Нижний Новгород |
|
25 сентября 2013 г. |
Дело N А29-7049/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 сентября 2013 года.
В полном объеме постановление изготовлено 25 сентября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Тютина Д.В.,
судей Бердникова О.Е., Шутиковой Т.В.
при участии представителей
от заявителя: Горевой Н.С., доверенность от 03.06.2013 N 04-05/36,
от заинтересованного лица: Макеевой Е.Г., доверенность от 09.01.2013 N 1,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда
Российской Федерации в городе Сыктывкаре Республики Коми
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 20.02.2013,
принятое судьей Василевской Ж.А., и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 24.05.2013,
принятое судьями Черных Л.И., Немчаниновой М.В., Хоровой Т.В.,
по делу N А29-7049/2012
по заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Сыктывкару
о признании недействительным решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сыктывкаре Республики Коми
и у с т а н о в и л :
Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Сыктывкару (далее - инспекция, налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании недействительными решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сыктывкаре Республики Коми (далее - пенсионный фонд, управление, контролирующий орган) от 21.06.2012 N 79 и требования от 20.07.2012 N 1163.
Решением от 20.02.2013 суд удовлетворил заявленное требование.
Второй арбитражный апелляционный суд постановлением от 24.05.2013 оставил указанное решение суда без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, пенсионный фонд обратился в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их и отказать инспекции в удовлетворении заявленного требования.
Заявитель жалобы считает, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам, имеющимся в материалах дела доказательствам и сделаны при неправильном толковании статей 166, 189 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), статей 3, 7, 8, 9, 11, 17, 28, 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), статей 3, 6, 8, 11, 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), статей 10, 11, 28 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", статьи 11 Закона Российской Федерального от 01.04.1993 N 4730-1 "О государственной границе Российской Федерации", распоряжения Правительства Российской Федерации от 20.11.2008 N 1724-р, постановления Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 31.07.2006 N 192п "О формах документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования и инструкции по их заполнению", Положения об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.2008 N 749, Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 516 (далее - Правила N 516), постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 10.07.2007 N 9-П, постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.10.2012 N 7828.
По мнению управления, местом пересечения границы работником, направляющимся на отдых в иностранное государство посредством авиаперевозчика (прямым рейсом без промежуточной посадки), должно быть признано местоположение аэропорта, открытого для международных сообщений, из которого произведен вылет воздушного транспорта с работником-пассажиром на борту. Следовательно, исчисление страховых взносов, без учета этого факта приведет к занижению облагаемой базы и возникновению задолженности по уплате этих страховых взносов, что, в свою очередь, образует состав правонарушения, предусмотренный в части 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ. Заявитель жалобы полагает, что инспекция не представила в полном объеме сведения об уплаченных страховых взносах (в том числе по требованию управления), а также неверно указала (не указала) в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета период временной нетрудоспособности и периоды командировки за пределами местности, приравненной к районам Крайнего Севера, поэтому привлечение ее к ответственности является обоснованным. При этом указанные нарушения не могут быть признаны ошибкой или недочетом, поскольку повлекли искажение сведений о стаже застрахованных лиц.
Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе и поддержаны представителем в судебном заседании.
Налоговый орган в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в судебном заседании указали на законность и обоснованность судебных актов и просили оставить их без изменения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела, пенсионный фонд провел выездную проверку инспекции по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, достоверности представленных индивидуальных сведений застрахованных лиц плательщиком страховых взносов за период с 01.01.2010 по 31.12.2011, по результатам которой составил акт от 22.05.2012 N 32.
Рассмотрев материалы выездной проверки заместитель начальника управления принял решение от 21.06.2012 N 79 о привлечении налогового органа к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ, - в виде 42 497 рублей 78 копеек штрафа, и статьей 17 Закона N 27-ФЗ, - в виде 286 907 рублей 89 копеек штрафа.
Данным решением инспекции также предложено уплатить недоимку по страховым взносам в сумме 150 765 рублей 17 копеек и пени в сумме 17 228 рублей 74 копеек.
Впоследствии контролирующий орган выставил налоговому органу требование от 20.07.2012 N 1163 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в срок до 11.08.2012.
