Нижний Новгород |
|
03 сентября 2013 г. |
Дело N А38-6222/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28.08.2013.
Постановление изготовлено в полном объеме 03.09.2013.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Башевой Н.Ю.,
судей Александровой О.В., Забурдаевой И.Л.
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица -
Управления Федеральной службы государственной регистрации,
кадастра и картографии по Республике Марий Эл
на решение Арбитражного суда Республике Марий Эл от 28.01.2013,
принятое судьей Фроловой Л.А., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2013,
принятое судьями Белышковой М.Б., Кирилловой М.Н., Гущиной А.М.,
по делу N А38-6222/2012
по заявлению муниципального образования "Юринский муниципальный район" в лице отдела по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального
образования "Юринский муниципальный район"
(ИНН: 1214000497, ОГРН: 1021200739713)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации,
кадастра и картографии по Республике Марий Эл
(ИНН: 1215099175, ОГРН: 1041200444988)
о признании незаконным отказа в государственной регистрации,
третье лицо - муниципальное образование "Юринский муниципальный район"
в лице отдела администрация муниципального образования
"Юркинское сельское поселение",
и у с т а н о в и л :
муниципальное образование "Юринский муниципальный район" в лице отдела по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования "Юринский муниципальный район" (далее - Отдел) обратилось в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл о признании незаконным отказа Горномарийского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл (далее - Управление) в государственной регистрации принятия на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества, оформленного письмом от 31.07.2012 N 04/026/2012-655, и об обязании ответчика осуществить в установленный законом срок государственную регистрацию принятия на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества - газовых сетей с групповой подземной установкой сжиженных углеводородных газов, расположенных по адресу: Республика Марий Эл, Юринский район, п. Юркино, ул. Советская.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное образование "Юринский муниципальный район" в лице администрации муниципального образования "Юркинское сельское поселение" (далее - администрация).
Решением суда от 28.01.2013 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2013 решение оставлено без изменения.
Управление не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
По мнению заявителя, суды неправильно применили статью 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 1, 2, 14, 15, 37, 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ), статью 7 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", статьи 1, 6 устава муниципального образования "Юринское сельское поселение". Управление считает, что осуществление деятельности по организации газоснабжения в рамках решения вопросов местного значения отнесено к исключительной компетенции муниципального образования "Юркинское сельское поселение", поэтому Управление правомерно отказало в государственной регистрации принятия на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества на основании абзаца 3 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе; Управление заявило ходатайство о рассмотрении жалобы без участия представителя.
Отдел и администрация отзывы на кассационную жалобу не представили; надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, представителей не направили.
Законность решения Арбитражного суда Республики Марий Эл и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 01.06.2012 Отдел обратился в Управление с заявлением о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества - газовых сетей, расположенных по адресу: Республика Марий Эл, Юринский район, п. Юркино, ул. Советская. К заявлению был приложен кадастровый паспорт сооружения.
Отдел 22.06.2012 и 11.07.2012 для государственной регистрации дополнительно представил сведения об отсутствии спорного имущества в реестрах муниципального и федерального имущества, реестре государственного имущества Республики Марий Эл, а также справку ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" по Республике Марий Эл об отсутствии сведений о зарегистрированных правах на спорный объект.
Управление приняло решение 31.07.2012 об отказе в государственной регистрации принятия на учет спорного бесхозяйного объекта недвижимого имущества.
Отдел не согласился с решением Управления и обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь частями 4, 5 статьи 200, частями 2, 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 225, 236 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 2, 11, 14, 15 Федерального закона N 131-ФЗ, пунктом 1 статьи 3 Закона Республики Марий Эл от 18.06.2004 N 15-З "О статусе, границах и составе муниципальных районов, городских округов в Республике Марий Эл", частью 3 статьи 3 главы 1 устава муниципального образования "Юринский муниципальный район", Положением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2003 N 580, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемый отказ не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя, поэтому удовлетворил заявленные требования.
Первый арбитражный апелляционный суд оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии со статьей 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей установлен Положением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2003 N 580 (далее - Положение).
Согласно пункту 4 Положения на учет принимаются объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались, в порядке, предусмотренном статьями 225, 236 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества. К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался, а также документы, содержащие описание объекта недвижимого имущества, в том числе план объекта недвижимого имущества, удостоверенные соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества (пункт 5 Положения).
Документами, подтверждающими, что объект недвижимого имущества не имеет собственника или его собственник неизвестен, в том числе являются выданные органами учета государственного и муниципального имущества документы о том, что данный объект недвижимого имущества не учтен в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества (пункт 7 Положения).
Суды установили и Управление не оспаривает, что заявление и приложенные к нему документы, соответствуют требованиям, предусмотренным Положением.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона N 131-ФЗ муниципальный район - несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 2 части 1 статьи 11 указанного закона территории всех поселений, за исключением территорий городских округов, а также возникающие на территориях с низкой плотностью населения и (или) на территориях упраздняемых поселений межселенные территории входят в состав муниципальных районов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона Республики Марий Эл от 18.06.2004 N 15-З "О статусе, границах и составе муниципальных районов, городских округов в Республике Марий Эл", частью 3 статьи 3 главы 1 устава муниципального образования "Юринский муниципальный район" в состав муниципального образования входит территория муниципального образования "Юркинское сельское поселение".
Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 15 Федерального закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района относится организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. Тем самым закон относит к вопросам местного значения муниципального района организацию газоснабжения поселений в границах соответствующего муниципального района.
В статье 7 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" предусмотрено, что организация газоснабжения населения в границах муниципального района является полномочием органов местного самоуправления муниципального района и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.
Проанализировав указанные нормы, суды пришли к правильному выводу о том, что с заявлением о регистрации спорного объекта в регистрирующий орган вправе обратиться как муниципальное образование "Юринский муниципальный район", так и муниципальное образование "Юркинское сельское поселение".
Суды установили, что на спорный объект у администрации отсутствуют притязания, у муниципального образования "Юркинское сельское поселение" отсутствует возможность содержать социально значимый объект, необходимый для организации газоснабжения населения.
Таким образом, оспариваемый отказ в принятии на учет бесхозяйного имущества, мотивированный тем, что с заявлением о государственной регистрации обратилось неуполномоченное лицо, является незаконным и нарушает права и законные интересы Отдела.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов по доводам, приведенным в кассационной жалобе, не имеется.
Арбитражный суд Республики Марий Эл и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Управление освобождено от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 28.01.2013 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2013 по делу N А38-6222/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Ю. Башева |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 15 Федерального закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района относится организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. Тем самым закон относит к вопросам местного значения муниципального района организацию газоснабжения поселений в границах соответствующего муниципального района.
В статье 7 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" предусмотрено, что организация газоснабжения населения в границах муниципального района является полномочием органов местного самоуправления муниципального района и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 3 сентября 2013 г. N Ф01-10500/13 по делу N А38-6222/2012