Нижний Новгород |
|
13 октября 2014 г. |
Дело N А31-6200/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06.10.2014.
Постановление изготовлено в полном объеме 13.10.2014.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шемякиной О.А.,
судей Бердникова О.Е., Чижова И.В.
при участии представителей
от истца: Коротаевой О.С. (доверенность от 08.10.2013), Камалутдинова Н.Р. (доверенность от 01.01.2014),
от ответчика: Крусановой Д.Н. (доверенность от 14.04.2014)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Костромской области в лице Департамента финансов Костромской области на решение Арбитражного суда Костромской области от 28.03.2014, принятое судьей Тетериным О.В., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 17.06.2014, принятое судьями Барьяхтар И.Ю., Барминым Д.Ю., Поляшовой Т.М., по делу N А31-6200/2013
по иску общества с ограниченной ответственностью "Костромагазресурс" (ИНН: 4414008481, ОГРН: 1024402232800)
к Костромской области в лице Департамента финансов Костромской области (ИНН: 4401006423, ОГРН: 1024400516084)
о взыскании убытков,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Департамент государственного регулирования цен и тарифов Костромской области,
и у с т а н о в и л :
общество с ограниченной ответственностью "Костромагазресурс" (далее - ООО "Костромагазресурс", истец) обратилось в Арбитражный суд Костромской области с иском, уточненным в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Костромской области в лице Департамента финансов Костромской области (далее - Департамент финансов, ответчик) о взыскании 8 539 342 рублей убытков.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент государственного регулирования цен и тарифов Костромской области (далее - Департамент госрегулирования, третье лицо).
Решением Арбитражного суда Костромской области от 28.03.2014 (с учетом определения от 28.04.2014 об исправлении описки) иск удовлетворен.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 17.06.2014 принят отказ ООО "Костромагазресурс" от иска к Костромской области в лице Департамента финансов Костромской области в части взыскания 689 480 рублей, в указанной части решение суда первой инстанции отменено, производство по делу прекращено; резолютивная часть решения изложена в следующей редакции: с Костромской области за счет казны в пользу ООО "Костромагазресурс" взыскано 7 849 862 рубля убытков.
Департамент финансов Костромской области не согласился с принятыми судебными актами в части удовлетворения иска и обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Департамент финансов считает, что суды неправильно применили нормы права и сделали выводы, не соответствующие имеющимся в деле доказательствам. По мнению заявителя жалобы, истец не доказал факт нанесения вреда и его размер, а также наличие вины и противоправности действий (бездействия) органов государственной власти Костромской области. Департамент финансов указывает, что обязательства Костромской области по перечислению субсидий исполнены в полном объеме. Кроме того, суд апелляционной инстанции в резолютивной части постановления не указал, с какого органа, представляющего интересы Костромской области, должно производиться взыскание убытков.
Подробно доводы Департамента финансов изложены в кассационной жалобе и поддержаны представителем в судебном заседании.
ООО "Костромагазресурс" в отзыве на кассационную жалобу и представители в судебном заседании возразили относительно доводов Департамента финансов, просили оставить жалобу без удовлетворения.
Департамент госрегулирования, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителей не направил.
В соответствии с частью 1 статьи 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено с использованием систем видеоконференц-связи с Арбитражным судом Костромской области.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда в обжалуемой части проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "Костромагазресурс", являясь специализированной организацией, в течение 2013 года осуществляло деятельность по поставке сжиженного углеводородного газа (далее - СУГ) по ценам, установленным постановлением Департамента государственного регулирования цен и тарифов Костромской области от 26.12.2012 N 12/466 "О розничных ценах на сжиженный газ, реализуемый ООО "Костромагазресурс" населению Костромской области, на 2013 год".
Решением Арбитражного суда Костромской области от 17.12.2013 по делу N А31-2984/2013 примененные ООО "Костромагазресурс" при расчетах с населением тарифы, установленные постановлением Департамента государственного регулирования цен и тарифов Костромской области от 26.12.2012 N 12/466, признаны не соответствующими Федеральному закону от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", постановлению Правительства Российской Федерации от 15.04.1995 N 332 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен на газ и сырье для его производства", Методическим указаниям по регулированию розничных цен на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд, утвержденных приказом ФСТ РФ от 15.06.2007 N 129-э/2.
По расчетам, произведенным ООО "Костромагазресурс", общий размер убытков за первый - третий кварталы 2013 года составил 26 865 340 рублей, из которых оплачено за первый квартал 2013 года - 5 489 245 рублей, за второй квартал - 6 996 525 рублей, за третий квартал 2013 года - 6 529 708 рублей.
Посчитав, что тарифы, установленные Департаментом госрегулирования, не покрывают затраты ООО "Костромагазресурс" на оказание услуг и оно несет убытки в виде выпадающих доходов, истец обратился в суд.
