Нижний Новгород |
|
11 июня 2013 г. |
Дело N А39-3979/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июня 2013 года.
В полном объеме постановление изготовлено 11 июня 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Тютина Д.В.,
судей Башевой Н.Ю., Забурдаевой И.Л.
при участии представителей
от заинтересованного лица: Демкина А.В., доверенность от 31.01.2013 N 12,
Тютяниной Т.Н., доверенность от 15.01.2013 N 8,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
открытого акционерного общества "Биохимик"
на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 26.12.2012,
принятое судьей Артамоновой Л.А., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2013,
принятое судьями Захаровой Т.А., Смирновой И.А., Рубис Е.А.,
по делу N А39-3979/2012
по заявлению открытого акционерного общества "Биохимик"
(ИНН: 1325030352, ОГРН: 1021301063189)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия
о признании незаконным и отмене постановления
и у с т а н о в и л :
открытое акционерное общество "Биохимик" (далее - ОАО "Биохимик", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее - управление, антимонопольный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 21.09.2012 по делу N 327 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 9.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде 200 000 рублей штрафа.
Решением от 26.12.2012 суд отказал в удовлетворении заявленного требования.
Первый арбитражный апелляционный суд постановлением от 11.03.2013 оставил решение суда без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ОАО "Биохимик" обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их и удовлетворить заявленное требование.
Заявитель жалобы считает, что выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам, представленным в материалы дела доказательствам и сделаны при неправильном применении статей 2.9, 9.15, 24.1 КоАП РФ, статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике N 35-ФЗ), пункта 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, пунктов 17, 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях". Общество не отрицает факт совершения административного правонарушения, однако указывает на то, что оказание услуг по передаче электрической энергии не является его основным видом экономической деятельности, а представляет собой вынужденную дополнительную деятельность и занимающую минимальную долю в общем доходе ОАО "Биохимик", поэтому суды должны были признать вменяемое заявителю правонарушение малозначительным и отменить оспариваемое постановление антимонопольного органа.
Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе. ОАО "Биохимик", надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.
Управление в отзыве на кассационную жалобу и его представители в судебном заседании не согласились с доводами, изложенными в ней, указав на отсутствие оснований для отмены оспариваемых судебных актов.
Законность оспариваемых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела, в рамках осуществления государственного контроля за соблюдением Стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничного рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 N 24 (далее - Стандарты раскрытия информации), уполномоченные лица антимонопольного органа установили, что по состоянию на 14 - 16 августа 2012 года ОАО "Биохимик" на своем официальном сайте http://biohimic.ru/news.html в сети Интернет не раскрыло информацию, предусмотренную пунктом 12 Стандартов раскрытия информации, а именно: не указало источник официального опубликования решения регулирующего органа об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии и не отразило информацию о размере платы за технологическое присоединение к электрическим сетям за 2012 год с указанием источника официального опубликования решения регулирующего органа.
Общество также не разместило информацию о календарных сроках ремонта за апрель - июль 2012 года, а сведения о затратах на оплату потерь за 2011 год, в том числе о затратах сетевой организации на покупку потерь в собственных сетях; об уровне нормативных потерь электроэнергии на текущий период с указанием источника опубликования решения об установлении уровня нормативных потерь; о закупке электрической энергии для компенсации потерь в сетях и ее стоимости; о размере фактических потерь, оплачиваемых покупателями при осуществлении расчетов за электрическую энергию по уровням напряжения; о перечне зон деятельности сетевой организации с детализацией по населенным пунктам и районам городов, определяемых в соответствии с границами балансовой принадлежности электросетевого хозяйства, находящегося в собственности сетевой организации или на ином законном основании, раскрыты без указания информации об источнике опубликования решения об установлении уровня нормативных потерь.
Управление, кроме того, установило, что ОАО "Биохимик" на своем официальном Интернет-сайте не раскрыло источники финансирования мероприятий по снижению размеров потерь в сетях; за второй квартал 2012 года не указало сведения относительно наличия объема свободной для технологического присоединения потребителей трансформаторной мощности по центрам питания 35 кВ и выше, а также информацию об объеме недопоставленной в результате аварийных отключений электрической энергии.
В нарушение требований подпункта "в" пункта 11 Стандартов раскрытия информации общество не раскрыло предусмотренную в отношении трансформаторных подстанций 35 кВ и выше информацию об аннулированных заявках на технологическое присоединение и о выполненных присоединениях и присоединенной мощности.
В размещенной ОАО "Биохимик" на официальном сайте в сети Интернет информации о заключенных договорах об осуществлении технологического присоединения нет сведений о сроках и оплате по каждому договору, а имеющаяся информация, размещенная в соответствии с подпунктом "в" пункта 11 Стандартов раскрытия информации, указана за период 2010 - 2012 годов в целом, сведения по месяцам отсутствуют.
По результатам проверки административный орган составил акт осмотра Интернет-сайта ОАО "Биохимик" и установил в действиях общества состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.15 КоАП РФ, о чем составил протокол по делу об административном правонарушении от 07.09.2009 N 105.
Руководитель управления рассмотрел материалы дела об административном правонарушении и вынес постановление от 21.09.2012 N 327 о привлечении ООО "Биохимик" к административной ответственности, предусмотренной статьей 9.15 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 200 000 рублей.
Посчитав свои права нарушенными, ОАО "Биохимик" обратилось в арбитражный суд.
