Нижний Новгород |
|
24 мая 2013 г. |
Дело N А28-8513/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2013 года.
В полном объеме постановление изготовлено 24 мая 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чижова И.В.,
судей Базилевой Т.В., Шемякиной О.А.
при участии представителей от заявителя:
Борисенко Е.С. (доверенность от 11.04.2013), Зайкова Н.И. (доверенность от 28.06.2012)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица -
Управления Федеральной Службы по надзору в сфере прирордопользования по Кировской области
на решение Арбитражного суда Кировской области от 28.11.2012,
принятое судьей Едоминой С.А., и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 27.02.2013,
принятое судьями Караваевой А.В., Ившиной Г.Г., Кононовым П.И.,
по делу N А28-8513/2012
по заявлению открытого акционерного общества "Кировские коммунальные системы"
(ИНН: 4345230965, ОГРН: 1084345012454)
о признании недействительным решения, принятого Управлением Федеральной Службы по надзору в сфере прирордопользования по Кировской области
и у с т а н о в и л:
открытое акционерное общество "Кировские коммунальные системы" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением, уточненным на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании недействительным решения Управления Федеральной Службы по надзору в сфере природопользования по Кировской области (далее - Управление Росприроднадзора) по отказу в оформлении корректировки платежей за негативное воздействие на окружающую среду и обязании принять решение по вопросу определения объема корректировки платежей за негативное воздействие на окружающую среду за первый и второй кварталы 2012 года с учетом освоения Обществом средств на выполнение природоохранных мероприятий за первый и второй кварталы 2012 года.
Решением суда от 28.11.2012 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 27.02.2013 решение суда оставлено без изменения.
Управление Росприроднадзора не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
По мнению заявителя, суды неправильно применили статьи 51, 57, 62 и 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" (далее - Постановление N 632), раздел 6 "Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды", утвержденных Минприроды Российской Федерации от 26.01.1993 (далее - Инструктивно-методические указания).
Управление Росприроднадзора считает, что оно не наделено бюджетным законодательством полномочиями по корректировке платежей за негативное воздействие на окружающую среду; в законодательстве отсутствуют правовые нормы, допускающие уменьшение фактического размера вносимых экологических платежей посредством зачета затрат, понесенных природопользователями на проведение природоохранных мероприятий. Подробно позиция заявителя приведена в кассационной жалобе.
Общество в отзыве на жалобу и его представители в судебном заседании не согласились с доводами Управления Росприроднадзора, указав на законность и обоснованность решения и постановления судов первой и апелляционной инстанций.
Управление Росприроднадзора, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, явку представителей в судебное заседание не обеспечило.
Законность обжалуемых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установили суды, Общество обратилось в Управление Росприроднадзора с заявлением от 13.07.2012 N 02-1360 о корректировке платы за негативное воздействие на окружающую среду за первое полугодие 2012 года, приложив к заявлению отчет о фактическом освоении средств на выполнение природоохранных мероприятий за первое полугодие 2012 года.
В письме от 14.08.2012 N 02-09/4051 Управление Росприроднадзора указало, что не наделено полномочиями по определению объема корректировки платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Полагая, что отказ Управления Росприроднадзора в оформлении корректировки платежей за негативное воздействие на окружающую среду с учетом освоения Обществом средств на выполнение природоохранных мероприятий за первое полугодие 2012 года не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя, Общество обратилось в Арбитражный суд Кировской области с соответствующим заявлением.
Руководствуясь пунктами 4 и 6 Постановления N 632, разделом 6 Инструктивно-методических указаний, приложением N 4 к Федеральному закону от 30.11.2011 N 371-ФЗ "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов", Арбитражный суд Кировской области исходил из того, что обязанность по определению объема корректировки платежей возложена законом на Росприроднадзор.
Апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
Согласно пункту 3 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации.
Реализуя делегированное ему полномочие, Правительство Российской Федерации Постановлением N 632 утвердило Порядок определения платы.
Подпунктом "а" пункта 4 Постановления N 632 Правительство Российской Федерации возложило на органы исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономных образований с участием территориальных органов Министерства экологии и природных ресурсов Российской Федерации обязанность по осуществлению корректировки размеров платежей природопользователей с учетом освоения ими средств на выполнение природоохранных мероприятий и зачисление этих средств в счет указанных платежей.
На основании Постановления N 632 Министерством охраны окружающей природной среды и природных ресурсов Российской Федерации 26.01.1993 утверждены Инструктивно-методические указания.
Разделом 6 Инструктивно-методических указаний установлен порядок корректировки размеров платежей природопользователей с учетом освоения ими средств на выполнение природоохранных мероприятий, согласно которому предложения по корректировке разрабатываются конкретными природопользователями на основе планируемых природоохранных мероприятий, которые согласовываются с территориальными органами Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации.
