Нижний Новгород |
|
06 июня 2013 г. |
Дело N А29-7311/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05.06.2013.
Постановление изготовлено в полном объеме 06.06.2013.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Александровой О.В.,
судей Башевой Н.Ю., Чигракова А.И.
в отсутствие представителей сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу истца -
Министерства здравоохранения Республики Коми
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 03.12.2012,
принятое судьей Авфероновой О.В., и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 18.02.2013,
принятое судьями Савельевым А.Б., Малых Е.Г., Великоредчаниным О.Б.,
по делу N А29-7311/2012
по иску Министерства здравоохранения Республики Коми
(ИНН: 1101486491, ОГРН: 1061101037370)
к Администрации муниципального образования городского округа "Ухта"
(ИНН: 1102024570, ОГРН: 1021100735810)
о взыскании денежных средств в сумме 2 724 360 рублей
и у с т а н о в и л :
Министерство здравоохранения Республики Коми (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском к муниципальному образованию городского округа "Ухта" в лице Администрации муниципального образования городского округа "Ухта" (далее - Администрация) о взыскании денежных средств в виде межбюджетных трансфертов в сумме 2 724 360 рублей.
Руководствуясь статьями 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 38, 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции решением от 03.12.2012, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 18.02.2013, в иске отказал. Суд пришел к выводу о том, что Министерство не доказало факт нецелевого использования бюджетных средств.
Министерство не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
По мнению заявителя, вывод судов о недоказанности нецелевого использования Администрацией средств межбюджетных трансфертов в заявленной сумме не соответствует обстоятельствам дела. Министерство указывает, что согласно приказу главного врача ММУ "Городская поликлиника" площадь помещения, подлежащего капитальному ремонту, составляет 974,5 квадратного метра. В соответствии с техническим паспортом объекта "Женская консультация" фактическая площадь всех помещений - 940,9 квадратного метра, при этом согласно акту приемки по форме КС-11 площадь отремонтированных помещений указанного объекта составляет 583 квадратных метра. Таким образом, площадь отремонтированных помещений меньше запланированой.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Отзыв на кассационную жалобу в суд не поступил.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей не направили.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 30.04.2011 Министерство и Администрация муниципального образования городского округа "Ухта" заключили соглашение о реализации программы "Модернизация здравоохранения Республики Коми на 2011-2012 годы", предметом которого явились условия реализации программы модернизации и финансового обеспечения мероприятий по проведению капитальных ремонтов в учреждениях здравоохранения муниципального образования.
Администрация обеспечивает выполнение капитальных ремонтов в учреждениях здравоохранения муниципального образования в соответствии с сетевыми графиками, являющимися неотъемлемой частью данного соглашения (пункт 2.2.10.); обеспечивает целевое использование средств межбюджетных трансфертов, полученных от Министерства на проведение капитальных ремонтов в учреждениях здравоохранения муниципального образования (пункт 2.2.11); по факту выполнения капитальных ремонтов в течение 10 рабочих дней обеспечивает представление в Министерство заверенных копий документов, подтверждающих их выполнение (акты выполненных работ, справка о стоимости выполненных работ и затрат (по форме КС-3), заключенные муниципальные контракты (договоры), реестр платежных поручений, заверенный финансовым органом муниципального образования, и другие) (пункт 2.2.12); обеспечивает в установленном законом порядке возврат в доход республиканского бюджета Республики Коми неиспользованный остаток средств на проведение капитальных ремонтов (пункт 2.2.15 соглашения).
В соответствии с пунктом 3.3, в случае установленного факта неисполнения или ненадлежащего исполнения Получателем обязательств по настоящему соглашению Министерство вправе требовать возврата субсидий в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Согласно приложению N 1 к данному соглашению объем иных межбюджетных трансфертов на проведение капитальных ремонтов учреждений здравоохранения муниципального образования, предоставляемых местному бюджету на реализацию Программы модернизации здравоохранения в 2011 году, составил 22 853,47 рубля.
Министерство представило в материалы дела копии платежных поручений о перечислении на счет МУ "Управление капитального строительства" МОГО "Ухта" денежных средств в общей сумме 22 853 470 рублей: от 22.07.2011 N 276275 на сумму 489 060 рублей, от 23.08.2011 N 315517 на сумму 2 375 620 рублей, от 16.09.2011 N 354464 на сумму 4 903 599 рублей, от 06.10.2011 N 383587 на сумму 6 034 076 рублей, от 14.11.2011 N 447993 на сумму 6 034 076 рублей, от 09.12.2011 N 491092 на сумму 3 017 039 рублей, из которых 6 787 870 рублей должны были быть направлены на выполнение работ на объекте "Проведение капитального ремонта женской консультации и приточно-вытяжной вентиляции".
В соответствии с актом осмотра помещений "женской консультации" ММУ "Городская поликлиника", составленного по итогам осмотра помещений в 2011 году, сформирован перечень строительно-монтажных и иных работ, которые необходимо выполнить в помещениях женской консультации.
МУ "Управление капитального строительства" подготовило локальные сметы на общестроительные работы N 02-01 и на работы по ремонту приточно-вытяжной вентиляции N 02-02, которые были проверены ГУП РК "Коми республиканский Центр по информации и индексации в строительстве", что подтверждается представленными ответчиком в материалы дела письмами данного предприятия от 08.07.2011 N 1-0854, от 24.11.2011 N 1-1683.
При этом сметная стоимость работ по объекту "Проведение капитального ремонта женской консультации и приточно-вытяжной вентиляции" была определена МУ "Управление капитального строительства" исходя из перечня необходимых работ, как строительно-монтажных, так и ремонтных, связанных с заменой оборудования, заменой дверных и оконных блоков, отделочных материалов в помещениях, и других работ, а также затрат, связанных с проведением таких работ.