Не согласившись с решением и требованием управления, инспекция обратилась с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Руководствуясь статьями 166, 325 ТК РФ, статьями 1, 5, 9, 35, 39 Закона N 212-ФЗ, статьями 2, 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", статьей 2 Закона Российской Федерации от 28.06.1991 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации", статьей 11 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", статьями 1, 9 Закона Российской Федерации от 01.04.1993 N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации", статьями 6, 8, 11, 15, 17 Закона N 27-ФЗ, статьей 37 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", статьями 11, 27, 28 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон о трудовых пенсиях N 173-ФЗ), приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14.12.2009 N 987н "Об утверждении Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах", Правилами N 516, постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2008 N 455 "О порядке компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в федеральных органах государственной власти (государственных органах) и федеральных государственных учреждениях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей" (далее - Порядок компенсации расходов N 455), постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.2008 N 749 "Об особенностях направления работников в служебные командировки", постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 31.07.2006 N 192п "О формах документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования и инструкции по их заполнению", письмом Пенсионного фонда Российской Федерации от 14.12.2004 N КА-09-25/13379 "О применении финансовых санкций в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ", а также приняв во внимание позицию Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации", позицию Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 02.10.2012 N 7828/12, позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в определениях от 24.02.1998 N 7-П, от 23.12.1999 N 18-П, от 22.03.2007 N 4-П, от 10.07.2007 N 9-П, от 18.10.2012 N 1862-О и в постановлении от 14.07.2003 N 12-П, Арбитражный суд Республики Коми пришел к выводам о том, что при определении облагаемой базы по страховым взносам инспекция обоснованно не учитывала компенсацию стоимости проезда к месту отдыха и обратно, выплаченную работникам, направляющимся на отдых в иностранное государство посредством авиаперевозчика, из расчета - до ближайшей точки возможного пересечения границы, расположенной на пути следования; в связи с произведенной налоговым органом корректировкой, уточненным расчетом, представленным в контролирующий орган, и, как следствие, образовавшейся переплаты по выплатам по временной нетрудоспособности (в декабре 2011 года), управление не имело оснований для взыскания оспариваемой суммы страховых взносов, пеней и штрафов; пенсионный фонд необоснованно привлек налоговый орган к ответственности, предусмотренной в статье 17 Закона N 27-ФЗ, поскольку у последнего отсутствует обязанность по представлению сведений о выплатах, не включенных в облагаемую базу, и о суммах страховых взносов, которые им не начислялись, и, кроме того, включение периодов командировок за пределами местности, приравненной к районам Крайнего Севера, в специальный стаж, а также неотражение в сведениях персонифицированного учета периодов временной нетрудоспособности по причине переходящего периода листков нетрудоспособности и допущенные опечатки (неточности) не могут служить основаниями для привлечения к ответственности по данной норме права.
Второй арбитражный апелляционный суд руководствовался этими же нормами права и согласился с выводом суда первой инстанции.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
На основании части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся в том числе организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", статьей 2 Закона Российской Федерации от 28.06.1991 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации", пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (вступил в силу 01.01.2011) организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию и по обязательному медицинскому страхованию.
Согласно статье 325 ТК РФ и статье 33 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" лица, работающие в организациях, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплату один раз в два года за счет средств работодателя (организации, финансируемой из федерального бюджета) стоимости проезда в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно любым видом транспорта (за исключением такси), в том числе личным, а также на оплату стоимости провоза багажа весом до 30 килограммов.
Порядком компенсации расходов N 455 утверждены Правила компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в федеральных органах государственной власти (государственных органах) и федеральных государственных учреждениях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей.
В силу пункта 10 данных Правил, в случае использования работником учреждения отпуска за пределами Российской Федерации, в том числе по туристической путевке, производится компенсация расходов по проезду железнодорожным, воздушным, морским, речным, автомобильным транспортом до ближайших к месту пересечения границы Российской Федерации железнодорожной станции, аэропорта, морского (речного) порта, автостанции с учетом требований, установленных настоящими Правилами.
При этом основанием для компенсации расходов, кроме перевозочных документов, является копия заграничного паспорта (при предъявлении оригинала) с отметкой органа пограничного контроля (пункта пропуска) о месте пересечения государственной границы Российской Федерации.
В случае поездки за пределы Российской Федерации воздушным транспортом без посадки в ближайшем к месту пересечения государственной границы Российской Федерации аэропорту работником учреждения представляется справка о стоимости перевозки по территории Российской Федерации, включенной в стоимость перевозочного документа (билета), выданная транспортной организацией.
В части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ установлено, что не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков-организаций, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в том числе государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию; стоимость проезда работников и членов их семей к месту проведения отпуска и обратно, оплачиваемая плательщиком страховых взносов лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в соответствии с законодательством Российской Федерации, трудовыми договорами и (или) коллективными договорами. В случае проведения отпуска указанными лицами за пределами территории Российской Федерации не подлежит обложению страховыми взносами стоимость проезда или перелета по тарифам, рассчитанным от места отправления до пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации, включая стоимость провоза багажа весом до 30 килограммов.
