Нижний Новгород |
|
26 июня 2013 г. |
Дело N А11-6350/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20.06.2013.
Постановление изготовлено в полном объеме 26.06.2013.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Радченковой Н.Ш.,
судей Башевой Н.Ю., Чигракова А.И.
при участии представителей
от заявителя: Галкина Е.Е. по доверенности от 09.01.2013 N 5-2013/М
от заинтересованного лица: Данилова И.И. по доверенности от 01.03.2013
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заявителя -
открытого акционерного общества "Муромец"
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2013,
принятое судьями Гущиной А.М., Кирилловой М.Н., Москвичевой Т.В.,
по делу N А11-6350/2012
по заявлению открытого акционерного общества "Муромец"
(ИНН: 3334001351, ОГРН: 1023302156778)
о признании недействительным предписания Отдела надзорной деятельности по округу Муром и Муромскому району Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Владимирской области
и у с т а н о в и л :
открытое акционерное общество "Муромец" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о признании недействительным предписания Отдела надзорной деятельности по округу Муром и Муромскому району Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Владимирской области (далее - Отдел надзорной деятельности, Управление) от 29.06.2012 N 5/3/5-1.
Решением суда от 11.03.2013 заявленное требование удовлетворено.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2013 решение суда первой инстанции отменено.
Общество не согласилось с постановлением суда апелляционной инстанции и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что Общество не имеет мобилизационного заказа, а все сотрудники и члены их семей на период войны, применения оружия массового поражения, а также в иных чрезвычайных ситуациях подлежат эвакуации в район, не подпадающий не под одну группу по гражданской обороне. Общество указывает, что организации, подпадающие под действие Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Российской Федерации от 21.12.2005 N 993 (далее - Положение N 993), постановления Правительства Российской Федерации от 27.04.2000 N 379 "О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств" обязаны не только обеспечить определенные группы населения средствами индивидуальной защиты (в мирное и военное время), но также произвести накопление этих средств заблаговременно в мирное время любым законным способом, то есть не иметь одномоментно все количество необходимых СИЗ (противогазов), а осуществить их накопление.
Представитель Общества в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Отдел надзорной деятельности в отзыве на жалобу и его представитель в судебном заседании не согласились с доводами Общества, указав на законность и обоснованность постановления суда апелляционной инстанции.
Законность постановления апелляционной инстанции проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Отдел надзорной деятельности провел плановую проверку Общества на предмет соблюдения требований законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, гражданской обороны.
В ходе проверки выявлено нарушение пункта 8 Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Российской Федерации от 21.12.2005 N 993, а именно: работники организации не обеспечены средствами индивидуальной защиты органов дыхания (противогазами) из расчета 100 процентов от общей численности работников.
По результатам проверки 29.06.2012 составлен акт и выдано предписание N 5/3/5-1 об устранении выявленных нарушений.
Не согласившись с указанным предписанием, Общество обжаловало его в арбитражный суд.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 и частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон N 68-ФЗ) предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Согласно статье 27 Федерального закона N 68-ФЗ государственный надзор и контроль в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляются федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 N 712 утверждено Положение о государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществляемом Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) (далее - Положение N 712).
Пунктом 4 Положения N 712 предусмотрено, что органы государственного надзора в области защиты от чрезвычайных ситуаций в пределах своих полномочий организуют и осуществляют надзор за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями и гражданами установленных требований в области защиты от чрезвычайных ситуаций, требований в области предупреждения чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения населения, а также за готовностью должностных лиц, сил и средств к действиям в случае их возникновения; организуют и проводят плановые и внеплановые проверки выполнения требований в области защиты от чрезвычайных ситуаций в части повышения уровня безопасности объектов, устранения угроз возникновения чрезвычайных ситуаций и выполнения решений органов государственной власти.
В силу пункта 6 Положения N 712 должностные лица органов государственного надзора в области защиты от чрезвычайных ситуаций в пределах своей компетенции вправе выдавать организациям предписания по устранению нарушений требований в области защиты от чрезвычайных ситуаций.
Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий России от 09.08.2010 N 382 утвержден Административный регламент Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами установленных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - Административный регламент).
