Московское трехстороннее соглашение
на 2011 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей
(Москва, 2 декабря 2010 г.)
Настоящее соглашение фактически прекратило действие
См. Московское трехстороннее соглашение на 2012 г. между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей (Москва, 13 декабря 2011 г.)
О подписании Московского трехстороннего соглашения на 2012 г. между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей и Соглашения о минимальной заработной плате в г. Москве на 2012 г. между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей см. постановление Правительства Москвы от 22 ноября 2011 г. N 552-ПП
Договаривающиеся стороны: Правительство Москвы от лица органов исполнительной власти города Москвы (далее - Правительство), Московская Федерация профсоюзов (далее - МФП) от лица московских объединений профсоюзов (далее - Профсоюзы), Московская Конфедерация промышленников и предпринимателей (работодателей) (далее - МКПП(р) от лица московских объединений работодателей (далее - Работодатели) заключили Московское трехстороннее соглашение на 2011 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей (далее - Соглашение).
В условиях сложившейся экономической ситуации основной целью настоящего Соглашения является недопущение снижения достигнутого уровня и качества жизни населения, устойчивое функционирование экономики города Москвы, обеспечение гарантий занятости населения, достойного труда и отдыха работников организаций, действующих на территории города, на основе принципов социального партнерства.
Стороны признают необходимым заключение городских отраслевых (межотраслевых), территориальных (окружных и районных) соглашений на территориях административных округов и районов города Москвы и обязуются оказывать организациям, развивающим принципы социального партнерства, всестороннее содействие. При этом настоящее Соглашение рассматривается сторонами как основа для переговоров с целью заключения городских отраслевых (межотраслевых) и территориальных (окружных, районных) соглашений, а также коллективных договоров в организациях, действующих на территории города Москвы. Нормы и гарантии, включенные в настоящее Соглашение, являются минимальными, обязательными к применению и не могут быть изменены в сторону снижения социальной и экономической защищенности работников.
Стороны, подписавшие настоящее Соглашение, в объеме своих полномочий принимают на себя обязательства, закрепленные Генеральным соглашением между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации и Соглашением между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, входящими в Центральный федеральный округ, Ассоциацией территориальных объединений организаций профсоюзов Центрального федерального округа, Координационным Советом руководителей объединений промышленников и предпринимателей (работодателей) Центрального федерального округа, Соглашением о минимальной заработной плате в городе Москве на 2011 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей.
Зафиксированные в ряде пунктов настоящего Соглашения суммы бюджетных средств, направляемых на реализацию намеченных мероприятий, включаются в бюджет города Москвы.
Контроль за исполнением настоящего Соглашения осуществляется Московской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений (далее - МТК).
Стороны поручают МТК в случае необходимости вносить изменения и дополнения в заключенное Соглашение в установленном порядке.
1. В области экономической политики стороны обязуются:
1.1. Обеспечить увеличение объемов производства промышленной продукции и оказание услуг организациями города Москвы.
1.2. В случаях противоправных действий, направленных на получение контроля за управлением организацией, завладение правами на имущество юридического лица, рекомендовать собственникам этих организаций обращаться в Управление координации деятельности по обеспечению безопасности города Москвы и незамедлительно информировать Московский городской штаб при Правительстве Москвы по координации деятельности в области защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей от противоправных поглощений и завладения имущественными правами и Секретариат МТК.
1.3. Проводить согласованную политику в вопросах установления тарифов на энергоносители и услуги коммунального хозяйства.
1.4. Принимать меры по увеличению доли объема государственного заказа города Москвы, выполняемого московскими организациями промышленности.
1.5. Проводить разъяснительную работу по участию организаций и индивидуальных предпринимателей города Москвы в проекте "Декларирование деятельности предприятия по реализации трудовых прав работников и работодателей".
1.6. Продолжить работу по выходу в эфир на канале ТВЦ программ, в том числе подготовленных и произведенных МКПП(р), о деятельности сторон социального партнерства, инновационном развитии промышленности города Москвы, реальной экономике в рамках Городской целевой программы "Комплексная программа промышленной деятельности в городе Москве на 2010-2012 гг." и других городских целевых программ.
Правительство и Работодатели:
1.7. Содействовать участию организаций науки и промышленности в выставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятиях. Обеспечить проведение совместно с МКПП(р) в рамках Городской целевой программы "Комплексная программа промышленной деятельности в городе Москве на 2010-2012 гг." и других городских целевых программ IV специализированной выставки-форума "Промышленность и наука - жилищно-коммунальному хозяйству"; специализированной выставки "Промышленность и наука на службе здоровья москвичей"; XV Международной научно-практической конференции "Проблемы управления качеством городской среды"; конкурса инновационных проектов "Internet security" с возмещением в установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами порядке затрат по их организации и проведению.
1.8. Способствовать развитию малого и среднего предпринимательства.
1.9. При разработке городских целевых программ предусмотреть объем финансирования мероприятий на развитие инновационной деятельности в городе Москве на уровне не ниже 2010 года.
1.10. Проводить постоянный мониторинг организаций, занимающихся инновационной деятельностью, и оказывать им поддержку.
Правительство:
1.11. Оперативно направлять сторонам социального партнерства и правоохранительным органам информацию о наличии признаков преднамеренного или фиктивного банкротства в отношении организаций города Москвы.
1.12. Два раза в год (май, октябрь) направлять имеющуюся информацию в адрес МФП и МКПП(р) о планах перебазирования, реформирования, ликвидации организаций, расположенных на территории города Москвы, и реабилитации освобождаемых территорий.
1.13. Предоставлять организациям науки и промышленности субсидии, предусмотренные бюджетом города Москвы, в установленном порядке.
1.14. Ежеквартально по итогам проведения Комиссии Правительства Москвы по финансовой и имущественной поддержке малого и среднего предпринимательства представлять в Секретариат МТК информацию о количестве проектов, получивших финансовую поддержку из средств бюджета города Москвы.
