Нижний Новгород |
|
18 сентября 2013 г. |
Дело N А79-12973/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11.09.2013.
Постановление изготовлено в полном объеме 18.09.2013.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Башевой Н.Ю.,
судей Александровой О.В., Радченковой Н.Ш.
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 28.02.2013,
принятое судьей Михайловым А.Т., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2013,
принятое судьями Захаровой Т.А., Протасовым Ю.В., Урлековым В.Н.,
по делу N А79-12973/2012
по заявлению Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики
о признании незаконными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, -
индивидуальный предприниматель Конев Илья Васильевич,
и у с т а н о в и л :
Министерство транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением о признании частично незаконными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии (далее - Управление) от 20.09.2012 по делу N 72-АМЗ/06-2012.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен индивидуальный предприниматель Конев Илья Васильевич (далее - Предприниматель).
Решением суда от 28.02.2013, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2013, заявленные требования удовлетворены.
Управление не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили часть 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ), выводы судов не соответствуют обстоятельствам дела. Министерство правомочно устанавливать в конкурсной документации требования к подвижному составу, в том числе по вместимости, однако эти требования должны быть обоснованы, исходя из результатов обследования пассажиропотока. Документы, подтверждающие обоснованность установления требований к подвижному составу, отсутствуют; непроведение анализа пассажиропотока ведет к установлению необоснованных требований к категории, классу, вместимости и минимальному количеству транспортных средств и свидетельствует о нарушении Министерством антимонопольного законодательства.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Министерство в отзыве отклонило доводы жалобы.
Предприниматель отзыв на кассационную жалобу не представил.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в судебное заседание не направили.
Законность принятых Арбитражным судом Чувашской Республики - Чувашии и Первым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании обращения Предпринимателя Управление возбудило дело N 72-АМЗ/06-2012 по признакам нарушения Министерством антимонопольного законодательства.
В ходе проверочных мероприятий Управление установило, что Министерство приказом от 29.08.2012 N 02-03/21 объявило открытый конкурс на право осуществления регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом, организуемых сверх государственного заказа, по 30 лотам (впоследствии количество лотов изменялось), в том числе лот N 23 по маршруту N 331 Чебоксары - Новочебоксарск.
Согласно конкурсной документации количество автобусов для обслуживания на указанном маршруте - 35, с количеством сидячих мест 18, в том числе 3 резервных.
На момент объявления конкурса деятельность по перевозке пассажиров по маршруту Чебоксары - Новочебоксарск осуществлял Предприниматель, который посчитал, что конкурсная документация содержит требования, ущемляющие права участников конкурса и создающие для определенного круга участников дискриминационные условия, и обратился в антимонопольный орган с жалобой.
Решением Управления от 20.09.2012 по делу N 72-АМЗ/06-2012 жалоба Предпринимателя признана частично обоснованной (пункт 1), Министерство - нарушившим часть 1 статьи 17 Федерального закона N 135-ФЗ (пункт 2).
Министерству предписано устранить нарушения антимонопольного законодательства путем внесения соответствующих изменений в конкурсную документацию, в том числе в части обоснования потребности заказчика в транспортных средствах по категориям, классу, вместимости и минимальному количеству (предписание Управления от 20.09.2012 по делу N 72-АМЗ/06-2012).
Министерство частично не согласилось с решением и предписанием антимонопольного органа и обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, частью 1 статьи 17 Федерального закона N 135-ФЗ, статьей 7 Закона Чувашской Республики от 29.12.2003 N 48 "Об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом в Чувашской Республики", суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии нарушений антимонопольного законодательства со стороны Министерства и удовлетворил заявленные требования.
Первый арбитражный апелляционный суд оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 17 Федерального закона N 135-ФЗ при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе создание участнику торгов, нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах.
Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации определены в Федеральном законе от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон N 196-ФЗ).
Согласно статье 5 Федерального закона N 196-ФЗ обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе, посредством установления полномочий и ответственности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; регулирования деятельности на автомобильном, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве; разработки и утверждения в установленном порядке законодательных, иных нормативных правовых актов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения; осуществления деятельности по организации дорожного движения.
Пунктом 3 статьи 6 Федерального закона N 196-ФЗ закреплена компетенция органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области безопасности дорожного движения, к которой относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах соответственно регионального, межмуниципального или местного значения при осуществлении дорожной деятельности.
