Нижний Новгород |
|
06 октября 2014 г. |
Дело N А31-9384/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02.10.2014.
Постановление изготовлено в полном объеме 06.10.2014.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шемякиной О.А.,
судей Чижова И.В., Шутиковой Т.В.
при участии
заявителя Набатова М.А. (паспорт), представителя от заявителя: Зиновьевой М.П. (доверенность от 16.10.2013), представителей от заинтересованного лица: Зверева Д.В. (доверенность от 08.05.2014 N 24), Молчановой Е.Н. (доверенность от 09.01.2014 N 15)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Костромской области на решение Арбитражного суда Костромской области от 30.04.2014, принятое судьей Мосуновым Д.А., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 28.07.2014, принятое судьями Хоровой Т.В, Великоредчаниным О.Б., Немчаниновой М.В., по делу N А31-9384/2012
по заявлению индивидуального предпринимателя Набатова Михаила Александровича (ИНН: 441403473978, ОГРН: 308443730500058)
о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Костромской области от 18.06.2012 N 10-24/12-2
и у с т а н о в и л :
индивидуальный предприниматель Набатов Михаил Александрович (далее - ИП Набатов М.А., Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Костромской области с заявлением, уточненным в порядке, установленном в статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Костромской области (далее - Инспекция, налоговый орган) от 18.06.2012 N 10-24/12-2.
Решением Арбитражного суда Костромской области от 30.04.2014 заявленное требование удовлетворено.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 28.07.2014 решение суда оставлено без изменения.
Инспекция не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. По мнению Инспекции, она правомерно определила налоговую базу по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, включив в состав доходов все денежные средства, поступившие на расчетный счет Предпринимателя в 2010 году по договорам на транспортно-экспедиционное обслуживание. В подтверждение правильности своей позиции Инспекция указывает на то, что размер вознаграждения экспедитора в первичных документах не выделен; требования возместить затраты экспедитора, произведенные в интересах заказчика, в документах отсутствуют.
Подробно доводы Инспекции приведены в кассационной жалобе и поддержаны представителями в судебном заседании.
В судебном заседании Предприниматель и его представитель возразили относительно доводов налогового органа, просили оставить кассационную жалобу без удовлетворения.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено путем использования систем видеоконференц-связи с Арбитражным судом Костромской области.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Инспекция провела выездную налоговую проверку Предпринимателя за период с 31.10.2008 по 31.12.2010, результаты которой отразила в акте от 05.05.2012 N 10-37/11-2 ДСП.
В ходе проверки налоговый орган пришел к выводу о неполном включении Предпринимателем в состав доходов, учитываемых в целях исчисления единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, денежных средств, поступивших от заказчиков за оказанные Предпринимателем транспортно-экспедиционные услуги.
Рассмотрев материалы проверки, заместитель начальника Инспекции принял решение от 18.06.2012 N 10-24/12-2 о привлечении ИП Набатова М.А. к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 и пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в общей сумме 139 092 рубля. Данным решением Предпринимателю предложено уплатить 1 385 687 рублей единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и 218 911 рублей пеней.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Костромской области (далее - Управление) от 22.08.2012 N 12-12/09623 решение нижестоящего налогового органа изменено: Предприниматель привлечен к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 и пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в общей сумме 138 156 рублей. Предпринимателю предложено уплатить 1 488 488 рублей единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и соответствующие пени.
Предприниматель не согласился с решением Инспекции (в редакции решения Управления) и обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Руководствуясь статьями 41, 346.14, 346.15, 346.18, 346.21, 346.26 и 346.28 Налогового кодекса Российской Федерации, статьями 65, 71, 198 и 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 424, 801, 972 и 991 Гражданского кодекса Российской Федерации, постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды", Арбитражный суд Костромской области удовлетворил заявленное Предпринимателем требование. Суд исходил из того, что в рассматриваемом случае доходом налогоплательщика являлось вознаграждение экспедитора, полученное в рамках исполнения обязательств по договорам на транспортно-экспедиционное обслуживание; Инспекция, в свою очередь, не определила суммы конкретных налоговых обязательств Предпринимателя.
Второй арбитражный апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Плательщиками единого налога признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном главой 26.2 Кодекса (пункт 1 статьи 346.12 Кодекса).
Согласно статье 346.14 Кодекса объектом налогообложения по упрощенной системе налогообложения признаются доходы либо доходы, уменьшенные на величину расходов.
