Нижний Новгород |
|
14 октября 2014 г. |
Дело N А43-27632/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08.10.2014.
Постановление изготовлено в полном объеме 14.10.2014.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чигракова А.И.,
судей Александровой О.В., Забурдаевой И.Л.
при участии представителя
от заявителя: Патиной Т.П. (доверенность от 31.08.2012 N 35)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 19.03.2014, принятое судьей Мукабеновым И.Ю., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2014, принятое судьями Смирновой И.А., Протасовым Ю.В., Рубис Е.А., по делу N А43-27632/2013
по заявлению закрытого акционерного общества "Концерн "Термаль" (ОГРН: 1025203560854, ИНН: 5261017382)
о признании незаконным бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области
и у с т а н о в и л :
закрытое акционерное общество "Концерн "Термаль" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области (далее - Территориальное управление), выразившегося в уклонении от направления представителя в состав комиссии по рассмотрению вопроса о возможности списания объекта гражданской обороны - бомбоубежища, расположенного по адресу: город Нижний Новгород, проспект Гагарина, дом 178; об обязании Территориального управления направить своего представителя в члены комиссии по рассмотрению вопроса о возможности списания указанного объекта гражданской обороны.
Руководствуясь статьей 65, частью 1 статьи 198, частями 4 и 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 1, частью 1 статьи 3, частью 1 статьи 9, частью 1.1 статьи 11 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне", приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 15.12.2002 N 583 "Об утверждении и введении в действие правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны" (далее - Приказ от 15.12.2002 N 583), инструкцией Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.10.1996 N 1-38-4, Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом от 05.11.1996 N АР-13/7746 "О порядке списания с учета пришедших в негодность защитных сооружений гражданской обороны" (далее - Инструкция), Арбитражный суд Нижегородской области решением от 19.03.2014 удовлетворил заявленные требования.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2014 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Территориальное управление не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
Заявитель жалобы указывает, что согласно Приказу от 15.12.2002 N 583 полномочиями по созданию комиссии для снятия с учета защитных сооружений гражданской обороны, находящихся в казне Российской Федерации, обладает федеральный орган исполнительной власти, а не организация, в безвозмездном пользовании которой находится указанный объект. Территориальное управление считает незаконным вывод судов о том, что оно допустило незаконное бездействие - не направило представителя в состав комиссии.
Подробно доводы Территориального управления изложены в кассационной жалобе.
Общество в отзыве и его представитель в судебном заседании отклонило доводы жалобы.
Территориальное управление, надлежащим образом извещенное о месте и времени начала рассмотрения дела, своих представителей в судебное заседание не направило.
Законность принятых Арбитражным судом Нижегородской области и Первым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, согласно договору от 28.09.1999 N 08/1-41 о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны, заключенному Обществом и Комитетом по управлению государственным имуществом по Нижегородской области, Общество приняло на ответственное хранение и безвозмездное пользование накопленные средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество гражданской обороны, в том числе находящееся в федеральной собственности защитное сооружение гражданской обороны - бомбоубежище, тип ВУ, класс 2, общей площадью 1116 квадратных метров, расположенное по адресу: город Нижний Новгород, проспект Гагарина, дом 178 (далее - защитное сооружение).
Посчитав, что защитное сооружение пришло в негодность вследствие физического износа и утраты расчетных защитных свойств, руководитель Общества на основании Приказа от 15.12.2002 N 583 с целью подготовки документации для снятия защитного сооружения с учета издал приказ от 29.07.2013 N 192, в соответствии с которым была создана комиссия по подготовке соответствующих документов с включением в ее состав представителей Территориального управления.
Письмами от 13.08.2013 Общество просило Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Нижегородской области и Территориальное управление направить специалистов в члены комиссии на основании Инструкции.
Территориальное управление сообщило Обществу о направлении в состав комиссии ведущего специалиста-эксперта отдела приватизации и работы с госпредприятиями, учреждениями и акционерными обществами Молочниковой Н.А. (письмо от 10.09.2013).