1.15. Информировать социальных партнеров о формировании реестра закупок по государственному заказу путем размещения соответствующих данных в сети Интернет.
1.16. В случае обращения организаций, применяющих труд инвалидов, обладающих производственной базой и трудовыми ресурсами, рекомендовать государственным заказчикам города Москвы размещать государственный заказ у единственного поставщика (обратившейся организации) в пределах суммы, не превышающей установленного Центральным банком Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке.
1.17. Вносить согласованные предложения по совершенствованию законодательной базы, затрагивающие социально-трудовые интересы работников и работодателей, в том числе по совершенствованию системы формирования, размещения и исполнения государственного заказа на поставку товаров, производство работ и оказание услуг.
2. В области регулирования рынка труда
В целях обеспечения гарантий занятости населения города, развития трудовых ресурсов в соответствии с потребностями экономики и реализации согласованной политики на рынке труда стороны обязуются:
2.1. При разработке и реализации государственных городских целевых программ обеспечивать создание и (или) сохранение рабочих мест для жителей города Москвы.
2.2. Проводить согласованную политику в области регулирования трудовой миграции.
2.3. Подготовить предложения для утверждения в установленном порядке квоты на привлечение иностранной рабочей силы в городе Москве на 2012 год на уровне, не превышающем 200 тыс. чел.
2.4. Оказывать инвалидам и другим лицам с ограничениями жизнедеятельности, имеющим постоянное место жительства в городе Москве, содействие в трудоустройстве в соответствии с медицинскими показаниями, в том числе после окончания ими общеобразовательных учреждений и учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования. При оказании содействия в трудоустройстве инвалидов руководствоваться рекомендациями индивидуальной программы реабилитации, разработанной федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в установленном порядке.
2.5. Организовывать с участием средств массовой информации информационно-разъяснительные кампании и акции, включая массовые мероприятия (ярмарки вакансий), по информированию населения о состоянии рынка труда, возможностях трудоустройства и профессионального обучения.
2.6. Обеспечить эффективную работу Координационного комитета содействия занятости населения города Москвы.
2.7. В целях повышения престижа массовых профессий и содействия повышению квалификации работников провести в марте - сентябре 2011 г. городской конкурс профессионального мастерства "Московские мастера". Обеспечить участие победителей конкурса профессионального мастерства "Московские мастера" в конкурсе профессионального мастерства "Мастера Центральной России".
2.8. Провести городской конкурс "Лучшее предприятие для работающих мам".
2.9. В организациях, где предполагается массовое сокращение работников, размещать информацию о проведении ярмарок вакансий, услугах государственной службы занятости и проводить иную информационно-разъяснительную работу о возможностях трудоустройства и профессионального обучения профессиям и специальностям, востребованным на рынке труда города Москвы.
2.10. При угрозе массовых увольнений работников разрабатывать меры по предоставлению дополнительных гарантий занятости, переобучения и социальной поддержки увольняемых работников.
2.11. Содействовать предпринимательской инициативе граждан, в том числе безработных.
2.12. С целью реализации мероприятий по созданию, сохранению (модернизации) рабочих мест для инвалидов, молодежи, обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к рабочим местам и инфраструктуре организаций и города работодатель вправе добровольно ежемесячно вносить в бюджет города Москвы компенсационную стоимость квотируемого рабочего места в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения, определенного в городе Москве на день ее уплаты.
2.13. Ежемесячно публиковать в средствах массовой информации сторон социального партнерства города Москвы и на своих официальных сайтах данные о состоянии рынка труда и безработицы, о возможностях трудоустройства и профессионального обучения.
2.14. Участвовать в подготовке квалификационных (профессиональных) стандартов по основным профессиям промышленности с учетом современного уровня требований, предъявляемых работодателями к рабочим профессиям.
Правительство и Работодатели:
2.15. Направить совместные усилия на недопущение роста регистрируемой безработицы выше уровня 1 процента от численности экономически активного населения.
2.16. Для обеспечения дополнительных условий занятости населения способствовать развитию надомного труда, проведению оплачиваемых общественных работ, временному трудоустройству, в первую очередь безработных граждан и граждан, испытывающих трудности в поиске работы.
2.17. Продолжить совместно с МКПП(р) работу:
- по внедрению системы целевой контрактной подготовки специалистов с начальным и средним профессиональным образованием, в том числе трехсторонних договоров (работодатель - образовательное учреждение - обучающийся);
- по созданию и дальнейшему развитию сети учебных (ресурсных) центров, необходимых для обеспечения потребности в профессиональной подготовке, переподготовке и повышении квалификации рабочих кадров для промышленности на базе организаций науки и промышленности, действующих на территории города Москвы;
- по усовершенствованию информационно-аналитической и методической работы сети ресурсных центров, возложив организацию и управление данными работами на МКПП(р).
2.18. Продолжить работу по созданию системы стандартизации и сертификации.
Правительство:
2.19. Продолжить практику оказания на безвозмездной основе правовой помощи по вопросам законодательства, регулирующего социально-трудовые отношения и вопросы занятости, жителям города Москвы и организациям, зарегистрированным на территории города Москвы, в Государственном бюджетном учреждении города Москвы Московском городском правовом Центре "Защита".
2.20. Обеспечить участие Профсоюзов и Работодателей в определении эффективных направлений расходования средств на обеспечение занятости населения и развитие профессионального образования в городе Москве.
2.21. Осуществлять мониторинг процессов трудовой миграции, регулярно публиковать в СМИ информацию по вопросам регистрации, получения иностранными гражданами разрешения на работу в городе Москве.
2.22. Ежеквартально предоставлять МФП и МКПП(р) аналитическую информацию о состоянии рынка труда и составе безработных.
