Нижний Новгород |
|
24 июня 2013 г. |
Дело N А43-22937/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17.06.2013.
Постановление изготовлено в полном объеме 24.06.2013.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Башевой Н.Ю.,
судей Радченковой Н.Ш., Чигракова А.И.
при участии представителя
от третьего лица: Маркова С.А. (доверенность от 13.12.2012 N 318-312Д)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Министерства финансов Нижегородской области
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 10.12.2012,
принятое судьей Сандовой Е.М., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2013,
принятое судьями Смирновой И.А., Захаровой Т.А., Протасовым Ю.В.,
по делу N А43-22937/2012
по заявлению администрации Шарангского муниципального района Нижегородской
области
о признании частично недействительным представления Министерства финансов
Нижегородской области,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, -
Министерство социальной политики Нижегородской области,
и у с т а н о в и л :
администрация Шарангского муниципального района Нижегородской области (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании недействительными пункта 2 раздела I и пункта 3 раздела II представления Министерства финансов Нижегородской области (далее - Министерство финансов) от 03.07.2012 N 306-23-3-3885/12.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство социальной политики Нижегородской области (далее - Министерство социальной политики).
Решением от 10.12.2012, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2013, заявленное требование удовлетворено.
Министерство финансов не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили статью 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 53, 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, нарушили часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. По его мнению, Новоселова З.А. неправомерно была признана нуждающейся в жилом помещении и ей незаконно предоставлена мера социальной поддержки по обеспечению жильем. Кроме того, суды сделали выводы о правах Новоселовой З.А., не привлеченной к участию в деле.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Администрация в отзыве отклонила доводы жалобы.
Министерство социальной политики в отзыве и представитель в судебном заседании возразили против позиции заявителя.
Министерство финансов и Администрация заявили ходатайства о рассмотрении кассационной жалобы без участия представителей.
Как следует из материалов дела, Министерство финансов с 28.05 по 01.06.2012 провело проверку целевого использования Администрацией бюджетных средств, выделенных в виде субвенций на обеспечение жильем отдельных категорий граждан за 2009 - 2011 годы. В числе прочих нарушений установлен факт неправомерного признания Новоселовой З.А. (супруги умершего участника Великой Отечественной войны) нуждающейся в жилом помещении и предоставления ей мер социальной поддержки по обеспечению жильем в размере 1 188 000 рублей.
Результаты проверки Управление отразило в акте от 01.06.2012 и выдало Администрации представление от 03.07.2012 N 306-23-3-3885/12 для принятия мер по устранению выявленных нарушений и недостатков. Администрации предложено возместить в областной бюджет использованные не по целевому назначению 1 188 000 рублей в соответствии с Порядком возмещения средств областного бюджета, использованных незаконно или не по целевому назначению, утвержденным постановлением Правительства Нижегородской области от 12.10.2011 N 818 (пункт 3 раздела II представления).
Администрация не согласилась с представлением в данной части и обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Руководствуясь частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 51, 52, 69 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), статьями 2, 21 от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Федеральный закон N 5-ФЗ), Порядком возмещения средств областного бюджета, использованных незаконно или не по целевому назначению, утвержденным постановлением Правительства Нижегородской области от 12.10.2011 N 818 (далее - Порядок), Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2008 N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов", суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для вынесения представления и удовлетворил заявленное требование.
Первый арбитражный апелляционный суд оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно Порядку под нецелевым использованием средств областного бюджета понимается направление и использование средств областного бюджета на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, бюджетной сметой либо иным правовым основанием их получения.
В силу пункта 3 Порядка установленные нарушения и требования о необходимости возмещения средств областного бюджета, израсходованных незаконно или не по целевому назначению, а также доходов, полученных от их использования, указываются в предписаниях (постановлениях, представлениях, решениях) органов государственного финансового контроля, вынесенных по результатам контрольных мероприятий и являющихся обязательными для исполнения.
Министерство финансов имеет право направлять в проверенные организации обязательные к исполнению представления по устранению выявленных нарушений (пункт 4.6.3 Положения о Министерстве финансов Нижегородской области, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 21.09.2005 N 206).
Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2008 N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" предусмотрена необходимость завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на социальную поддержку согласно Федеральному закону N 5-ФЗ.
В силу статьи 2 Федерального закона N 5-ФЗ к ветеранам Великой Отечественной войны относятся, в том числе, участники Великой Отечественной войны.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 21 Федерального закона N 5-ФЗ члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 01.01.2005, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
Таким образом, одним из условий предоставления меры социальной поддержки данной категории граждан, является их нуждаемость в улучшении жилищных условий.
В пункте 1 части 1 статьи 51 Кодекса установлено, что нуждающимися в жилых помещениях признаются, в том числе, граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
Как видно из материалов дела и установили суды, Новоселова З.А. является вдовой умершего участника Великой Отечественной войны и имеет право на меры социальной поддержки, установленные статьей 21 Федерального закона N 5-ФЗ.
