г. Нижний Новгород |
|
14 марта 2013 г. |
Дело N А29-5676/2012 |
См. также определение Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 12 марта 2013 г. N Ф01-7536/13 по делу N А29-5676/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 14.03.2013.
Полный текст постановления изготовлен 14.03.2013.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Бабаева С.В.,
судей Кислицына Е.Г., Чернышова Д.В.
при участии в заседании 07.03.2013 представителя, от истца: Черниковой Е.И. (доверенность от 03.12.2012 N 207/931д),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу истца - Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Республики Коми от 31.08.2012, принятое судьей Изъюровой Т.Ф., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 28.11.2012, принятое судьями Поляковой С.Г., Малых Е.Г., Тетерваком А.В., по делу N А29-5676/2012
по иску Министерства обороны Российской Федерации
к обществу с ограниченной ответственностью "Корэл", муниципальному образованию городского округа "Ухта", Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа "Ухта"
о признании права федеральной собственности и недействительными государственной регистрации права и свидетельств о государственной регистрации права,
третье лицо - Военный комиссариат Республики Коми, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми,
и установил:
Министерство обороны Российской Федерации (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Корэл" (далее - Общество), к муниципальному образованию городского округа "Ухта" (далее - МОГО "Ухта") и Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа "Ухта" (далее - Комитет):
- о признании права федеральной собственности на часть нежилого помещения N 1.001, расположенного по адресу: Республика Коми, город Ухта, проспект Ленина, дом 40а, общей площадью 1 234,9 квадратного метра (номера помещений на поэтажном плане - на первом этаже N 1 - 43, на втором этаже N 1 - 33); на земельный участок площадью 3240,0 квадратного метра, кадастровый номер 11:20:0602006:16, расположенный по адресу: Республика Коми, город Ухта, проспект Ленина, дом 40а;
- о признании недействительной государственной регистрации права частной собственности Общества на указанную часть нежилого помещения и земельный участок;
- о признании недействительными свидетельств о государственной регистрации права частной собственности Общества от 22.02.2012 серии 11 АА N 860135 и от 22.02.2012 серии 11АА N 860134;
- о признании недействительной государственной регистрации права собственности МОГО "Ухта" на спорные помещения и земельный участок;
- о признании недействительным свидетельства о государственной регистрации права собственности МОГО "Ухта" от 26.08.2005 серии 11 АА N 344419.
Исковые требования основаны на статьях 167 и 168 Гражданского кодекса Российской Федерации и мотивированы тем, что передача спорного объекта и земельного участка в частную собственность противоречит действующему законодательству.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Военный комиссариат Республики Коми и Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии
по Республике Коми (далее - Управление).
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 31.08.2012, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 28.11.2012, в удовлетворении исковых требований отказано. Суд посчитал, что спорные нежилые помещения на момент разграничения государственной собственности не существовали как объекты, относящиеся к федеральной собственности; по целевому назначению начатого строительства могли быть отнесены исключительно к муниципальной собственности; были построены и реконструированы только за счет средств местного бюджета, поэтому не имелось оснований для отнесения их на момент завершения реконструкции в 2005 году к федеральной собственности.
Не согласившись с решением и постановлением, Министерство обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить названные судебные акты вследствие нарушения норм материального и процессуального права.
Основные доводы заявителя сводятся к следующему. Ответчик представил в материалы дела постановление администрации МОГО "Ухта" от 20.02.2012 N 317 "О прекращении военному комиссариату города Ухты права постоянного бессрочного пользования земельным участком", однако заявление, которое могло бы служить основанием для вынесения постановления, Военным комиссариатом Республики Коми не подавалось, с учредителем не согласовывалось. Таким образом, постановление вынесено с нарушением статьи 53 Земельного кодекса Российской Федерации. Постановление N 3020-1 не может быть применено в отношении объектов незавершенного строительства. Отчуждение спорного земельного участка в частную собственность противоречит статье 27 Земельного кодекса Российской Федерации. Спорный объект является объектом федеральной собственности, подлежал передаче из муниципальной в федеральную собственность в установленные законом сроки, однако ответчиком был нарушен срок передачи объекта в федеральную собственность; в дальнейшем объект неправомерно передан в частную собственность.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Общество и Комитет в отзывах на кассационную жалобу не согласились с доводами заявителя, так как считают решение и постановление законными и обоснованными.