2.23. Не выдавать положительные заключения на привлечение и использование труда иностранных работников организацией-заявителем при наличии фактов: высвобождения работников - граждан России в течение 2010 года в связи с сокращением численности, отказа и невыполнения условий Московского трехстороннего соглашения на 2011 год и Соглашения о минимальной заработной плате на 2011 год, предъявления к кандидатам на вакансии требований, не относящихся к квалификации работников и выполнению ими трудовых функций, существенного занижения размера заработной платы, создания работодателем социально-бытовых условий проживания привлекаемых работников, не соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям.
2.24. Ежеквартально информировать социальных партнеров о создании дополнительных рабочих мест для инвалидов, а также о количестве средств, поступающих в бюджет города Москвы на создание и сохранение работодателями квотируемых рабочих мест.
Работодатели:
2.25. Критериями массового увольнения считать показатели численности увольняемых работников за определенный период времени:
- увольнение в течение одного месяца более 25 процентов работников организации от общей численности работающих в организации;
- увольнение работников в связи с ликвидацией организации любой организационно-правовой формы с численностью работающих 15 и более человек;
- сокращение численности или штата работников организации в количестве:
- 50 и более человек в течение 30 календарных дней;
- 200 и более человек в течение 60 календарных дней;
- 500 и более человек в течение 90 календарных дней.
2.26. Обеспечивать приоритетное предоставление рабочих мест выпускникам общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений начального, среднего профессионального образования, постоянно проживающим на территории города Москвы.
2.27. В случае угрозы массового увольнения работников информировать Профсоюзы, Департамент труда и занятости населения города Москвы не менее чем за 3 месяца до начала проведения соответствующих мероприятий. Совместно разработать меры, направленные на уменьшение численности работников, подлежащих увольнению (приостановка приема работников на работу, перевод на режим неполного рабочего времени и др.).
2.28. Ежемесячно предоставлять в Департамент труда и занятости населения города Москвы информацию о потребности в работниках (наличии вакантных рабочих мест, должностей).
2.29. Оказывать содействие в предоставлении работы в режиме гибкого рабочего времени или на условиях неполного рабочего времени работникам, имеющим 3-х и более детей, детей-инвалидов, а также создавать условия для работы на дому.
2.30. Обеспечить обучение (профессиональную подготовку) и подтверждение по его итогам документами установленного образца уровня квалификации работников из числа иностранных трудовых мигрантов, привлекаемых к работе.
2.31. МКПП(р), в случае необходимости, проводить консультирование работодателей по вопросу заполнения заявки на привлечение иностранной рабочей силы. МКПП(р) проводить общественную экспертизу заявок работодателей на привлечение иностранной рабочей силы.
2.32. Принимать меры по созданию рабочих мест для категорий лиц, предусмотренных Законом города Москвы от 22 декабря 2004 г. N 90 "О квотировании рабочих мест".
2.33. Обеспечить выпускникам образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования гарантии от увольнения в связи с сокращением численности или штата работников организации в первые два года работы после обучения.
2.34. Совместно с профсоюзным органом разработать мероприятия по рациональному использованию трудового потенциала организации.
2.35. В первом полугодии представить в Департамент труда и занятости населения города Москвы информацию по приоритетным направлениям хозяйственной деятельности на ближайшие 3 года в целях повышения эффективности мероприятий по организации самозанятости безработных граждан.
2.36. Содействовать осуществлению контроля за трудоустройством граждан, имеющих инвалидность, на квотируемые рабочие места.
2.37. Работодателям, получившим положительное решение о привлечении иностранных работников, обеспечить прохождение ими профессионально-квалификационного тестирования, а в случае необходимости - повышения квалификации, обучения и/или переобучения иностранных работников по специальностям (профессиям), включенным в Перечень, утвержденный Московской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений, в учреждениях и организациях профессионального и дополнительного образования.
МКПП(р) организовать проведение работодателями профессионально-квалификационного тестирования, а в случае необходимости повышения квалификации, обучения и/или переобучения иностранных работников. МКПП(р) ежеквартально направлять информацию в Департамент труда и занятости населения города Москвы об организации тестирования и обучения иностранных работников.
Профсоюзы:
2.38. Предоставлять бесплатную консультационную и правовую помощь профсоюзным организациям, членам профсоюзов, а также малообеспеченным гражданам по вопросам трудового законодательства.
2.39. Осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением законодательства, регулирующего трудовые отношения в организациях, в том числе при смене собственника имущества организации, изменении подведомственности организации, ее реорганизации.
2.40. Оказывать содействие Государственному бюджетному учреждению города Москвы Московскому городскому правовому Центру "Защита" в работе по оказанию на безвозмездной основе правовой помощи по вопросам законодательства, регулирующего социально-трудовые отношения, и вопросам занятости в административных округах города Москвы.
3. В области политики заработной платы и доходов населения
В целях повышения уровня жизни и заработной платы, снижения бедности и социального неравенства в городе Москве стороны обязуются:
3.1. Размер минимальной заработной платы в городе Москве не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения города Москвы, определяемого постановлением Правительства Москвы.
О реализации пункта 3.1 настоящего Соглашения см. постановление Правительства Москвы от 28 июня 2011 г. N 294-ПП
3.2. Публиковать величину прожиточного минимума по городу Москве, определенную в установленном порядке, а также по методике Московской трехсторонней комиссии, в газетах "Тверская, 13", "Солидарность", "Содружество", "Московская промышленная газета", освещать на каналах "ТВ-Центр" и "ГТК "ТВ-Столица".
Правительство:
3.3. Предусмотреть индексацию должностных окладов работников государственных учреждений города Москвы в 2011 году.
Правительство и Работодатели:
3.4. Обеспечить выплату заработной платы гражданам, занятым на временных работах, при полной отработке нормы рабочего времени и выполнившим норму труда с учетом размера материальной поддержки, оказываемой органами службы занятости населения города Москвы, не ниже размера минимальной заработной платы, установленной Соглашением о минимальной заработной плате в городе Москве на 2011 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей.