Согласно пункту 4 Административного регламента объектами надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера являются: федеральные органы исполнительной власти и их территориальные органы, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации, имеющие потенциально опасные объекты, на которых используются, производятся, перерабатываются, хранятся и транспортируются пожаровзрывоопасные, опасные химические и биологические вещества, объекты экономики, обеспечивающие жизнедеятельность населения (объекты водоснабжения и канализации, очистки сточных вод, тепло- и электроснабжения, гидротехнические сооружения), а также объекты, к которым установлены требования в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
В силу подпункта "г" пункта 5 Административного регламента предметом проверки в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций является для организаций, расположенных в непосредственной близости к потенциально опасным объектам (ядерно, радиационно, химически опасные предприятия и гидросооружения) и попадающих в зоны возможных чрезвычайных ситуаций техногенного характера и катастрофического затопления, является выполнение обязанностей и требований по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно пункту 4 Положения N 993, обязанность по обеспечению населения средствами индивидуальной защиты возложена как на органы местного самоуправления, так и на организации без учета организационно-правовой формы.
Накопление средств защиты в запасах (резервах) осуществляется для обеспечения проведения мероприятий гражданской обороны и защиты населения, проживающего на территориях и в населенных пунктах, указанных в пунктах 6 и 7 настоящего Положения: для работников организаций (кроме РОО и организаций, расположенных на территориях в границах зон опасного радиоактивного загрязнения (заражения)) - противогазы из расчета на 100 процентов от общей численности их работников и другие СИЗ в соответствии с табелями оснащения аварийно-спасательных формирований и спасательных служб, привлекаемых к выполнению задач по гражданской обороне и защите населения от чрезвычайных ситуаций (пункт 8 Положения N 993).
Обеспечению средствами индивидуальной защиты в военное время подлежит население, проживающее, в том числе, на территориях, отнесенных к группам по гражданской обороне; обеспечению средствами индивидуальной защиты в мирное время подлежит население, проживающее, в том числе, на территориях в пределах границ зон возможного опасного химического загрязнения (заражения) при авариях на химически опасных объектах (пункты 6 и 7 Положения N 993).
Как следует из материалов дела и установлено судом, Общество осуществляет деятельность на промышленной площадке открытого акционерного общества "Муромский приборостроительный завод". На момент проверки Общество имело 8 средств индивидуальной защиты (противогазов), в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции Обществом приобретено 17 противогазов.
При этом численность работников на момент проверки составила 430 человек.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 03.10.1998 N 1149 "О порядке отнесения территорий к группам по гражданской обороне" к третьей группе территорий по гражданской обороне относится территория города, если численность населения составляет от 50 тысяч человек до 250 тысяч человек и на ней расположена одна организация особой важности по гражданской обороне либо более двух организаций первой (второй) категории по гражданской обороне.
Суд апелляционной инстанции установил, что численность населения города Мурома превышает 50 тысяч человек. На территории города Мурома находятся 11 организаций первой (второй) категории по гражданской обороне и одно предприятие особой важности по гражданской обороне, на территории которого Общество непосредственно осуществляет деятельность.
Согласно плану действий Общества по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций мирного времени, утвержденного директором Общества 23.02.2011 и согласованного с начальником муниципального учреждения "Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям округа Муром", на момент проверки Общество находилось на территории в пределах границ зон возможного опасного химического загрязнения (заражения) при авариях на химически опасных объектах (источник загрязнения - азотная кислота, используемая открытым акционерным обществом "Муромский приборостроительный завод" в технологических целях).
Таким образом, факт нахождения Общества в городе Муроме, отнесенном к третьей группе по гражданской обороне, и осуществления деятельности, соприкасаемой с объектами, имеющими отношение к категории опасных производственных объектов (химически опасным источникам), возлагает на Общество обязанность по обеспечению средствами индивидуальной защиты 100 процентов численности работников организации.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции пришел к правомерному выводу о том, что предписание от 29.06.2012 N 5/3/5-1 соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Первый арбитражный апелляционный суд правильно применил нормы материального права, не допустил нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы в сумме 1000 рублей относятся на Общество.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2013 по делу N А11-6350/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Муромец" - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Ш. Радченкова |
Судьи |
Н.Ю. Башева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статье 27 Федерального закона N 68-ФЗ государственный надзор и контроль в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляются федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 N 712 утверждено Положение о государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществляемом Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) (далее - Положение N 712).
...
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 03.10.1998 N 1149 "О порядке отнесения территорий к группам по гражданской обороне" к третьей группе территорий по гражданской обороне относится территория города, если численность населения составляет от 50 тысяч человек до 250 тысяч человек и на ней расположена одна организация особой важности по гражданской обороне либо более двух организаций первой (второй) категории по гражданской обороне."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 26 июня 2013 г. N Ф01-9290/13 по делу N А11-6350/2012