Суд удовлетворил ходатайства Комитета, МОГО "Ухта" и Управления о рассмотрении кассационной жалобы без участия их представителей.
При надлежащем извещении о времени и месте судебного разбирательства явку в судебное заседание обеспечил истец.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 10 часов 30 минут 14.03.2013.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном статьями 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзывы на нее и заслушав представителя истца, окружной суд не нашел оснований для отмены обжалуемых судебных актов в силу следующего.
Как видно из документов и установил суд, главой администрации города Ухта издано постановление от 11.01.1995 N 11 "О передаче не завершенного строительством здания детского сада по проспекту Ленина военному комиссариату".
Постановлением главы администрации муниципального образования "Город Ухта" от 19.11.2002 N 915 "О передаче не завершенного строительством объекта "Реконструкция детского сада N 29 по проспекту Ленина в городе Ухта под горвоенкомат" военному комиссариату города Ухты предписано принять указанный не завершенный строительством объект от МУ "Управление капитального строительства", осуществить перебазирование личного состава и имущества в подготовленную часть здания по адресу: проспект Ленина, дом 40а, закончить строительные работы объекта, ввести в эксплуатацию с последующей передачей готового объекта на баланс Комитету по управлению имуществом МО "Город Ухта".
Передаточные документы по принятию военкоматом от МУ "Управление капитального строительства" затрат по капитальным вложениям оформлены и утверждены органами муниципалитета в 2002 году.
Из справки администрации N 01-31-1242 следует, что строительство реконструкции детского сада под горвоенкомат в полном объеме финансировалось за счет средств администрации МО "Город Ухта" и средства других дольщиков при строительстве данного объекта не привлекались.
Главой муниципального образования "Город Ухта" издано постановление от 21.06.2005 N 1844 "О регистрации факта ввода в эксплуатацию законченного строительством объекта: "Реконструкция детского сада N 29 по проспекту Ленина в городе Ухте под горвоенкомат в осях А-Д, 3-17" (пусковой комплекс)".
Право собственности МО "Город Ухта" на спорные нежилые помещения зарегистрировано 19.08.2005, о чем выдано свидетельство от 26.08.2005 серии 11 АА N 344419.
ФГУ "Воркутинская КЭЧ района" и Комитет 19.09.2005 заключили договор безвозмездного пользования муниципальным имуществом N 176 на спорный объект для размещения в нем Военного комиссариата города Ухта Республики Коми.
Указанный договор 31.12.2009 расторгнут по соглашению сторон, о чем между сторонами подписано соглашение от 11.02.2010.
На спорные нежилые помещения между Комитетом (ссудодателем) и Военкоматом (ссудополучателем) заключен договор от 11.02.2010 N 184 безвозмездного пользования для размещения в нем отдела военного комиссариата Республики Коми по городу Ухта.
Договор с учетом протокола разногласий заключен сторонами на неопределенный срок.
Вступившим в законную силу решением от 28.04.2012 по делу N А29-2582/2012 установлено, что на основании уведомления Комитета письмом от 02.09.2011 исх. N 06/2848 Военного комиссариата о расторжении договора ссуды от 11.02.2010 N 184 последний расторгнут в порядке, предусмотренном пунктом 1 статьи 699 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Решением девятого очередного заседания четвертого созыва Совета муниципального образования городского округа "Ухта" от 28.09.2011 N 55 спорные нежилые помещения включены в прогнозный план приватизации муниципального имущества МОГО "Ухта" на 2011 год, утвержденный решением 48-го очередного заседания третьего созыва того же муниципального органа от 15.12.2010 N 477.
Комитет издал приказ от 22.11.2011 N 716 "Об условиях приватизации муниципального имущества", которым определены условия приватизации спорных нежилых помещений.
Комитет и Общество заключили договор купли-продажи муниципального имущества от 27.12.2011 N 603 спорных нежилых помещений.