Государственная граница Российской Федерации есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации (статья 1 Закона Российской Федерации от 01.04.1993 N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации").
Под пунктом пропуска через Государственную границу понимается территория (акватория) в пределах железнодорожной, автомобильной станции или вокзала, морского (торгового, рыбного, специализированного), речного (озерного) порта, аэропорта, военного аэродрома, открытых для международных сообщений (международных полетов), а также иной специально выделенный в непосредственной близости от Государственной границы участок местности, где в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется пропуск через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных. Пределы пунктов пропуска через Государственную границу и перечень пунктов пропуска через Государственную границу, специализированных по видам перемещаемых грузов, товаров и животных, определяются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (статья 9 Закона Российской Федерации от 01.04.1993 N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации").
Суды установили, что основанием для доначисления страховых взносов, пеней и штрафов по данному эпизоду послужил вывод пенсионного фонда о том, что пунктом пропуска через государственную границу, если работник летит к месту отдыха за границу на самолете прямым рейсом без промежуточной посадки, следует считать здание аэропорта, открытого для международных сообщений, из которого вылетает данный работник. Следовательно, не подлежит включению в базу для начисления страховых взносов только компенсация стоимости проезда работника от места жительства или работы до международного аэропорта и обратно.
Однако, как обоснованно заметили суды, при данном подходе нарушается принцип равенства прав застрахованных лиц, поскольку размер сумм взносов, зачисляемых на лицевой счет застрахованных, ставится в зависимость от способа пересечения государственной границы. Законодательство не может быть истолковано таким образом, что часть компенсации стоимости перелета по территории Российской Федерации, а именно от аэропорта, открытого для международных сообщений, из которого вылетает работник, до места фактического пересечения государственной границы, выплаченная работнику, должна облагаться страховыми взносами. В противном случае возникает угроза того, что в первую очередь работодатели, не относящиеся к бюджетной сфере, будут стремиться в коллективных и (или) трудовых договорах ограничивать суммы указанных компенсаций только суммами, не подлежащими обложению страховыми взносами.
Данное толкование соответствует позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.10.2012 N 7828/12.
Таким образом, суды пришли к правильному выводу о необоснованном доначислении налоговому органу страховых взносов по данному эпизоду.
Как следует из материалов дела и установили суды, в проверяемый период инспекция, с точки зрения управления, необоснованно выплатила пособия по временной нетрудоспособности, начисленные в декабре 2011 года работникам Лыюровой И.В., Оскорбиной Д.С., Кудряшовой О.Г., Коканиной О.В., Гамрецкой О.Ю., Мимовой М.Ш., при отсутствии листков нетрудоспособности и включила эти суммы в состав выплат, не подлежащих обложению в соответствии с частью 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ.
Однако впоследствии (11.01.2013 и 14.01.2013) налоговый орган представил уточненные расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам за первый квартал, полугодие, девять месяцев 2011 года и за 2011 год, согласно которым сумма страховых взносов уменьшена на сумму страховых взносов, исчисленную на стоимость льготного проезда, и рассчитанную за 2011 год до начала проверки.
В связи с изложенным по сроку уплаты страховых взносов образовалась переплата в размере, превышающем сумму доначисленных страховых взносов, что управление не оспаривает.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованным выводам о необходимости корректировки доначисленных по оспариваемому решению сумм страховых взносов и, как следствие о наличии оснований для признания решения в данной части недействительным.
Согласно статье 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров (пункт 1 статьи 11 Закона N 27-ФЗ).
Перечень сведений, которые подлежат представлению страхователем, определен в пункте 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ.
Суды установили, что в проверяемый период инспекция не включила в облагаемую базу по страховым взносам выплаченные компенсации стоимости проезда к месту отдыха и обратно, а также пособия по временной нетрудоспособности, выплаченные в отсутствие листков нетрудоспособности. В связи с чем пенсионный фонд привлек налоговый орган к ответственности, предусмотренной в статье 17 Закона N 27-ФЗ.
Однако, как правильно заметили суды, данная норма не предусматривает ответственности за неправильное исчисление страховых взносов, повлекшее за сбой занижение базы.
При таких обстоятельствах, учитывая, что доказательства непредставления налоговым органом сведений или представления недостоверных сведений в отношении лиц, по которым установлено занижение облагаемой базы по страховым взносам, на основании имеющихся первичных документов, в материалах дела отсутствуют, привлечение к ответственности по данному эпизоду не может быть признано правомерным.