Правительство и Профсоюзы:
3.5. Проводить не реже одного раза в полугодие анализ фактически складывающегося уровня оплаты труда в бюджетной сфере города Москвы, в том числе по категориям работающих и типам учреждений, а также практической реализации мер социальной защиты населения.
3.6. Проводить ежегодный мониторинг уровня жизни населения и работающих в отраслях экономики города. Регулярно размещать результаты мониторинга на официальном портале Правительства Москвы, на сайте МФП и в газете "Солидарность".
Работодатели:
3.7. Обеспечить выплату заработной платы работникам, полностью отработавшим норму рабочего времени в нормальных условиях и выполнившим норму труда, в размере не ниже размера минимальной заработной платы, установленного Соглашением о минимальной заработной плате в городе Москве на 2011 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей.
3.8. Не допускать задержек выплаты заработной платы работникам, а также использования форм оплаты труда, не предусмотренных действующим законодательством.
3.9. Определять денежную компенсацию работнику за задержку выплат из расчета не ниже одной двухсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от общей суммы невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно.
3.10. При сокращении численности или штата работников выходное пособие выплачивать из расчета средней заработной платы работника в соответствии с нормами трудового законодательства Российской Федерации без учета периода работы в режиме неполного рабочего времени, введенного по инициативе работодателя.
3.11. При расчете средней заработной платы, во всех случаях средний месячный заработок работника, отработавшего полностью в расчетный период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть менее установленного в Соглашении о минимальной заработной плате в городе Москве на 2011 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей.
3.12. Возместить работнику, вынужденно приостановившему работу в связи с задержкой выплаты заработной платы на срок более 15 дней, не полученный им средний заработок за весь период ее задержки, включая период приостановки исполнения трудовых обязанностей, с уплатой денежной компенсации в размере не ниже одной двухсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (Банк России).
Профсоюзы:
3.13. Обеспечить профсоюзный контроль за своевременной и в полном объеме выплатой заработной платы работникам организаций всех форм собственности, расположенных на территории города Москвы.
4. В области социальной защиты:
В целях развития комплекса мер социальной защиты населения, создания условий для развития добровольного социального страхования стороны обязуются:
4.1. Способствовать развитию безвозмездного донорства крови.
4.2. Проводить согласованную политику по установлению платы за пользование жилыми помещениями (плата за наем), платы за содержание и ремонт жилых помещений, платы за коммунальные услуги, оказываемые населению.
4.3. Направить в Российскую трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений предложения МТК по разработке нормативного правового акта, определяющего статус социально-реабилитационных трудовых производств.
Правительство:
4.4. Сохранить в 2011 году за счет средств бюджета города Москвы предоставление мер социальной поддержки пенсионерам, ветеранам и инвалидам и другим социально незащищенным категориям населения с учетом разграничения полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации на уровне не ниже 2010 года.
4.5. Продолжить работу по развитию в установленном порядке сети социальных предприятий потребительского рынка и услуг, в том числе торговли, общественного питания и бытового обслуживания для продажи населению социально значимых товаров, предоставление социально значимых бытовых услуг и услуг общественного питания по сниженным ценам.
4.6. Сохранить с учетом разграничения полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации объемы гарантированных видов бесплатной медицинской помощи населению города не ниже предоставляемых в 2010 году.
4.7. Не допускать изменения целевого назначения нежилых помещений, находящихся в собственности города Москвы и переданных в аренду для размещения объектов потребительского рынка и услуг, учреждений культуры, медицинских, детских дошкольных и школьных учреждений города Москвы.
4.8. Реформирование жилищно-коммунального хозяйства города Москвы осуществлять с учетом мнения сторон социального партнерства города.
4.9. Обеспечить контроль за соблюдением ресурсоснабжающими организациями установленной тарифной политики, осуществлять государственное регулирование цен (тарифов) на продукцию и услуги в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
4.10. Продолжить выплату региональной социальной доплаты к пенсии неработающим пенсионерам, зарегистрированным в городе Москве по месту жительства, до величины городского социального стандарта, установленного Правительством Москвы.
4.11. Сохранить для пенсионеров, инвалидов (в том числе детей-инвалидов и сопровождающих их лиц), детей-сирот, детей из многодетных семей и детей, оставшихся без попечения родителей, бесплатный проезд; для школьников, обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования, и студентов дневной формы обучения высшего профессионального образования, обучающихся в государственных учебных заведениях и аккредитованных негосударственных учебных заведениях, льготный проезд на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси и маршрутного такси).
4.12. Обеспечить в 2011 году строительство не менее 600 тыс. кв. м жилья за счет средств бюджета города Москвы для реализации городских жилищных программ.
4.13. Предусмотреть в бюджете города Москвы на 2011 год ассигнования на предоставление субсидий для приобретения или строительства жилых помещений для граждан, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, не ниже уровня 2010 года.
4.14. Выделять в соответствии с городскими жилищными программами жилые помещения работникам бюджетных организаций города Москвы, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту жительства, по договорам купли-продажи с рассрочкой платежа или с использованием социального ипотечного кредитования, а специалистам вновь создаваемых учреждений департаментов образования и здравоохранения города Москвы в районах массовой застройки - по договорам найма служебного жилого помещения из специализированного жилищного фонда города Москвы.
4.15. Рассмотреть вопрос об организационной и иной поддержке строительства доходных домов частными инвесторами в целях обеспечения жильем в таких домах специалистов организаций города Москвы, а также очередников города Москвы. С этой целью провести в 2011 - 2013 гг. эксперимент в Зеленоградском административном округе города Москвы по строительству доходных домов для обеспечения жильем специалистов электронной промышленности Зеленограда.
4.16. Предусмотреть в бюджете города Москвы на 2011 год средства для реализации мероприятий по развитию коллективного садоводства для жителей города Москвы в сумме 340200000 рублей.
4.17. Предусмотреть средства в составе расходов Комитета общественных связей города Москвы на поддержку инициатив общественных организаций ветеранов и инвалидов города Москвы.