Руководствуясь статьями 15, 16, и 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, Законом Костромской области от 21.12.2012 N 318-5-ЗКО "Об областном бюджете на 2013 год", постановлениями Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" и от 15.04.1995 N 332 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен на газ и сырье для его производства", пунктами 16 и 17 постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", Арбитражный суд Костромской области пришел к выводу об обязанности субъекта Российской Федерации - Костромской области - возместить ООО "Костромагазресурс" убытки, составляющие сумму выпадающих доходов истца от реализации сжиженного газа населению по регулируемым ценам, в связи с этим удовлетворил заявленный иск.
Второй арбитражный апелляционный суд оставил решение суда первой инстанции в обжалуемой части без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для их удовлетворения.
Согласно статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в том числе, из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.
Защита гражданских прав может осуществляться путем возмещения убытков (статья 12 Кодекса).
Лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (статья 15 Кодекса).
В силу статьи 16 Кодекса убытки, причиненные юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта органа местного самоуправления, подлежат возмещению муниципальным образованием.
В пунктах 16 и 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что при рассмотрении исков организаций, предоставивших потребителям бесплатно или по льготным ценам товары (работы, услуги) в рамках реализации установленных законом льгот, о взыскании с публично-правовых образований убытков, вызванных неполучением в связи с этим платы (далее - убытки), следует учитывать, что в тех случаях, когда публично-правовое образование в правовых актах, принимаемых во исполнение законов, установивших льготы, предусматривает последующую компенсацию не полученной от потребителей платы, неисполнение этой обязанности по компенсации влечет возникновение убытков у лица, реализовавшего товары (выполнившего работы, оказавшего услуги) по льготным ценам или без получения платы от потребителя, в связи с чем, такие споры являются спорами о взыскании убытков, обусловленных избранным законодателем способом реализации льгот, предусматривающим последующую компенсацию организациям неполученной платы, и если требования истца являются обоснованными по существу, то суммы убытков подлежат взысканию на основании статьи 16 Гражданского кодекса Российской Федерации с публично-правового образования за счет казны соответствующего публично-правового образования.
В силу пункта 1 статьи 424 Кодекса в предусмотренных законом случаях исполнение договоров оплачивается по ценам (тарифам, расценкам, ставкам и т.п.), устанавливаемым или регулируемым уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
В соответствии со статьей 21 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" государственное регулирование тарифов на услуги по транспортировке газа осуществляет федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов. По решению Правительства Российской Федерации регулирование тарифов на услуги по транспортировке газа может быть заменено государственным регулированием цен на газ для конечных потребителей, использующих его в качестве топлива и (или) сырья, а также тарифов на услуги по транспортировке газа для независимых организаций в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При государственном регулировании цен на газ и тарифов на услуги по транспортировке газа учитываются экономически обоснованные затраты и прибыль, а также уровень обеспечения организаций - собственников систем газоснабжения финансовыми средствами на расширение добычи газа, сети газопроводов и подземных хранилищ газа.
Согласно пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации от 15.04.1995 N 332 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен на газ и сырье для его производства" розничные цены на газ, реализуемый населению, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, рассчитываются в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам.
Во исполнение упомянутых положений Федеральной службой по тарифам 15.06.2007 утверждены Методические указания по регулированию розничных цен на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд N 129-э/2 (далее - Методические указания).
Из пункта 4 Методических указаний следует, что расчет розничных цен предусматривает их установление на уровне, обеспечивающем субъекту регулирования получение планируемого объема выручки от оказания услуг по регулируемому виду деятельности в размере, необходимом для:
а) возмещения экономически обоснованных расходов, связанных с производством, приобретением, транспортировкой, хранением, распределением и поставкой (реализацией) газа;
б) обеспечения получения обоснованной нормы прибыли на капитал, используемый в регулируемом виде деятельности;
в) учета в структуре регулируемых цен всех налогов и иных обязательных платежей в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Следовательно, если розничные цены на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд, установленные органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, обеспечивают экономически обоснованные расходы и норму прибыли на капитал, то имущественные интересы субъекта регулируемой деятельности, равно как и требования правовых актов, соблюдены. В противном случае в регулируемой деятельности возникают убытки, которые подлежат возмещению в порядке, установленном действующим законодательством.
Методическими указаниями урегулированы правила определения расходов субъекта регулирования в том случае, если он, помимо регулируемой, осуществляет иные виды деятельности (пункты 5 - 7). Так, в пункте 7 указано, что часть расходов субъекта регулирования по обычным видам деятельности, которые невозможно отнести к конкретному производственному процессу, учитываются в расчете розничных цен пропорционально доле выручки (без учета покупной стоимости газа) по регулируемому виду деятельности за предыдущий период регулирования в общей сумме выручки субъекта регулирования за предыдущий период регулирования.
В случае если учетной политикой субъекта регулирования предусмотрен иной способ распределения части расходов по обычным видам деятельности, которые невозможно отнести к конкретному производственному процессу, субъект регулирования вправе распределять данные расходы согласно своей учетной политике.