Корректировке подлежат 90 процентов платежей за загрязнение, поступающих на специальные счета внебюджетных государственных экологических фондов (пункт 6.1 Инструктивно-методических указаний).
Работу по корректировке размеров платежей конкретных природопользователей с учетом освоения ими в отчетном периоде средств на выполнение природоохранных мероприятий организуют территориальные органы Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации в республиках, краях, областях, городах Москве и Санкт-Петербурге, автономных образованиях (пункт 6.2 Инструктивно-методических указаний).
Пунктом 6.4 Инструктивно-методических указаний установлено, что конкретные природоохранные мероприятия, затраты на выполнение которых могут засчитываться в общих платежах природопользователя, определяются в соответствии с перечнем природоохранных мероприятий, указанных в приложении N 2 к данным указаниям.
В соответствии с пунктом 6.12 Инструктивно-методических указаний объем корректировки размеров платежей за загрязнение окружающей природной среды конкретного природопользователя определяется территориальными органами Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации и в соответствии с законодательством утверждается исполнительными органами власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономных образований или, в случае передачи этих функций, территориальными органами Минприроды России. Величина корректировки уточняется после окончания планового периода (год, квартал) как в сторону снижения, так и в сторону увеличения в зависимости от фактического освоения средств на выполнение природоохранных мероприятий.
Оформление корректировки размеров платежей природопользователей с учетом освоения ими средств на выполнение природоохранных мероприятий осуществляется территориальными органами Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации (пункт 6.13 Инструктивно-методических указаний).
В соответствии с пунктом 2 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2004 года N 370, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 400, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования находится в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Согласно приложению N 4 к Федеральному закону от 30.11.2011 N 71-ФЗ "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" Федеральная служба по надзору в сфере природопользования является главным администратором доходов федерального бюджета по плате за негативное воздействие на окружающую среду.
Аналогичное положение содержал и Федеральный закон от 13.12.2010 N 357-ФЗ "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов".
В соответствии с пунктом 2 статьи 160.1 БК РФ администратор доходов бюджета обладает следующими бюджетными полномочиями: осуществляет начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним; принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет и представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации; принимает решение о зачете (уточнении) платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и представляет уведомление в орган Федерального казначейства; предоставляет информацию, необходимую для уплаты денежных средств физическими и юридическими лицами за государственные и муниципальные услуги, а также иных платежей, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах в соответствии с порядком, установленным Федеральном законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"; осуществляет иные бюджетные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.
Таким образом, Управлению Росприроднадзора - территориальному органу Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, наделенному функциями администрирования поступлений в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, в том числе в части платы за негативное воздействие на окружающую среду на территории Кировской области, представлено право осуществлять корректировку платежей природопользователей с учетом освоения ими средств на выполнение природоохранных мероприятий и зачисление этих средств в счет указанных платежей в порядке, определенном разделом 6 Инструктивно-методических указаний, с выполнением функций, ранее относившихся к компетенции территориальных органов Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации.
Суды пришли к обоснованному выводу о том, что Управление Росприроднадзора должно было рассмотреть заявление Общества и приложенные к нему документы по существу и принять соответствующее решение по определению объема корректировки размеров платежей за загрязнение окружающей природной среды данного природопользователя.
С учетом изложенного суды правомерно признали недействительным решение Управления Росприроднадзора по отказу в оформлении корректировки платежей за негативное воздействие на окружающую среду и обязали принять решение по вопросу определения объема корректировки платежей Общества за негативное воздействие на окружающую среду за первый и второй кварталы 2012 года с учетом освоения Обществом средств на выполнение природоохранных мероприятий за первый и второй кварталы 2012 года.
Нормы материального права суды применили правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как заявитель в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 28.11.2012 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 27.02.2013 по делу N А28-8513/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной Службы по надзору в сфере прирордопользования по Кировской области - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
И.В. Чижов |
Судьи |
Т.В. Базилева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 2 статьи 160.1 БК РФ администратор доходов бюджета обладает следующими бюджетными полномочиями: осуществляет начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним; принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет и представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации; принимает решение о зачете (уточнении) платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и представляет уведомление в орган Федерального казначейства; предоставляет информацию, необходимую для уплаты денежных средств физическими и юридическими лицами за государственные и муниципальные услуги, а также иных платежей, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах в соответствии с порядком, установленным Федеральном законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"; осуществляет иные бюджетные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 24 мая 2013 г. N Ф01-8629/13 по делу N А28-8513/2012
Хронология рассмотрения дела:
30.07.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10185/13
23.07.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10185/13
24.05.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-8629/13
27.02.2013 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-465/13
28.11.2012 Решение Арбитражного суда Кировской области N А28-8513/12