Руководствуясь статьями 2.9, 4.5, 9.15 КоАП РФ, статьей 3 Закона об электроэнергетике N 35-ФЗ, статьями 4, 8 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон о естественных монополиях N 147-ФЗ), пунктами 2, 3, 4, 8, 9, 10, 11, 12 Стандартов раскрытия информации, пунктом 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", Арбитражный суд Республики Мордовия пришел к выводам о наличии в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 9.15 КоАП РФ; об отсутствии процессуальных нарушений со стороны управления при производстве дела о привлечении ОАО "Биохимик" к административной ответственности, а также об отсутствии оснований для признания вменяемого правонарушения малозначительным, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленного требования.
Первый арбитражный апелляционный суд руководствовался этими же нормами права и согласился с выводом суда первой инстанции.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 37 Закона об электроэнергетике N 35-ФЗ субъектами розничных рынков являются: потребители электрической энергии; поставщики электрической энергии (энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики, производители электрической энергии, не имеющие права на участие в оптовом рынке в соответствии со статьей 35 Закона об электроэнергетике N 35-ФЗ); территориальные сетевые организации, осуществляющие услуги по передаче электрической энергии; субъекты оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, осуществляющие указанное управление на уровне розничных рынков.
Пунктом 1 статьи 4 Закона о естественных монополиях N 147-ФЗ услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Согласно пункту 5 статьи 8 Закона о естественных монополиях N 147-ФЗ в целях обеспечения прозрачности деятельности субъектов естественных монополий, открытости регулирования деятельности субъектов естественных монополий и защиты интересов потребителей субъекты естественных монополий обязаны обеспечивать свободный доступ к информации о своей деятельности, которая регулируется в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее - регулируемая деятельность субъектов естественных монополий).
Свободный доступ к информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий обеспечивается субъектами естественных монополий в соответствии со стандартами раскрытия информации, утвержденными Правительством Российской Федерации, путем ее опубликования в средствах массовой информации, включая сеть "Интернет", и предоставления информации на основании письменных запросов потребителей.
В силу пунктов 2 и 3(2) Стандартов раскрытия информации субъекты рынков электрической энергии, являющиеся субъектами естественных монополий, обязаны раскрывать информацию путем: опубликования в печатных средствах массовой информации, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти; размещения на официальных сайтах субъектов рынков электрической энергии и (или) на ином официальном сайте в сети Интернет, определяемом Правительством Российской Федерации в целях обеспечения доступа к информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий; предоставления по письменному запросу потребителей.
Фактическая информация раскрывается по окончании отчетного периода (пункт 4 Стандартов раскрытия информации).
Порядок, способы и сроки подлежащей раскрытию информации определены в пунктах 9 - 12 Стандартов раскрытия информации.
На основании пункта 8 Стандартов раскрытия информации субъекты рынков электрической энергии несут ответственность за полноту и достоверность раскрываемой информации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В статье 9.15 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение субъектом оптового рынка электрической энергии и мощности или розничного рынка электрической энергии установленных стандартами раскрытия информации порядка, способов или сроков опубликования информации в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти, в электронных средствах массовой информации, а также порядка, способов или сроков предоставления информации по письменному запросу заинтересованных лиц.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В пунктах 18 и 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ.
Как следует из материалов дела, установили суды и ОАО "Биохимик" не оспаривает, последнее оказывает услуги по передаче электрической энергии, следовательно, является сетевой организацией и субъектом естественных монополий.
В проверяемый антимонопольным органом период ОАО "Биохимик" нарушило порядок и сроки опубликования информации, размещение которой в обязательном порядке предусмотрено Стандартами раскрытия информации. Данный факт общество также не отрицает.
При таких обстоятельствах суды обоснованно согласились с антимонопольным органом о наличии в действиях ОАО "Биохимик" состава правонарушения, ответственность за которое установлена в статье 9.15 КоАП РФ.
Нарушений процедуры привлечения ОАО "Биохимик" к административной ответственности, влекущих безусловную отмену оспариваемого постановления, судами не обнаружено.
Оценив характер и степень общественной опасности совершенного обществом правонарушения, а также то, что антимонопольный орган применил к обществу административное наказание в минимальном размере предусмотренной в статье 9.15 КоАП РФ санкции, суды пришли к выводу об отсутствии оснований для признания совершенного заявителем административного правонарушения малозначительным.
Вывод судов о возможности применения в рассматриваемом случае статьи 2.9 КоАП РФ сделан с учетом постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10, соответствует установленным обстоятельствам, имеющимся в деле доказательствам и не подлежит переоценке судом кассационной инстанции в силу статьи 286 АПК РФ.
Суды правильно применили нормы материального права, не допустили нарушений норм процессуального права, перечисленных в части 4 статьи 288 АПК РФ и являющихся в любом случае основаниями для отмены судебных актов, следовательно, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как в соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 26.12.2012 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2013 по делу N А39-3979/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Биохимик" - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Д.В. Тютин |
Судьи |
Н.Ю. Башева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пунктах 18 и 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ.
...
В проверяемый антимонопольным органом период ОАО "Биохимик" нарушило порядок и сроки опубликования информации, размещение которой в обязательном порядке предусмотрено Стандартами раскрытия информации. Данный факт общество также не отрицает.
При таких обстоятельствах суды обоснованно согласились с антимонопольным органом о наличии в действиях ОАО "Биохимик" состава правонарушения, ответственность за которое установлена в статье 9.15 КоАП РФ.
...
Оценив характер и степень общественной опасности совершенного обществом правонарушения, а также то, что антимонопольный орган применил к обществу административное наказание в минимальном размере предусмотренной в статье 9.15 КоАП РФ санкции, суды пришли к выводу об отсутствии оснований для признания совершенного заявителем административного правонарушения малозначительным."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 11 июня 2013 г. N Ф01-9090/13 по делу N А39-3979/2012