В соответствии со статьей 1 Закона N 27-ФЗ индивидуальный (персонифицированный) учет - организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 12 статьи 37 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" в целях реализации Закона N 27-ФЗ отчетными периодами в 2010 году признаются полугодие и календарный год. Страхователи за первый отчетный период 2010 года (полугодие) представляют сведения, предусмотренные Законом N 27-ФЗ, до 01.08.2010, за второй отчетный период 2010 года (календарный год) - до 01.02.2011.
С 2011 года для предоставления персонифицированных сведений установлены четыре расчетных периода: первый квартал, полугодие, девять месяцев и календарный год, и на основании пункта 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; сумму заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования; сумму начисленных страховых взносов обязательного пенсионного страхования; другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии.
Вместе со сведениями, предусмотренными настоящим пунктом, страхователь представляет сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лиц.
Страхователь представляет сведения о включаемых в страховой стаж периодах работы и (или) иной деятельности, которые приобретены всеми работающими у него застрахованными лицами до их регистрации в системе индивидуального (персонифицированного) учета, в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу пункта 2 статьи 6 Закона N 27-ФЗ в общей части индивидуального лицевого счета застрахованного лица указываются, в том числе, периоды трудовой и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж для назначения трудовой пенсии, а также страховой стаж, связанный с особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; иные периоды, засчитываемые в страховой стаж в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 31.07.2006 N 192п утверждены формы документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования и инструкции по их заполнению (далее - Инструкция), в частности форма СЗВ-6-1 "Сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже" (далее - форма СЗВ-6-1).
В пункте 71 Инструкции (действовавшем в проверяемый период) указано, что форма СЗВ-6-1 представляется в случае, если в отчетном периоде необходимо указать отпуск без сохранения содержания и (или) получение пособия по временной нетрудоспособности и (или) работу застрахованного лица с необходимостью заполнения реквизитов "территориальные условия труда (код)", "особые условия труда (код)", "исчисление страхового стажа", "условия для досрочного назначения трудовой пенсии", а также определен перечень реквизитов и правила их заполнения.
На основании пункта 1 статьи 11 Закона о трудовых пенсиях N 173-ФЗ в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 10 Закона о трудовых пенсиях N 173-ФЗ, засчитывается, в том числе, период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности.
Как следует из материалов дела и установили суды, в проверяемый период в установленные сроки инспекция представила индивидуальные сведения о застрахованных лицах за первое полугодие 2010 года - 02.08.2010, за 2010 год - 15.02.2011, за первый квартал 2011 года - 16.05.2011, за полугодие 2011 года - 05.08.2011, за девять месяцев 2011 года - 15.11.2011, за 2011 год - 15.02.2012.
Основанием для доначисления оспариваемых сумм по данному эпизоду послужил вывод управления о том, что эти сведения недостоверны в части индивидуального (персонифицированного) учета о трудовом стаже застрахованных лиц.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, в том числе данные индивидуального (персонифицированного) учета на Болотину Г.И., Пилипенко Г.А., Рудую Н.В., Киселеву О.В., Медведеву Е.В., Самарина Н.М., Чеснокову И.Н., Перевертень Н.В., Хоробрых Е.П., Каретникову Е.А., Дегтярь И.В., Шуйскую Е.А., Протащук О.В., Пилипенко Г.А., Цаплину С.С., Ладанову Е.А., Черных В.Б., Лыюрову И.В., Белоцветову Т.В., Циплину Л.М., суды пришли к выводу, что допущенные в них ошибки являются техническими опечатками и не содержат какой-либо информации о застрахованных лицах, связанной с реализацией их прав (не повлекли за собой искажение сведений о начисленных и уплаченных страховых взносах, по исчислению стажа работников); не ведут к нарушению прав этих лиц и не являются теми индивидуальными сведениями о застрахованных лицах, ответственность за недостоверное представление которых установлена статьей 17 Закона N 27-ФЗ. Кроме того, документы (листки нетрудоспособности) оформлены с так называемым переходящим периодом, в частности окончание листка нетрудоспособности приходилось на следующий отчетный период, и в бухгалтерском и кадровом учете проверяемого лица указанные больничные листы были отражены после сдачи их работниками и на момент представления сведений отсутствовали, что также исключает наличие в действиях инспекции состава вменяемого правонарушения.
В соответствии с пунктом 1 статей 27, 28 Закона о трудовых пенсиях N 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Закона о трудовых пенсиях N 173-ФЗ, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Правила N 516 устанавливают, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (пункт 4).
Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков (пункт 5).
Согласно статье 166 ТК РФ служебная командировка - поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы.
При направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой (статья 167 ТК РФ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.2008 N 749 "Об особенностях направления работников в служебные командировки" утверждено Положение об особенностях направления работников в служебные командировки, согласно пункту 7 которого фактический срок пребывания в месте командирования определяется по отметкам о дате приезда в место командирования и дате выезда из него, которые делаются в командировочном удостоверении и заверяются подписью полномочного должностного лица и печатью, которая используется в хозяйственной деятельности организации, в которую командирован работник, для засвидетельствования такой подписи.
Суды установили, что основанием для доначисления страховых взносов и привлечения инспекции к ответственности послужил вывод пенсионного фонда о том, что налоговый орган неверно указал в форме СЗВ-6-1 периоды работы в командировках по коду территориальных условий "МКС" и "РКС", в том числе не указал срок пребывания в месте командировки.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, в том числе командировочные удостоверения, по которым возник спор между сторонами, суды пришли установили, что указанное не повлекло за собой искажения сведений о стаже застрахованных лиц, имеющих право на досрочную пенсию, не повлекло недостоверности сведений о выплатах, включенных в базу для исчисления страховых взносов, и о суммах страховых взносов, фактически начисленных страхователем и не может быть признано действиями по представлению недостоверных сведений относительно стажа конкретных застрахованных лиц. Данные суммы отражены Инспекцией в сведениях верно. В ходе проведения проверки расхождений данных индивидуальных сведений с первичными документами (командировочными удостоверениями) управление не установило.
Таким образом, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для привлечения к ответственности, поскольку неверное заполнение командировочных удостоверений не образует состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена в статье 17 Закона N 27-ФЗ.
Вместе с тем суды указали на право страхователя дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах. Налоговый орган 15.11.2012 представил корректирующие (устраняющие выявленные ошибки) сведения индивидуального (персонифицированного) учета, а то, что эти сведения представлены с нарушением срока, не является основанием для привлечения к ответственности, предусмотренной в статье 17 Закона N 27-ФЗ.
Доказательств того, что все указанные обстоятельства, выявленные контролирующим органом, как-либо отразились на достоверности исчисленных и уплаченных страховых взносах в отношении застрахованных лиц, повлекли за собой занижение базы для начисления страховых взносов и исчисленных с нее страховых взносов, повлекли за собой искажение данных в отношении стажа застрахованных лиц, в материалах дела отсутствуют.
С учетом изложенного суды обоснованно удовлетворили требование налогового органа.
Доказательства, которые с достоверностью и однозначно свидетельствовали бы об обратном, в материалы дела не представлены.
Приведенные в жалобе доводы заявителя не опровергают выводов судов и, по существу, направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств, что в силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции. Кроме того, данные доводы исследовались судом апелляционной инстанции, и каждый из них получил надлежащую правовую оценку.
Суды правильно применили нормы материального права, не допустили нарушений норм процессуального права, перечисленных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине по кассационной жалобе не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 20.02.2013 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 24.05.2013 по делу N А29-7049/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сыктывкаре Республики Коми - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Д.В. Тютин |
Судьи |
О.Е. Бердников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, в том числе командировочные удостоверения, по которым возник спор между сторонами, суды пришли установили, что указанное не повлекло за собой искажения сведений о стаже застрахованных лиц, имеющих право на досрочную пенсию, не повлекло недостоверности сведений о выплатах, включенных в базу для исчисления страховых взносов, и о суммах страховых взносов, фактически начисленных страхователем и не может быть признано действиями по представлению недостоверных сведений относительно стажа конкретных застрахованных лиц. Данные суммы отражены Инспекцией в сведениях верно. В ходе проведения проверки расхождений данных индивидуальных сведений с первичными документами (командировочными удостоверениями) управление не установило.
Таким образом, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для привлечения к ответственности, поскольку неверное заполнение командировочных удостоверений не образует состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена в статье 17 Закона N 27-ФЗ.
Вместе с тем суды указали на право страхователя дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах. Налоговый орган 15.11.2012 представил корректирующие (устраняющие выявленные ошибки) сведения индивидуального (персонифицированного) учета, а то, что эти сведения представлены с нарушением срока, не является основанием для привлечения к ответственности, предусмотренной в статье 17 Закона N 27-ФЗ."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 25 сентября 2013 г. N Ф01-10934/13 по делу N А29-7049/2012
Хронология рассмотрения дела:
24.01.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-158/14
14.01.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-158/14
25.09.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-10934/13
24.05.2013 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-2533/13
20.02.2013 Решение Арбитражного суда Республики Коми N А29-7049/12