В статье 15 Закона Костромской области от 21.12.2012 N 318-5-ЗКО "Об областном бюджете на 2013 год" установлено предоставление субсидий газоснабжающим организациям, если они несут расходы на оказание услуг населению по реализации сжиженного газа по регулируемым ценам. Субсидии предоставляются в пределах бюджетных ассигнований главных распорядителей средств областного бюджета, осуществляющих функции в соответствующей сфере деятельности, в порядке, утверждаемом администрацией Костромской области.
Постановлением от 26.02.2013 N 68-а утвержден Порядок предоставления из областного бюджета в 2013 году субсидий газоснабжающим организациям на возмещение недополученных доходов в связи с оказанием услуг по реализации сжиженного газа населению Костромской области по регулируемым ценам (далее - Порядок). Цель предоставления субсидий газоснабжающим организациям - бесперебойное обеспечение населения Костромской области сжиженным газом.
Согласно пункту 5 Порядка субсидии предоставляются на возмещение недополученных доходов, определяемых как произведение объема сжиженного газа, реализованного населению для бытовых нужд, и разницы между фактической оптовой ценой на сжиженный газ, не превышающей оптовую цену, утвержденную Федеральной службой по тарифам, и оптовой ценой, принятой департаментом государственного регулирования цен и тарифов Костромской области при утверждении розничных цен на сжиженный газ, реализуемый газоснабжающими организациями населению Костромской области для бытовых нужд (кроме газа для заправки транспортных средств) в 2013 году, включая бюджетные обязательства, возникшие и не оплаченные в четвертом квартале 2012 года.
Субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в пределах средств, предусмотренных на эти цели главному распорядителю законом Костромской области от 21 декабря 2012 года N 318-5-ЗКО "Об областном бюджете на 2013 год" (пункт 7 Порядка).
На основании пункта 8 Порядка для рассмотрения вопроса получения субсидий лица, указанные в пункте 4 Порядка, направляют главному распорядителю в течение 30 дней по окончании квартала и в течение 90 дней по окончании года, в том числе, заявку по форме согласно приложению N 1 к Порядку, отчетные показатели по осуществлению регулярной деятельности по реализации сжиженного газа населению Костромской области по регулируемым ценам - по показателям, предусмотренным приложением N 2 к Порядку.
В силу пункта 12 Порядка в случае принятия решения о предоставлении субсидий главный распорядитель для перечисления субсидий готовит платежные поручения в соответствии с бюджетной росписью в пределах лимитов бюджетных обязательств на 20123 год по получателям субсидий и представляет их в департамент финансов Костромской области.
Согласно пункту 13 Порядка Департамент финансов Костромской области при предоставлении главным распорядителем платежных поручений, отчетов получателя о деятельности по осуществлению регулярной деятельности по реализации сжиженного газа населению Костромской области по регулируемым ценам перечисляет получателям субсидий средства из областного бюджета, но в пределах лимитов бюджетных обязательств.
Суды первой и апелляционной инстанций установили, что Департамент топливно-энергетического комплекса и тарифной политики Костромской области постановлением от 26.12.2012 N 12/466 утвердил на сжиженный газ цены ниже рыночных; продажа истцом газа по регулируемой цене не возмещает его экономически обоснованные расходы.
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства в совокупности и взаимосвязи, суды пришли к выводу о доказанности причинения истцу убытков в сумме 7 849 862 рубля, связанных с осуществлением регулируемого вида деятельности.
При таких обстоятельствах суды правомерно удовлетворили иск ООО "Костромагазресурс", взыскав в его пользу за счет казны Костромской области убытки в указанной сумме.
Довод заявителя жалобы о том, что суд апелляционной инстанции в резолютивной части постановления не указал с какого органа, представляющего интересы Костромской области, должно производиться взыскание убытков, во внимание не принимается, поскольку в случае неясности данный вопрос может быть разрешен в порядке, предусмотренном статьей 179 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Остальные доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов суда и направлены на переоценку доказательств и установленных судом фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Суды правильно применили нормы материального права, не допустили нарушений норм процессуального права, перечисленных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины с кассационных жалоб не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Костромской области от 28.03.2014 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 17.06.2014 по делу N А31-6200/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу Костромской области в лице Департамента финансов Костромской области - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.А. Шемякина |
Судьи |
О.Е. Бердников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 21 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" государственное регулирование тарифов на услуги по транспортировке газа осуществляет федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов. По решению Правительства Российской Федерации регулирование тарифов на услуги по транспортировке газа может быть заменено государственным регулированием цен на газ для конечных потребителей, использующих его в качестве топлива и (или) сырья, а также тарифов на услуги по транспортировке газа для независимых организаций в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При государственном регулировании цен на газ и тарифов на услуги по транспортировке газа учитываются экономически обоснованные затраты и прибыль, а также уровень обеспечения организаций - собственников систем газоснабжения финансовыми средствами на расширение добычи газа, сети газопроводов и подземных хранилищ газа.
Согласно пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации от 15.04.1995 N 332 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен на газ и сырье для его производства" розничные цены на газ, реализуемый населению, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, рассчитываются в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 13 октября 2014 г. N Ф01-4095/14 по делу N А31-6200/2013