное функционирование организаций коммунального комплекса; установление тарифов и надбавок, обеспечивающих финансовые потребности организаций коммунального комплекса, необходимые для реализации их производственных программ и инвестиционных программ; полное возмещение затрат организаций коммунального комплекса, связанных с реализацией их производственных и инвестиционных программ.
В пункте 7 части 2 статьи 5 Федерального закона N 210-ФЗ (в редакции действующей на момент принятия оспариваемого решения) предусмотрено, что органы местного самоуправления осуществляют следующие полномочия в области регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса: устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования, тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организаций коммунального комплекса на подключение.
Постановлением Региональной службы по тарифам Ивановской области от 30.10.2009 N 233 "Об установлении предельных индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса по муниципальным образованиям Ивановской области на 2010 год" установлен предельный индекс для Заволжского городского поселения в размере 100 процентов.
Суд первой инстанции установил, что с учетом предельного индекса, тариф на 2010 год должен быть равен тарифу, установленному решением Совета Заволжского городского поселения Заволжского муниципального района Ивановской области от 28.11.2008 на 2009 год. В 2009 году тариф на холодное водоснабжение был установлен в размере 44,71 рубля за 1 кубический метр (без НДС). Данный тариф был действующим и применялся на территории поселения в течении всего 2009 года.
Как следует из справки Администрации от 25.10.2012 N 1595, Предприятие в 2009 и 2010 годах являлось единственной организацией, осуществляющей деятельность по предоставлению услуг по холодному водоснабжению и водоотведению.
Таким образом, предельно максимальный индекс изменения тарифов, установленных для МУП "Заволжский водоканал" на 2009 год, не мог превышать 100 процентов на 2010 год.
На основании изложенного суд пришел к обоснованного выводу о том, что установленный решением от 23.06.2010 N 25 тариф не мог быть выше установленного тарифа на 2009 год.
При таких обстоятельствах оспариваемое решение в части тарифа на холодное водоснабжение не затрагивает права и законные интересы Предприятия.
Ссылка МУП "Заволжский водоканал" на решение Арбитражного суда Ивановской области по делу N А17-728/2010, в части не включения в состав тарифа отдельных составляющих, судом округа признается необоснованной, поскольку по указанному делу суд проверял тариф на 2010 год, установленный ниже 100 процентов предельного максимального индекса.
Иные доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, получили надлежащую правовую оценку и судом округа не принимаются, так как направлены на переоценку исследованных судом доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в компетенцию кассационной инстанции не входит.
Арбитражный суд Ивановской области правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статье 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина по кассационной жалобе составляет 1000 рублей и относится на заявителя. Определение Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 29.01.2013 в части предоставления Предприятию отсрочки уплаты государственной пошлины следует считать утратившим силу.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 03.12.2012 по делу N А17-4455/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия Заволжского муниципального района "Заволжский водоканал" - без удовлетворения.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия Заволжского муниципального района "Заволжский водоканал" в доход федерального бюджета 1000 рублей расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы.
Арбитражному суду Ивановской области выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Ш. Радченкова |
Судьи |
Н.Ю. Башева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пункте 7 части 2 статьи 5 Федерального закона N 210-ФЗ (в редакции действующей на момент принятия оспариваемого решения) предусмотрено, что органы местного самоуправления осуществляют следующие полномочия в области регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса: устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования, тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организаций коммунального комплекса на подключение.
Постановлением Региональной службы по тарифам Ивановской области от 30.10.2009 N 233 "Об установлении предельных индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса по муниципальным образованиям Ивановской области на 2010 год" установлен предельный индекс для Заволжского городского поселения в размере 100 процентов."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 15 марта 2013 г. N Ф01-7267/13 по делу N А17-4455/2012