Нижний Новгород |
|
06 июня 2013 г. |
Дело N А43-11752/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июня 2013 года.
В полном объеме постановление изготовлено 06 июня 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чижова И.В.,
судей Бердникова О.Е., Шутиковой Т.В.
при участии представителя от истца: Грибановой О.С. (доверенность от 08.05.2013)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу истца -
Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому федеральному округу
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 29.10.2012,
принятое судьей Мукабеновым И.Ю., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2013,
принятое судьями Москвичевой Т.В., Гущиной А.М., Кирилловой М.Н.,
по делу N А43-11752/2012
по иску Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому федеральному округу
к государственному бюджетному образовательному учреждению среднего профессионального образования "Нижегородский строительный техникум"
(ИНН 5262035514, ОГРН 1025203744004)
о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду
и по встречному иску государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования "Нижегородский строительный техникум"
к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому федеральному округу
о возврате излишне перечисленной платы за негативное воздействие на окружающую среду
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, -
общество с ограниченной ответственностью "Чисто Град",
и у с т а н о в и л :
Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому федеральному округу (далее - Департамент) обратился в Арбитражный суд Нижегородской области с исковым заявлением к государственному бюджетному образовательному учреждению среднего профессионального образования "Нижегородский строительный техникум" (далее - Учреждение) о взыскании 65 005 рублей 02 копеек платы за негативное воздействие на окружающую среду за второй квартал 2011 года.
Учреждение обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области со встречным иском к Департаменту о возврате 98 664 рублей 22 копеек платы за негативное воздействие на окружающую среду, излишне перечисленной за 2009 - 2011 годы.
Решением суда от 29.10.2012 в удовлетворении иска отказано. Встречный иск удовлетворен.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2013 решение суда оставлено без изменения.
Департамент не согласился с принятыми судебными актами и обратился в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Ссылаясь на статью 58 Конституции Российской Федерации, статьи 1, 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды), статью 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 4 и 21 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах), Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632, Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 05.03.2013 N 5-П, заявитель жалобы считает, что ответчик является субъектом обязательства по внесению платы за размещение отходов, которые образуются в результате его хозяйственной деятельности. Хранение отходов не посредством их специализированного размещения в специально оборудованных местах не освобождает предприятие, в результате хозяйственной деятельности которого образуются такие отходы, от обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду. Подробно доводы заявителя приведены в жалобе и поддержаны его представителем в судебном заседании.
Учреждение, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку представителя в судебное заседание не обеспечило, в отзыве на жалобу возразило относительно доводов Департамента и просило оставить обжалуемые судебные акты без удовлетворения.
Законность решения и постановления судов первой и апелляционной инстанций проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, в результате хозяйственной деятельности Учреждения происходят выбросы в атмосферу загрязняющих веществ от передвижных объектов.
Учреждение представило в Департамент расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за второй квартал 2011 года.
Проверив представленный расчет, Департамент выявил в нем ошибки и в письме от 21.09.2011 уведомил Учреждение о необходимости дополнительно перечислить в бюджет 65 005 рублей 02 копейки.
Дополнительно начисленные платежи Учреждение не уплатило, что явилось основанием для обращения Департамента в арбитражный суд с настоящим иском.
В свою очередь, посчитав, что Учреждение не является субъектом обязательства по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду, последнее обратилось в суд со встречным иском о возврате 98 664 рублей 22 копеек платы, излишне перечисленной за 2009 - 20011 годы.
Руководствуясь статьями 1 и 16 Закона об охране окружающей среды, статьями 1 и 12 Закона об отходах, суд первой инстанции исходил из того, что Учреждение не является субъектом обязательства по внесению платы за размещение отходов.
Первый арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
Согласно статье 1 Закона об охране окружающей среды негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В соответствии со статьей 16 Закона об охране окружающей среды негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относится, в том числе, размещение отходов производства и потребления.
При этом физические и юридические лица обязаны вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Законе об охране окружающей среды.
В силу статьи 1 Закона об отходах под размещением отходов понимается их хранение и захоронение.
Закон об отходах определяет хранение отходов как их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, а захоронение отходов - как изоляцию отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.
Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Статья 12 Закона об отходах устанавливает особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Следовательно, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.
Суды установили, что Учреждение деятельность по размещению отходов не осуществляет.
Доказательств обратного Департамент в материалы дела не представил.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали Департаменту в удовлетворении иска и удовлетворили встречный иск Учреждения.
Нормы материального права применены судами правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, не установлено.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине по кассационной жалобе не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 29.10.2012 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2013 по делу N А43-11752/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому федеральному округу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
И.В. Чижов |
Судьи |
О.Е. Бердников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Ссылаясь на статью 58 Конституции Российской Федерации, статьи 1, 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды), статью 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 4 и 21 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах), Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632, Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 05.03.2013 N 5-П, заявитель жалобы считает, что ответчик является субъектом обязательства по внесению платы за размещение отходов, которые образуются в результате его хозяйственной деятельности. Хранение отходов не посредством их специализированного размещения в специально оборудованных местах не освобождает предприятие, в результате хозяйственной деятельности которого образуются такие отходы, от обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду. Подробно доводы заявителя приведены в жалобе и поддержаны его представителем в судебном заседании.
...
Согласно статье 1 Закона об охране окружающей среды негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В соответствии со статьей 16 Закона об охране окружающей среды негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относится, в том числе, размещение отходов производства и потребления.
При этом физические и юридические лица обязаны вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Законе об охране окружающей среды."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 6 июня 2013 г. N Ф01-8664/13 по делу N А43-11752/2012
Хронология рассмотрения дела:
24.07.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9590/13
09.07.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9590/13
06.06.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-8664/13
13.02.2013 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-6738/12
29.10.2012 Решение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-11752/12