Руководитель Общества издал приказ от 01.10.2013 N 253 о создании комиссии с уточнением ее состава.
Письмом от 18.11.2013 Общество сообщило Территориальному управлению о том, что заседание комиссии состоится 26.11.2013, и просило обеспечить присутствие Молочниковой Н.А.
Территориальное управление уведомило Общество о невозможности направления представителя для участия в комиссии (письмо от 21.11.2013).
Общество повторно просило Территориальное управление обеспечить явку представителя 26.11.2013 (письмо от 21.11.2013), однако заседание комиссии в этот день не состоялось по причине отсутствия данного представителя. Заседание было перенесено на более поздний срок и в письме от 26.11.2013 Территориальному управлению предложено направить представителя в удобное для него время.
Территориальное управление в письме от 05.12.2013 просило обосновать необходимость снятия с учета защитного сооружения и позицию Главного управления Министерства Российской федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Нижегородской области по этому вопросу.
Общество, посчитав, что бездействие Территориального управления не соответствует действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суды, удовлетворив заявленные требования, пришли к выводу, что Территориальное управление допустило незаконное бездействие, выразившееся в уклонении от направления представителя в состав комиссии.
Из части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (далее - Закон о гражданской обороне) под гражданской обороной понимается система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Правовое регулирование в области гражданской обороны осуществляется в соответствии с Законом о гражданской обороне, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (часть 1 статьи 3 указанного закона).
Согласно части 1 статьи 9 Закона о гражданской обороне организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в числе прочего, создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Государственную политику в области гражданской обороны осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Президентом Российской Федерации на решение задач в области гражданской обороны (часть 1.1 статьи 11 Закона о гражданской обороне), коим является Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 15.12.2002 N 583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (далее - ЗГ СО).
Учет ЗС ГО ведется в федеральных органах исполнительной власти, региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, главных управлениях МЧС России по субъектам Российской Федерации и органах местного самоуправления, а также в организациях, имеющих на балансе ЗС ГО, в журнале учета ЗС ГО (пункт 2.1 Приказа от 15.12.2002 N 583).
В пунктах 2.5 - 2.14 данного Приказа определены случаи снятия ЗГ СО с учета и порядок осуществления такого действия, а именно: с учета снимаются ЗС ГО в том числе в случае утраты расчетных защитных свойств ограждающих и несущих строительных конструкций, если восстановление их технически невозможно или экономически нецелесообразно; в целях подготовки документации для снятия с учета ЗС ГО создается комиссия решением соответствующего должностного лица, в том числе и руководителем организации - в отношении ЗС ГО, находящихся в федеральной собственности и закрепленных за данными организациями на праве оперативного управления или хозяйственного ведения; в состав комиссии, создаваемой для снятия с учета ЗГ СО (далее - комиссия), включаются по согласованию представители Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по субъекту Российской Федерации, ведущего учет ЗГ СО соответствующего субъекта Российской Федерации, и территориального органа Росимущества по субъекту Российской Федерации, на территории которого находится данное ЗС ГО; комиссия рассматривает документацию планируемого к снятию с учета ЗС ГО, оценивает готовность ЗС ГО к использованию по предназначению и по результатам работы составляет акт о снятии с учета ЗС ГО в соответствии с приложением N 20 или принимает решение об отказе в снятии с учета данного ЗС ГО.
Инструкцией Министерства Российской федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.10.1996 N 1-38-4, Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом от 05.11.1996 N АР-13/7746 "О порядке списания с учета пришедших в негодность защитных сооружений гражданской обороны" установлены аналогичные случаи списания с учета предприятий, организаций и учреждений независимо от форм собственности защитных сооружений гражданской обороны, а также предусмотрен состав, порядок создания и работы комиссий по их списанию, а также требования к оформлению, согласованию и утверждению документации по списанию.