Право собственности Общества зарегистрировано Управлением Росреестра 22.02.2012, о чем выдано свидетельство о государственной регистрации права серии 11 АА N 860135.
Министерство обратилось с арбитражный суд с настоящим иском, посчитав, что передача спорного объекта и земельного участка в частную собственность противоречит действующему законодательству.
В пункте 5 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.
Суд установил, что спорные нежилые помещения на момент передачи военному комиссариату представляли собой не завершенное строительством здание детского сада.
В силу абзаца 4 пункта 2 приложения 3 к постановлению N 3020-1 учреждения и объекты здравоохранения (кроме областных больниц и диспансеров), народного образования (кроме спецшкол для детей, страдающих хроническими заболеваниями), культуры и спорта относятся к объектам муниципальной собственности.
Согласно информационному письму Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1997 N 15 "Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий" объекты, указанные в приложении 3 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1, являются объектами муниципальной собственности непосредственно в силу прямого указания закона.
Таким образом, суд пришел к правомерному выводу о том, что на момент разграничения государственной собственности спорные нежилые помещения исходя из цели и назначения незавершенного объекта строительства могли быть отнесены в силу прямого указания закона исключительно к муниципальной собственности.
Порядок передачи имущества в связи с разграничением полномочий определен Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 07.12.2006, по смыслу положений части 11 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ во взаимосвязи с другими ее положениями, безвозмездная передача государственной собственности предполагает необходимость согласованных действий соответствующих органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Тем самым федеральный законодатель, обеспечивая во исполнение предписаний Конституции Российской Федерации баланс интересов Российской Федерации и интересов ее субъектов, исключил возможность принятия федеральным органом исполнительной власти решения о безвозмездной передаче того или иного имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации, в федеральную собственность в одностороннем порядке.
Как следует из письма Администрации в адрес Военкомата от 19.11.2009 N 2981, передача спорных помещений в собственность Российской Федерации в настоящее время не предполагается.
Следовательно, суд обоснованно посчитал, что передача спорных нежилых помещений из муниципальной в федеральную собственность не может быть осуществлена.
В соответствии с абзацем 31 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ права на находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности объекты недвижимости регистрируются одновременно с правами на земельные участки, на которых расположены данные объекты недвижимости, на основании решений о передаче, подписанных передаточных актов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В абзаце 2 пункта 1 статьи 19 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в муниципальной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.
Вследствие отсутствия оснований для признания права федеральной собственности на спорные нежилые помещения, правовые основания для признания права федеральной собственности в отношении земельного участка также отсутствуют. Данные обстоятельства исключают удовлетворение требований о признании недействительной государственной регистрации права муниципальной и частной собственности и свидетельств о государственной регистрации права на спорные объекты.
С учетом изложенного оснований для отмены принятых судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.
Нарушения либо неправильного применения норм процессуального права, в том числе предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 31.08.2012 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 28.11.2012 по делу N А29-5676/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
С.В. Бабаев |
Судьи |
Е.Г. Кислицын |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 07.12.2006, по смыслу положений части 11 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ во взаимосвязи с другими ее положениями, безвозмездная передача государственной собственности предполагает необходимость согласованных действий соответствующих органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Тем самым федеральный законодатель, обеспечивая во исполнение предписаний Конституции Российской Федерации баланс интересов Российской Федерации и интересов ее субъектов, исключил возможность принятия федеральным органом исполнительной власти решения о безвозмездной передаче того или иного имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации, в федеральную собственность в одностороннем порядке.
...
В соответствии с абзацем 31 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ права на находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности объекты недвижимости регистрируются одновременно с правами на земельные участки, на которых расположены данные объекты недвижимости, на основании решений о передаче, подписанных передаточных актов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В абзаце 2 пункта 1 статьи 19 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в муниципальной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 14 марта 2013 г. N Ф01-7674/13 по делу N А29-5676/2012
Хронология рассмотрения дела:
14.03.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-7674/13
12.03.2013 Определение Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-7536/13
28.11.2012 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-7015/12
31.08.2012 Решение Арбитражного суда Республики Коми N А29-5676/12