4.18. За счет средств бюджета города Москвы обеспечить пенсионерам льготное посещение культурных учреждений города Москвы.
4.19. Рассмотреть возможность строительства домов ЖСК для кадровых сотрудников бюджетных организаций города Москвы, состоящих на жилищном учете или учете нуждающихся в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ.
Работодатели и Профсоюзы:
4.20. Осуществлять общественный контроль расходования средств социального страхования через своих представителей в комиссиях по социальному страхованию.
Работодатели:
4.21. Обеспечить безвозмездное предоставление услуг переводчиков жестового языка (сурдопереводчиков) глухих, работающих в организациях, где их численность составляет более 15 человек.
4.22. Направлять (в течение 5-и дней) органам социальной защиты населения информацию о приеме на работу пенсионеров.
4.23. Представлять своевременно и в полном объеме достоверные сведения индивидуального (персонифицированного) учета работников организаций в территориальные органы Пенсионного Фонда Российской Федерации, а также своевременно и в полном объеме перечислять страховые взносы в государственные внебюджетные социальные фонды (Пенсионный Фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации и Московский городской фонд обязательного медицинского страхования).
4.24. Обеспечить установление должностных окладов сурдопереводчиков (старших инструкторов-переводчиков) по обслуживанию глухих рабочих, работающих на предприятиях, использующих труд инвалидов по слуху, не ниже размера средней заработной платы в данной организации.
Профсоюзы:
4.25. Обеспечить общественный контроль за своевременным и в полном объеме перечислением страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды (Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации и Московский городской фонд обязательного медицинского страхования) и за своевременным и в полном объеме представлением достоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета работников организаций в территориальные органы Пенсионного Фонда Российской Федерации.
5. В области охраны труда и экологии
В целях обеспечения благоприятных условий и охраны труда, повышения уровня его безопасности, ликвидации причин производственного травматизма и улучшения экологической ситуации стороны обязуются:
5.1. При разработке проектов городских целевых программ и программ социально-экономического развития административных округов города Москвы, при выполнении которых обязательно соблюдение правил охраны труда, включать в них мероприятия по обеспечению безопасных условий и охраны труда.
5.2. Осуществлять контроль за санитарно-эпидемиологической, противопожарной обстановкой и обеспечением безопасности пребывания детей и подростков в детских загородных оздоровительных лагерях. Приемку детских оздоровительных лагерей осуществлять с участием технической инспекции труда МФП и отраслевых профсоюзов.
5.3. Продолжить взаимодействие с федеральными органами государственного надзора и контроля по вопросам соблюдения трудового, природоохранного законодательства и законодательства об охране труда в организациях, осуществляющих свою деятельность на территории города Москвы.
5.4. Оказывать содействие по внедрению в организациях новых разработок, направленных на улучшение условий труда на рабочих местах и предотвращение несчастных случаев на производстве.
Правительство и Работодатели:
5.5. Обеспечить выполнение организациями санитарно-противоэпидемических требований и требований экологической безопасности при осуществлении хозяйственной деятельности, включая транспортировку, обезвреживание и переработку промышленных и бытовых отходов.
5.6. Проводить экологический мониторинг по отдельным природным средам, радиоэкологический мониторинг окружающей природной среды города Москвы и завершить формирование единой городской системы экологического мониторинга.
Правительство:
5.7. Обеспечить финансирование мероприятий по охране труда в государственных учреждениях города Москвы за счет средств, выделяемых на их содержание, с отражением данных (конкретных) расходов в коллективном договоре и соглашении по охране труда организации.
5.8. Продолжить организацию и проведение аттестации рабочих мест по условиям труда в государственных бюджетных учреждениях города Москвы с приведением рабочих мест в соответствие с требованиями охраны труда.
Работодатели:
5.9. Обеспечить условия для осуществления государственного надзора и контроля, профсоюзного контроля техническими инспекторами труда, уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда профсоюзных органов за соблюдением трудового законодательства, в том числе нормативных правовых актов по вопросам охраны труда и экологической безопасности.
5.10. Обеспечить в соответствии с законодательством Российской Федерации финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях, зарегистрированных в городе Москве, при этом размер выделяемых средств в расчете на каждого работающего должен быть не ниже минимального размера заработной платы, установленного Соглашением о минимальной заработной плате в городе Москве на 2011 год между Правительством Москвы, объединениями профсоюзов и объединениями работодателей.
5.11. Результаты расследования несчастного случая на производстве рассматривать работодателем с участием выборного органа первичной профсоюзной организации для принятия решений, направленных на ликвидацию причин и предупреждение травматизма.
5.12. Обеспечить выплату единовременной денежной компенсации семье в результате смерти работника, наступившей по вине работодателя, от несчастного случая на производстве в размере не менее 50 минимальных заработных плат в городе Москве. В случае трудового увечья, полученного работником на производстве по вине работодателя, размер единовременной денежной компенсации определяется в соответствии со степенью утраты профессиональной трудоспособности исходя из размера 50 минимальных заработных плат в городе Москве.
5.13. Обеспечить информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о степени риска повреждения здоровья, о размерах полагающихся им компенсаций и необходимых для выполнения работ средствах индивидуальной защиты.
5.14. Обеспечивать выполнение требований экологической безопасности, правил охраны труда и техники безопасности при строительстве, капитальном ремонте жилищного фонда, производстве и внедрении новой техники и новых технологий, в том числе приобретенных за рубежом.
5.15. Содействовать созданию необходимых условий для работы комитетов (комиссий), уполномоченных лиц первичной профсоюзной организации по охране труда в порядке и на условиях, предусмотренных в коллективных договорах.
5.16. Оказывать содействие специалистам Государственного бюджетного учреждения города Москвы "Московский городской центр условий и охраны труда" при оказании на безвозмездной основе консультативной и организационно-методической помощи организациям и гражданам по вопросам охраны труда, проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, обучения руководителей и специалистов по охране труда и проверки знаний требований охраны труда.