Новоселова З.А., не имея собственного жилья, обратилась в Администрацию с заявлением от 10.11.2009 о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, и распоряжением Большеустинской сельской администрации Шарангского района Нижегородской области от 19.02.2010 N 8 данное лицо было поставлено на учет.
Распоряжением Правительства Нижегородской области от 08.09.2010 N 1805-р Новоселова З.А. включена в список ветеранов Великой Отечественной войны - получателей единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, и ей была предоставлена мера социальной поддержки по обеспечению жильем.
Довод Министерства финансов о том, что Новоселова З.А. не являлась нуждающейся в жилом помещении, поскольку проживала совместно с дочерью, являлась членом ее семьи, была обеспечена жилой площадью помещения более установленной нормы, а поэтому ей неправомерно предоставлена мера социальной поддержки, обоснованно отклонен судами.
К членам семьи нанимателя относятся супруг, а также дети и родители данного нанимателя, проживающие совместно с ним, а также другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, если они вселены нанимателем в качестве членов семьи и ведут с ним общее хозяйство (статья 69 Кодекса).
Суды установили и материалами дела подтверждено, что до 1983 года Новоселова З.А. проживала в селе Большое Устинское Шарангского района Нижегородской области в жилом доме 22 по улице Юбилейной. Дом был собран в 1918 году из сруба, перевезенного из деревни Малиновские, являлся одноквартирным, одноэтажным, имел печное отопление, водоснабжение из колодца, уборную на улице и в 1994 году был продан на дрова в связи с ветхостью.
В связи с этим в 1983 году Новоселова З.А. была вынуждена переехать к дочери Никитиной Г.Л. по адресу: улица Юбилейная, дом 12, квартира 2. Ответственным квартиросъемщиком квартиры являлся Никитин А.С. (муж Никитиной Г.Л.), с которым Новоселова З.А. в 1983 году заключила договор о проживании в квартире.
В 2001 году Никитина Г.Л. и Никитин А.С. приватизировали указанную квартиру в равных долях. После смерти мужа в 2003 году Никитина Г.Л. стала собственником его доли в праве собственности на квартиру по праву наследования и от своего имени заключила с Новоселовой З.А. договор коммерческого найма жилого помещения от 25.12.2003.
В принадлежащей Никитиной Г.Л. квартире Новоселова З.А. проживала как наниматель жилого помещения площадью 5 квадратных метров (менее учетной нормы), самостоятельно оплачивала наем жилого помещения, коммунальные услуги, отдельно приобретала продукты питания, денежные средства для приобретения имущества для совместного пользования не выделяла, не вела с дочерью общего хозяйства.
Квартира, в которой проживала Новоселова З.А., расположена в деревянном доме на кирпичном фундаменте, с печным отоплением, без удобств, не отвечала установленному уровню благоустроенности жилых помещений. В доме проживало две семьи: 1) Новоселова З.А. и 2) Никитина Г.Л., Никитин В.А., Никитина Н.М., Никитина С.В.
На момент подачи заявления о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении Новоселова З.А. своего жилья не имела, на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, не состояла, служебное жилье и жилье по социальному найму не получала.
При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод о том, что Новоселова З.А., не являвшаяся членом семьи Никитиной Г.Л. и не имеющая жилья, правомерно признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и включена в список граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем.
Следовательно, выводы Министерства финансов о нецелевом характере расходования субвенций в размере 1 188 000 рублей является неверным. Оспариваемое представление не соответствует закону, поэтому суды обоснованно удовлетворили заявленное требование.
Довод заявителя жалобы относительно принятия судами судебных актов о правах и обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле (Новоселовой З.А.), отклоняется, так как из обжалуемых судебных актов не следует, что они приняты о правах и обязанностях указанного лица.
Арбитражный суд Нижегородской области и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Министерство финансов освобождено от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 10.12.2012 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2013 по делу N А43-22937/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства финансов Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Ю. Башева |
Судьи |
Н.Ш. Радченкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2008 N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" предусмотрена необходимость завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на социальную поддержку согласно Федеральному закону N 5-ФЗ.
...
В пункте 1 части 1 статьи 51 Кодекса установлено, что нуждающимися в жилых помещениях признаются, в том числе, граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
...
К членам семьи нанимателя относятся супруг, а также дети и родители данного нанимателя, проживающие совместно с ним, а также другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, если они вселены нанимателем в качестве членов семьи и ведут с ним общее хозяйство (статья 69 Кодекса)."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 24 июня 2013 г. N Ф01-9218/13 по делу N А43-22937/2012
Хронология рассмотрения дела:
22.08.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-12313/13
24.06.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-9218/13
14.03.2013 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-720/13
10.12.2012 Решение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-22937/12