В силу пунктов 3 и 4 Инструкции для определения состояния ЗС ГО, невозможности или неэффективности проведения их восстановительного ремонта, а также для оформления необходимой документации на списание на объектах экономики приказами начальников гражданской обороны создаются комиссии. В состав комиссии необходимо включать: главного инженера или заместителя руководителя (председатель комиссии); лиц, на которых возложена ответственность за сохранность ЗС ГО; представителя органа, специально уполномоченного решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в составе или при органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органах местного самоуправления; представителя территориального комитета по управлению государственным имуществом; представителя организации, выдающей заключение о состоянии ЗС ГО. Комиссии: а) производят непосредственный осмотр ЗС ГО, подлежащего списанию, используют при этом необходимую техническую документацию (паспорт ЗС ГО, акты приемки выполненных работ текущих и капитальных ремонтов, заключение организации о состоянии ЗС ГО и журнал результатов проверок состояния ЗС ГО), а также данные бухгалтерского учета и другие материалы, устанавливают целесообразность списания ЗС ГО и его дальнейшего использования; б) устанавливают конкретные причины списания ЗС ГО (физический износ, аварии, стихийные бедствия, реконструкция предприятий и др.); в) определяют степень физического износа основных ограждающих и несущих строительных конструкций, защитных устройств, оборудования систем жизнеобеспечения ЗС ГО; г) вносят предложения о привлечении к ответственности, установленной действующим законодательством, лиц, по вине которых преждевременно пришло в негодность ЗС ГО (при затоплении сооружения грунтовыми или паводковыми водами устанавливают и изучают причины затопления, оценивают своевременность и эффективность принятых мер по ликвидации причин затопления и протечек в сооружении); д) определяют возможность использования отдельного оборудования, узлов, агрегатов и материалов списываемого ЗС ГО и производят их оценку.
Как правильно установили суды, согласно данным актам руководитель организации, в ведении которой находится защитное сооружение гражданской обороны, может создавать комиссию по рассмотрению вопроса о снятии такого сооружения с учета в случае наличия признаков утраты его расчетных защитных свойств основных ограждающих и несущих строительных конструкций и если восстановление сооружения технически невозможно или экономически нецелесообразно. При этом в работе комиссии должен в обязательном порядке принимать участие полномочный представитель территориального подразделения федерального органа исполнительной власти по управлению и распоряжению федеральным имуществом, то есть соответствующего управления Росимущества.
Как следует из материалов дела и установили суды первой и апелляционной инстанций, Обществом была создана комиссия для решения вопроса о снятии с учета защитного сооружения, находящегося в его ведении. Территориальное управление надлежащим образом неоднократно извещалось о необходимости обеспечения явки представителя для участия в работе комиссии, однако без каких-либо достаточных оснований не направило своего представителя в созданную комиссию, что привело к невозможности ее работы.
При таких фактических и правовых обстоятельствах суды обеих инстанций пришли к правильному выводу о том, что Территориальное управление должно было решить вопрос о направлении представителя в состав комиссии, в противном случае им допущено незаконное бездействие, которое привело к нарушению прав и законных интересов Общества в сфере осуществления им предпринимательской и иной экономической деятельности.
С учетом изложенного кассационная жалоба Территориального управления не подлежит удовлетворению.
Арбитражный суд Нижегородской области и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области освобождено от ее уплаты на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 19.03.2014 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2014 по делу N А43-27632/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.И. Чиграков |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (далее - Закон о гражданской обороне) под гражданской обороной понимается система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
...
Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 15.12.2002 N 583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (далее - ЗГ СО).
Учет ЗС ГО ведется в федеральных органах исполнительной власти, региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, главных управлениях МЧС России по субъектам Российской Федерации и органах местного самоуправления, а также в организациях, имеющих на балансе ЗС ГО, в журнале учета ЗС ГО (пункт 2.1 Приказа от 15.12.2002 N 583)."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 14 октября 2014 г. N Ф01-4087/14 по делу N А43-27632/2013