Профсоюзы:
5.17. Осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением законодательных и иных нормативных правовых актов по труду силами правовых и технических инспекторов труда профсоюзов, уполномоченных (доверенных) лиц профсоюзных комитетов.
5.18. Проводить разъяснительную работу среди работников организации, а также работников, состоящих в трудовых отношениях с индивидуальными предпринимателями, по вопросам охраны труда и предоставления социальных гарантий.
6. В области молодежной политики, спорта и культуры
В целях создания условий для самореализации молодежи, обеспечения равных стартовых возможностей при вступлении во взрослую жизнь, создания условий для гражданского становления, нравственного, интеллектуального и физического развития граждан в возрасте до 30 лет стороны обязуются:
6.1. Проводить городские конкурсы профессионального мастерства среди обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования.
6.2. Содействовать обеспечению временной занятости молодежи в свободное от учебы время и в период каникул.
6.3. Создать единый городской банк вакансий временных рабочих мест для учащейся молодежи.
6.4. С целью осознанного выбора профессии и информированности молодежи о ситуации на рынке труда города рекомендовать включать в программу общеобразовательных учреждений уроки профориентации, основ социального партнерства, охраны труда и проведение профориентационных экскурсий в организациях в рамках "Дня профессии".
6.5. Содействовать развитию взаимодействия между образовательными учреждениями и организациями среднего профессионального, высшего профессионального и дополнительного профессионального образования и работодателями города Москвы.
6.6. В целях реализации государственной политики в области воспитания молодежи, повышения престижа военной службы обеспечить согласованные действия и долевое участие в финансировании мероприятий военно-патриотического воспитания подрастающего поколения, организации спортивно-оздоровительного отдыха детей, культурно-массовых мероприятий, в том числе героико-исторической направленности.
6.7. Обеспечить организацию оздоровления и занятости подростков в лагерях труда и отдыха, поддерживать движение трудовых объединений молодежи.
6.8. Проводить согласованную политику в области развития культуры, спорта, туризма, молодежной сферы, организации детского и семейного отдыха, сохранения и укрепления сети спортивных, социально-культурных объектов города Москвы.
6.9. Принимать меры по сохранению детских загородных оздоровительных лагерей. Обеспечить финансирование мероприятий по проведению детской оздоровительной кампании, предусмотрев в структуре расходов бюджета города Москвы на 2011 год выделение субсидии Московской Федерации профсоюзов на частичное возмещение затрат по оказанию услуг в проведении детских оздоровительных мероприятий в сумме 546480000 рублей.
6.10. Принимать участие в организации и проведении культурно-массовых, спортивных мероприятий, проводимых для москвичей на базе клубных учреждений, спортивных сооружений организаций, учреждений дополнительного и профессионального образования.
6.11. Оказывать организационно-методическую помощь клубным и спортивным учреждениям, библиотекам, детским оздоровительным лагерям организаций города Москвы.
6.12. С целью поддержки молодых москвичей в сфере труда и занятости обеспечить взаимодействие с Государственным бюджетным учреждением города Москвы "Московский центр занятости молодежи "Перспектива".
6.13. Обеспечить функционирование системы гарантированного предложения места первой работы выпускникам образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования - жителям города Москвы.
6.14. Содействовать созданию в организациях всех форм собственности советов молодых специалистов.
Правительство и Профсоюзы:
6.15. Осуществлять контроль за реализацией мероприятий по обеспечению отдыха детей в оздоровительных организациях.
6.16. Организовать Новогодние представления для детей и подростков в дни зимних школьных каникул.
6.17. Организовать Новогодние представления для детей и подростков в дни зимних школьных каникул в Государственном Кремлевском Дворце.
Обеспечить финансирование мероприятий по проведению новогодних представлений для детей в Государственном Кремлевском Дворце, предусмотрев в структуре расходов бюджета города Москвы на 2011 год выделение субсидии МФП в сумме 117045000 рублей на частичную компенсацию расходов по организации и проведению новогодних представлений.
6.18. В целях повышения правовой и экономической культуры молодых граждан систематически проводить занятия среди обучающихся образовательных учреждений среднего профессионального образования по вопросам трудового законодательства, охраны труда, социального партнерства.
Правительство:
6.19. Предусмотреть по действующим договорам аренды земельных участков или при их пролонгации, переоформлении, а также при предоставлении новых земельных участков для размещения профсоюзных организаций, санаторно-курортных, детских оздоровительных, образовательных организаций, а также организаций культуры, здравоохранения, физической культуры и спорта, туризма вне зависимости от их организационно-правовой формы ставку арендной платы в размере 0,05 процента от кадастровой стоимости земельного участка, используемого профсоюзами или их организациями по целевому назначению (аренда).
6.20. Предусмотреть в рамках проведения оздоровительной кампании 2011 года приобретение путевок для представителей студенческой молодежи и молодежи из социально незащищенных групп граждан - организаторов и участников городских акций и мероприятий.
6.21. Осуществлять бесплатные перевозки организованных групп детей в каникулярный период по установленным сертификатам на проезд.
6.22. Содействовать развитию предпринимательства молодежи, создавать условия, стимулирующие молодежь к ведению предпринимательской деятельности, профессиональному росту и социальной активности.
6.23. При проведении необходимых процедур по акционированию государственных унитарных предприятий рассматривать в соответствии с действующим законодательством вопросы о возможности сохранения объектов недвижимости социального назначения (базы отдыха, пансионаты, стадионы, детские оздоровительные лагеря и др.) в системе указанных предприятий.
6.24. Осуществлять организационную помощь и предоставлять субсидии физкультурно-спортивным организациям города Москвы независимо от организационно-правовой формы (за исключением государственных учреждений) в порядке, установленном нормативными правовыми актами Правительства Москвы.