В случае, если объектом налогообложения являются доходы индивидуального предпринимателя, налоговой базой признается денежное выражение доходов индивидуального предпринимателя (пункт 1 статьи 346.18 Кодекса).
В пункте 1 статьи 346.15 Кодекса установлено, что налогоплательщики при определении объекта налогообложения учитывают следующие доходы: доходы от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 Кодекса; внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 Кодекса.
Доходом от реализации признается выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав (статья 249 Кодекса).
На основании пункта 1 статьи 801 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента - грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.
Как установили суды, в 2010 году ИП Набатов М.А. осуществлял организацию перевозки грузов автомобильным транспортом в междугороднем сообщении на основании договоров на транспортно-экспедиционное обслуживание, являясь по данному виду деятельности плательщиком единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, с объектом обложения - доходы.
Исследовав и оценив содержание спорных договоров, характер их исполнения, суды установили, что данные договоры по своей природе относятся к договорам, в рамках которых осуществляется посредническая деятельность: Предприниматель выступал в качестве посредника между заказчиком и лицами, осуществляющими перевозку грузов; услуги по перевозке оплачивались за счет денежных средств заказчиков.
Доводы налогового органа об обратном направлены на переоценку исследованных судами обеих инстанций доказательств и сделанных на их основе выводов, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в компетенцию суда кассационной инстанции не входит.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о том, что денежные средства, поступившие от заказчиков за оказанные Предпринимателем услуги, не могут быть учтены в полном объеме в качестве дохода; в рассматриваемом случае налогооблагаемым доходом ИП Набатова М.А. будет являться вознаграждение, полученное в рамках исполнения данных договоров.
Доводы Инспекции о том, что размер вознаграждения Предпринимателя в первичных документах не выделен; требования возместить затраты экспедитора, произведенные в интересах заказчика, в документах отсутствуют, не опровергают сделанные судами выводы о квалификации спорных договоров и, соответственно, не освобождают налоговый орган от обязанности установить конкретные налоговые обязательства проверяемого налогоплательщика.
Как установлено судами и подтверждено материалами дела, Инспекция определила доход налогоплательщика без учета реальных правоотношений и действительного экономического смысла сделки, что повлекло искажение размера действительных налоговых обязательств Предпринимателя.
С учетом изложенного суды правомерно удовлетворили заявленное Предпринимателем требование, признав решение налогового органа о доначислении единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, соответствующих сумм пеней и штрафа недействительным.
Арбитражный суд Костромской области и Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебных актов.
Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Вопрос о взыскании государственной пошлины с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Кодекса освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Костромской области от 30.04.2014 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 28.07.2014 по делу N А31-9384/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Костромской области - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.А. Шемякина |
Судьи |
И.В. Чижов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Согласно п. 1 ст. 346.18 НК РФ в случае, если объектом налогообложения по УСН являются доходы индивидуального предпринимателя, налоговой базой признается денежное выражение доходов индивидуального предпринимателя.
По мнению налогового органа, поскольку в первичных документах не выделено вознаграждение экспедитора-налогоплательщика, в также отсутствует в договорах условие о возмещении заказчиками затрат экспедитора, то все денежные средства, поступившие на расчетный счет налогоплательщика по договорам на транспортно-экспедиционное обслуживание должны включаться в налоговую базу по УСН.
Суд не согласился с позицией налогового органа.
Как установил суд, налогоплательщик (индивидуальный предприниматель) применял в спорный период УСН с объектом налогообложения - доходы. Предприниматель осуществлял организацию перевозки грузов автомобильным транспортом в междугороднем сообщении на основании договоров на транспортно-экспедиционного обслуживания. Предприниматель выступал посредником между заказчиками и фактическими исполнителями. Услуги по перевозке оплачивались за счет денежных средств заказчиков.
Довод налогового органа об отсутствии выделенного размера вознаграждения экспедитора был отклонен судом, т.к. из условий договоров следует, что осуществлялась посредническая деятельность. Налоговый орган не установил конкретные налоговые обязательства налогоплательщика.
Суд пришел к выводу, в рассматриваемом случае доходом налогоплательщика являлось вознаграждение экспедитора, полученное в рамках исполнения обязательств по договорам на транспортно-экспедиционное обслуживание. Доначисление УСН признано неправомерным. Кассационная жалоба налогового органа оставлена без удовлетворения.
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 6 октября 2014 г. N Ф01-4017/14 по делу N А31-9384/2012