Правоотношения, связанные с организацией процесса перевозки пассажиров автомобильным транспортом в Чувашской Республике, регулируются Законом Чувашской Республики от 29.12.2003 N 48 "Об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом в Чувашской Республики" (далее - Закон N 48).
В соответствии со статьей 4 Закона N 48 организация пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальных (пригородных и междугородных) маршрутах, а также участие в организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межрегиональных маршрутах в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляются уполномоченным органом.
Согласно статье 7 Закона N 48 уполномоченный орган организует конкурсы на право осуществления регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальных (пригородных и междугородных) маршрутах; устанавливает требования по категории, классу, вместимости и минимальному количеству транспортных средств на каждом регулярном автобусном маршруте исходя из пассажиропотока, пропускной способности объектов транспортной инфраструктуры.
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 06.06.2012 N 217 утверждено Положение о Министерстве транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики, которое по решению Кабинета Министров Чувашской Республики исполняет функции уполномоченного органа исполнительной власти Чувашской Республики в установленных сферах деятельности, в частности, исполняет функции организатора открытых конкурсов на право осуществления регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальных автобусных маршрутах, организуемых сверх государственного заказа.
В силу пункта 1 постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 15.04.2005 N 96 "О совершенствовании управления пассажирскими перевозками автомобильным транспортом в Чувашской Республике" Министерство градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики (правопредшественник Министерства) определено организатором-заказчиком пассажирских перевозок автомобильным транспортом по маршрутам регулярных перевозок.
Указанным постановлением утверждены Положение об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом в Чувашской Республике (далее - Положение об организации перевозок) и Положение о порядке проведения открытого конкурса на право осуществления регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом в Чувашской Республике, организуемых сверх государственного заказа (далее - Положение о порядке проведения конкурса).
Согласно пункту 1.2 Положения о порядке проведения конкурса открытый конкурс на право осуществления регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом в Чувашской Республике, организуемых сверх государственного заказа проводится в целях удовлетворение потребностей населения Чувашской Республики в услугах пассажирского транспорта; определение из числа претендентов-перевозчиков различных организационно-правовых форм и форм собственности - максимально соответствующих предъявляемым требованиям на основе объективной оценки их квалификации; повышение безопасности дорожного движения при перевозках пассажиров, укрепление транспортной дисциплины перевозчиков; повышение культуры и качества обслуживания пассажиров.
Организатором конкурса является Министерство градостроительства и развития общественное инфраструктуры (правопредшественник Министерства, пункт 1.3 Положения о проведении конкурса).
В соответствии с пунктом 3.4 Положения об организации конкурса конкурсная документация должна включать информацию, содержащуюся в извещении о проведении конкурса, а также требования к участникам конкурса, критерии оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе.
Действующее законодательство не содержит запретов на установление соответствующих условий (критериев) для участия в открытом конкурсе, поэтому уполномоченный орган (Министерство) в соответствии со своей компетенцией вправе самостоятельно определять порядок и условия проведения конкурса, а также критерии допуска к участию в конкурсе и оценки участников конкурса.
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды установили, что открытый конкурс проводился Министерством на действующие автобусные маршруты, в отношении которых уже были определены потребности исходя из пассажиропотока, пропускной способности объектов транспортной инфраструктуры. Открытие нового либо изменение существующего маршрута или расписания движения объявленным открытым конкурсом не предусматривалось. При этом требования к участникам конкурса и критерии оценки заявок распространялись на всех претендентов.
В нарушение статей 65 и 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Управление не представило доказательств, свидетельствующих о том, что спорное требование конкурсной документации противоречит какому-либо закону или иному нормативному правовому акту и привело к ограничению конкуренции либо созданию дискриминационных условий для хозяйствующих субъектов - участников рынка пассажирских перевозок.
С учетом изложенного суды правомерно удовлетворили требования Министерства.
Доводы Управления, изложенные в кассационной жалобе, отклоняются, как основаны на неверном толковании норм действующего законодательства и фактических обстоятельств дела.
Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Управление освобождено от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 28.02.2013 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2013 по делу N А79-12973/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Ю. Башева |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 18 сентября 2013 г. N Ф01-10748/13 по делу N А79-12973/2012