Профсоюзы:
6.25. Организовать обучение директоров детских загородных оздоровительных лагерей организаций города Москвы.
6.26. Предусмотреть предоставление на льготных условиях спортивных баз системы профсоюзов для обеспечения учебно-тренировочного процесса спортивных школ, подведомственных органам исполнительной власти города Москвы.
Работодатели:
6.27. Гарантируют трудоустройство по специальности молодым специалистам, направленным в организацию по заявкам работодателей, а также выпускникам государственных образовательных учреждений среднего профессионального и высшего профессионального образования.
6.28. Заключают договоры о сотрудничестве, включая трехсторонние договоры на подготовку рабочих кадров, с образовательными учреждениями среднего профессионального, высшего профессионального и дополнительного профессионального образования на подготовку, переподготовку кадров и последующее трудоустройство выпускников.
6.29. Совершенствовать систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации молодых кадров, предусматривать в коллективных договорах выделение средств на эти цели.
7. В области развития социального партнерства
В целях повышения эффективности взаимодействия социальных партнеров, развития гражданского общества и системы социального партнерства, на основе взаимной ответственности и реализации достигнутых договоренностей стороны обязуются:
7.1. Официально информировать друг друга о принимаемых решениях и правовых актах по проблемам, включенным в Соглашение, а также по вопросам регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений. Проводить взаимные консультации по вопросам разработки и реализации социально-экономической политики в городе Москве.
7.2. Взаимно обеспечивать представителям сторон возможность принимать участие на всех уровнях в рассмотрении социально-трудовых и связанных с ними экономических вопросов.
7.3. Оказывать практическое и методическое содействие заключению городских отраслевых и окружных соглашений, коллективных договоров в организациях города.
7.4. Добиваться заключения на согласованных условиях коллективных договоров на всех предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от форм собственности и подчиненности, действующих в городе Москве.
7.5. Способствовать предотвращению и разрешению коллективных трудовых споров. В случае их возникновения обращаться в Учреждение "Трудовой арбитражный суд для разрешения коллективных трудовых споров" и выполнять его решения.
7.6. Направлять в Учреждение "Трудовой арбитражный суд для разрешения коллективных трудовых споров" информацию о коллективных трудовых спорах и о массовых нарушениях трудовых прав работников для оказания содействия в их урегулировании, систематизации и проведения аналитической работы.
7.7. Оказывать содействие в установленном порядке организациям, подведомственным сторонам, в деятельности по пропаганде трудового законодательства, законодательства о занятости и законодательства об охране труда в средствах массовой информации (включая окружные и городские). Размещение информации по данной тематике на объектах наружной рекламы осуществлять в установленном порядке.
Размещать в организациях города Москвы информацию с указанием органов и организаций, занимающихся урегулированием трудовых споров.
7.8. Продолжить работу по повышению социальной ответственности субъектов предпринимательской деятельности, вовлечению российских сетевых компаний и транснациональных компаний в систему социального партнерства.
7.9. Публиковать в газетах "Тверская, 13", "Содружество", "Солидарность", "Московская промышленная газета", "Биржа труда", "Московская перспектива", окружных средствах массовой информации и размещать на официальных сайтах сторон материалы, рассказывающие о практике социального партнерства в городе Москве, о социально-трудовых вопросах, о решениях МТК и мероприятиях, проводимых в рамках реализации Соглашения.
7.10. Проводить согласованную политику по созданию новых и укреплению действующих объединений работодателей и профсоюзных организаций в организациях всех форм собственности, осуществляющих свою деятельность в городе Москве.
7.11. При реализации совместных решений в рамках системы социального партнерства учитывать взаимодействие организаций, действующих на территории города Москвы, с объединениями профсоюзов и объединениями работодателей.
Правительство и Работодатели:
7.12. Обеспечить совместно с МКПП(р) выпуск совместных тематических номеров газеты "Содружество", посвященных проблемам реализации промышленной политики в городе Москве, внедрения инновационных и научно-технических разработок, подготовки квалифицированных кадров, охраны труда, занятости и трудовой миграции в рамках Городской целевой программы "Комплексная программа промышленной деятельности в городе Москве на 2010-2012 годы".
Правительство:
7.13. Обеспечить уведомительную регистрацию коллективных договоров в установленном порядке.
7.14. Обеспечить условия для участия социальных партнеров в разработке и согласовании проектов законов и других нормативных правовых актов города Москвы в сфере социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений.
7.15. При обращении сторон включать в состав формируемых Правительством Москвы на уровне города Москвы и его административных округов комиссий, коллегий префектур административных округов города Москвы, рабочих групп по социально-трудовым и связанным с ними экономическим вопросам представителей Профсоюзов и Работодателей.
7.16. При обращении работодателей в органы исполнительной власти города Москвы по вопросам оказания практической помощи в хозяйственно-экономической деятельности принимать решения на основе взаимной консультации в рамках системы социального партнерства.
7.17. Расчет ставки арендной платы за нежилые помещения, находящиеся в имущественной казне города Москвы, занимаемые профсоюзами и организациями профессиональных союзов (кроме фондов и ассоциаций), занимающимися реализацией уставной деятельности профсоюзов, производить по минимальной ставке арендной платы, утвержденной нормативными правовыми актами Правительства Москвы.
7.18. Выделить из бюджета города Москвы средства в составе расходных обязательств Комитета общественных связей города Москвы на 2011 год на предоставление субсидии Учреждению "Трудовой арбитражный суд для разрешения коллективных трудовых споров" в объеме 10600000 рублей на возмещение расходов по оказанию услуг в сфере системы социального партнерства по предотвращению коллективных трудовых споров и содействию разрешения связанных с ними конфликтов.
7.19. Оказать содействие в установленном порядке в части установления арендной платы за занимаемые МКПП(р) помещения в здании по адресу: г. Москва, ул. Новый Арбат, д. 21 и ее структурным подразделениям на уровне минимальной ставки, утвержденной на 2011 год по городу Москве.