На основании письма Министерства экономического развития Республики Коми от 22.09.2011 N 08-02/15537 МУ "Управление капитального строительства" (заказчик) и ООО "Техстрой-к" (подрядчик) 03.10.2011 заключили муниципальный контракт N 15-02/11 (далее - Контракт) на выполнение работ по объекту "Проведение капитального ремонта женской консультации и приточно-вытяжной вентиляции" (с дополнительным соглашением от 01.12.2011 N 1).
В соответствии с пунктом 1.1 Контракта заказчик поручает, а подрядчик выполняет работы по объекту "Проведение капитального ремонта женской консультации и приточно-вытяжной вентиляции" в соответствии со сметной документацией, проектно-сметной документацией. В соответствии с пунктом 2.1 цена контракта с учетом НДС составляет 6 787 870 рублей.
Цена выполненных работ определяется на основании актов приемки выполненных работ (формы N КС-2, КС-3), подписанных заказчиком и подрядчиком (пункт 2.3 контракта).
Источником финансирования работ являлся бюджет МО ГО "Ухта", в том числе средства иных межбюджетных трансфертов из республиканского бюджета Республики Коми (средства Федерального фонда обязательного медицинского страхования) (пункт 2.4 Контракта).
В подтверждение выполнения подрядчиком работ на объекте "Проведение капитального ремонта женской консультации и приточно-вытяжной вентиляции" ответчик представил в материалы дела заверенные копии актов о приемке выполненных работ (формы КС-2) от 14.10.2011 N 1 на сумму 267 614,93 рубля, от 31.10.2011 N 2 на сумму 216 447,14 рубля, от 15.11.2011 N 3 на сумму 527 024,08 рубля, от 30.11.2011 N 4 на сумму 622 921,44 рубля, от 15.12.2011 N 5 на сумму 1 196 429,77 рубля, от 20.12.2011 N 1 на сумму 622 284,80 рубля, от 20.12.2011 N 6 на сумму 2 286 770,54 рубля, всего на сумму 5 739 492,70 рубля (без НДС).
Стоимость выполненных подрядчиком работ и затрат, отраженная в справках формы КС-3, подписанных МУ "Управление капитального строительства" и ООО "Техстрой-к", в рамках муниципального контракта 03.10.2011 N 15-02/11 составила 6 787 870 рублей (с учетом НДС), в том числе 6 782 870 рублей - за счет средств республиканского бюджета, 5 000 рублей - за счет средств муниципального бюджета.
МУ "Управление капитального строительства" оплатило выполненные ООО "Техстрой-к" работы на общую сумму 6 787 870 рублей, что подтверждается представленными в материалы дела платежными поручениями от 26.10.2011 N 101680 на сумму 315 643,52 рубля, от 26.10.2011 N 101681 на сумму 142,10 рубля, от 08.11.2011 N 105090 на сумму 255 292,69 рубля, от 08.11.2011 N 104931 на сумму 114,93 рубля, от 23.11.2011 N 111840 на сумму 617 145,44 рубля, от 23.11.2011 N 111841 на сумму 4 742,97 рубля, от 12.12.2011 N 119954 на сумму 735 047,30 рубля, от 22.12.2011 N 126513 на сумму 1 411 787,13 рубля, от 27.12.2011 N 129236 на сумму 3 447 953,92 рубля.
В акте приемки законченного строительством объекта "Проведение капитального ремонта женской консультации и приточно-вытяжной вентиляции" (форма КС-11) от декабря 2011 года N 12/1 указано, что работы были выполнены в период с октября по декабрь 2011 года подрядчиком - ООО "Техстрой-к", общая площадь ремонтируемых помещений по проекту и фактически составила 583 квадратных метра, стоимость принимаемых основных фондов - 6 787 870 рублей, в том числе строительно-монтажных работ - 6 772 601,38 рубля, стоимость оборудования, инструмента и инвентаря - 15 268,62 рубля.
Министерство посчитало, что работы на объекте проведены с превышением их стоимости на 2 724 360 рублей, и обратилось в арбитражный суд с иском о возврате данных денежных средств.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
Под нецелевым использованием бюджетных средств понимается направление и использование их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения (статья 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам, установленным в статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды установили, что результат работ, предусмотренный проектной документацией, техническим заданием заказчика по контракту, как следует из акта приемки работ (том 1, листы дела 39, 40, том 3, листы дела 60 - 62), достигнут.
Данный вывод материалами дела и доводами Министерства не опровергнут.
Обоснованность примененной истцом и комиссией пропорции при расчете превышении стоимости работ не подтверждена доказательствами.
Вывод судов основан на имеющихся в деле документах, не противоречит им и в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации переоценке судом кассационной инстанции не подлежит.
При этом Министерство в своих доводах не указывает, какая на самом деле точная площадь помещений должна быть отражена в акте выполненных работ, доказательств невыполнения каких-либо работ по капитальному ремонту объекта не представило.
При таких обстоятельствах кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Арбитражный суд Республики Коми и Второй арбитражный апелляционный суд не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Министерство освобождено от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 03.12.2012 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 18.02.2013 по делу N А29-7311/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства здравоохранения Республики Коми - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Александрова |
Судьи |
Н.Ю. Башева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Под нецелевым использованием бюджетных средств понимается направление и использование их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения (статья 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации)."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 6 июня 2013 г. N Ф01-9078/13 по делу N А29-7311/2012
Хронология рассмотрения дела:
07.10.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-13918/13
19.09.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-13918/13
06.06.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-9078/13
28.02.2013 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-657/13
03.12.2012 Решение Арбитражного суда Республики Коми N А29-7311/12