7.20. Предоставить МФП для размещения окружных советов МФП, юрисконсультов Государственного бюджетного учреждения города Москвы Московского городского правового Центра "Защита" в административных округах города Москвы и территориальным организациям МКПП(р) необходимые помещения. В соответствии с законодательством Российской Федерации и Законом города Москвы от 11 ноября 2009 года N 4 "О социальном партнерстве в городе Москве" предусмотреть в окружных соглашениях выделение бюджетных субсидий на возмещение затрат МФП и МКПП(р) для создания условий функционирования системы социального партнерства на территориях административных округов города Москвы.
7.21. Выделить в установленном законом порядке субсидии учебным центрам МФП в объеме 34000000 рублей на частичное возмещение расходов по обучению представителей сторон социального партнерства формам и методам договорного регулирования социально-трудовых отношений.
7.22. Ежемесячно предоставлять сторонам социального партнерства информационно-аналитическую записку о состоянии социально-трудовой сферы города Москвы.
Профсоюзы:
7.23. Проводить консультации по правовым вопросам и вопросам охраны труда на сайте МФП в сети Интернет, в том числе в режиме "on-line", используя компьютерную программу "Профсоюзная Фемида".
7.24. Организовать обучение не менее 20 тысяч представителей социальных партнеров различных уровней по вопросам правового регулирования трудовых отношений, практике заключения коллективных договоров и соглашений.
7.25. Не выступать организаторами забастовок в случае выполнения Правительством Москвы и работодателями обязательств, предусмотренных настоящим Соглашением, а также отраслевыми и окружными соглашениями.
Работодатели:
7.26. По запросу представителей работников предоставляют полную и достоверную информацию, необходимую для заключения и подведения итогов выполнения коллективных договоров и соглашений.
8. Особенности использования бюджетных средств на выполнение обязательств, предусмотренных настоящим Соглашением, окружными трехсторонними соглашениями, отраслевыми (межотраслевыми) трехсторонними соглашениями:
8.1. Органам исполнительной власти города Москвы, главным распорядителям бюджетных средств, при подготовке нормативного правового акта города Москвы, определяющего особенности предоставления субсидий из бюджета города Москвы, определить порядок использования бюджетных средств на выполнение обязательств настоящего Соглашения, отраслевых и окружных трехсторонних соглашений.
9. Ответственность сторон:
Стороны настоящего Соглашения вправе по взаимному согласию устанавливать ответственность за нарушение, неисполнение обязательств по Соглашению, если эта ответственность не противоречит законодательству Российской Федерации.
10. Заключительные положения:
10.1. Соглашение открыто для присоединения всем заинтересованным объединениям работодателей и профсоюзов, действующим в городе Москве, в порядке, определяемом Законом города Москвы от 11 ноября 2009 года N 4 "О социальном партнерстве в городе Москве".
10.2. МТК рекомендует включать в коллективные договоры и соглашения пункты, включенные в приложение 1 к настоящему Соглашению.
10.3. С целью обеспечения реализации настоящего Соглашения, дальнейшего развития социального партнерства стороны на основе взаимных консультаций в рамках МТК вырабатывают документы, принимают необходимые решения, формируют предложения в адрес органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти города Москвы, Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, трехсторонней комиссии Центрального федерального округа и добиваются их реализации.
10.4. Обязательства Работодателей принимают на себя также две другие стороны в той мере, в которой они осуществляют эти функции. Сторонами социального партнерства составляется план проверки организаций, на которые распространяется Московское трехстороннее соглашение и выносится на обсуждение сторон. Проверки осуществляются с участием сторон настоящего Соглашения. Инициатором проведения проверок может выступать любая сторона настоящего Соглашения. Документы по запросу одной из сторон предоставляются в срок не позднее 3 календарных дней с момента получения соответствующего запроса. Решение о проведении проверок принимается одной из сторон при наличии в представленных документах достоверных сведений о невыполнении обязательств, принятых сторонами социального партнерства города Москвы. Взаимные консультации проводятся не позднее 7 календарных дней после поступления от стороны письменного уведомления.
10.5. Соглашение вступает в силу 1 января 2011 г. и действует до вступления в силу нового.
От Правительства Москвы |
С.С. Собянин |
От московских объединений профсоюзов |
М.Д. Нагайцев |
От московских объединений работодателей |
Е.В. Панина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Основная цель Московского трехстороннего соглашения - недопущение снижения достигнутого уровня и качества жизни населения, устойчивое функционирование экономики города, обеспечение гарантий занятости населения. Рост регистрируемой безработицы не должен подняться выше уровня 1%, размер минимальной зарплаты должен быть не ниже уровня величины прожиточного минимума трудоспособного населения города.
В 2011 г. продолжится работа по развитию малого и среднего предпринимательства. Предполагается, что объем финансирования мероприятий по развитию инновационной деятельности будет не ниже уровня 2010 г.
Сохраняется предоставление мер социальной поддержки пенсионерам, ветеранам и инвалидам и другим социально незащищенным категориям населения за счет средств бюджета города. Неработающие пенсионеры продолжат получать региональную социальную доплату к пенсии до величины городского социального стандарта. Сохраняются льготы по проезду на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси и маршрутных такси).
Для реализации городских жилищных программ предполагается построить не менее 600 тыс. кв. м жилья.
Московское трехстороннее соглашение на 2011 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей (Москва, 2 декабря 2010 г.)
Соглашение вступает в силу 1 января 2011 г. и действует до вступления в силу нового Соглашения
Текст Соглашения опубликован в газете "Тверская, 13" от 14 декабря 2010 г. N 149, в региональном выпуске газеты "Учет. Налоги. Право в Москве" от 11-17 января 2011 г. N 1-2, от 18-24 января 2011 г. N 3
Настоящее соглашение фактически прекратило действие
См. Московское трехстороннее соглашение на 2012 г. между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей (Москва, 13 декабря 2011 г.)