Нижний Новгород |
|
07 октября 2013 г. |
Дело N А43-29457/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04.10.2013.
Постановление изготовлено в полном объеме 07.10.2013.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чигракова А.И.,
судей Александровой О.В., Базилевой Т.В.
при участии представителя
от заявителя: Блохиной Я.В. (доверенность от 18.12.2012 N 8)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заявителя -
Акционерного коммерческого банка "Банк Москвы" (открытого акционерного общества)
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 12.03.2013,
принятое судьей Кабановым В.П., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2013,
принятое судьями Кирилловой М.Н., Гущиной А.М., Захаровой Т.А.,
по делу N А43-29457/2012
по заявлению Акционерного коммерческого банка "Банк Москвы"
(открытого акционерного общества)
(ИНН: 7702000406, ОГРН: 1027700159497)
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области
о признании недействительным предписания
и у с т а н о в и л :
Акционерный коммерческий банк "Банк Москвы" (открытое акционерное общество) (далее - Банк) обратился в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании недействительным предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области (далее - Управление, административный орган) от 12.09.2012 N 166.
Решением суда от 12.03.2013 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2013 решение оставлено без изменения.
Банк не согласился с принятыми судебными актами и обратился в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
По мнению заявителя, вывод судов о том, что условия кредитного договора ограничивают право потребителя на расторжение договора, не соответствует фактическим обстоятельствам дела; право потребителя на отказ от исполнения кредитного договора может быть реализовано только путем обращения в Банк с заявлением о закрытии карты, а не об отказе от переоформления карты; действующее законодательство не содержит запрета на включение в договор с потребителем условия об автоматическом переоформлении кредитной карты. Таким образом, Банк считает, что условие, предусмотренное пунктом 8.2.2 Правил предоставления и использования кредитных карт в Нижегородском филиале ОАО "Банк Москвы", не противоречит статьям 16, 32 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей), установлено соглашением сторон, достигнутым Банком и Кузьмичевым Д.А. при подписании кредитного договора, не является дополнительной услугой, навязанной потребителю - заемщику, не изменяет установленный пунктами 7.1.1, 7.5 Правил порядок расторжения кредитного договора, не ущемляет права потребителя.
Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе и поддержаны его представителем в судебном заседании.
Управление в отзыве не согласилось с доводами кассационной жалобы, посчитав обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
Административный орган, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения жалобы, в заседание суда кассационной инстанции не явился. Дело рассмотрено в его отсутствие.
Законность принятых Арбитражным судом Нижегородской области и Первым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Управление по факту обращения гражданина Кузьмичева Д.А. провело в отношении Банка внеплановую документарную проверку обязательных требований, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей.
Как указал Кузьмичева Д.А., заявление о предоставлении новой кредитной банковской карты в августе 2010 года он в Банк не направлял, услуги по обслуживанию карты Банк ему не оказывал, однако Банк 01.08.2012 направил в его адрес два уведомления об имеющейся задолженности за обслуживание банковского счета новой карты, без уведомления об этом потребителя и в отсутствие его намерения продлить срок кредитования.
При проведении правовой экспертизы Правил предоставления и использования кредитных карт в Нижегородском филиале ОАО "Банк Москвы" (далее - Правила), являющихся неотъемлемой частью договора с потребителем Кузмичевым Д.А., административный орган установил, что в пункте 8.2.2 указанных правил содержится условие, ущемляющее права потребителя в части возможности отказа от исполнения договора об оказании услуг в любое время.
Управление пришло к выводу, что комиссия, выставенная потребителю за обслуживание банковского счета, является неправомерным действием Банка, поскольку не является услугой по смыслу пункта 1 статьи 779, пункта 1 статьи 851 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Факт проведения проверочного мероприятия зафиксирован в акте проверки от 12.09.2012 N 10-7228.
В соответствии с пунктом 2 статьи 40 Закона о защите прав потребителей Управление 12.09.2012 вынесло предписание N 166, в соответствии с которым на Банк возложена обязанность в срок до 12.11.2012 привести в соответствие со статьей 32 Закона о защите прав потребителей пункта 8.2.2 Правил и исключить из задолженности потребителя Кузьмичева Д.А. комиссию за обслуживание счета в сумме 386 рублей 72 копеек.
Банк не согласился с вынесенным предписанием и обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь частью 1 статьи 197, частью 1 статьи 198, частями 2, 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 4 статьи 421, статьей 422, пунктом 1 статьи 782 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", статьей 9 Федерального закона от 26.01.1996 N 15-ФЗ "О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации", пунктом 1 статьи 1, пунктами 1, 2 статьи 16, статьей 32 Закона о защите прав потребителей, Положением о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 322, подпунктом "д" пункта 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемый ненормативный правовой акт соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы Банка в сфере предпринимательской деятельности, и отказал в удовлетворении заявленного требования.
Первый арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В статье 9 Федерального закона от 26.01.1996 N 15-ФЗ "О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации" и пункте 1 статьи 1 Закона N 2300-1 установлено, что отношения с участием потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о защите прав потребителей, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 16 Закона N 2300-1 условия договора, ущемляющие права потребителей по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.
Как следует из пунктов 8.2.1 Правил кредитная карта переоформляется на новый срок автоматически. Комиссия за обслуживание счета в соответствии с тарифами списывается со счета автоматически.
Держатель карты вправе отказаться от замены карты, подав в отделение банка соответствующее письменное заявление не менее, чем за один месяц до истечения срока действия карты (пункт 8.2.2 Правил).
Согласно положениям Правил кредитная карта - это средство для совершения ее держателем операций, расчеты по которым осуществляются за счет денежных средств, предоставленных Банком в пределах установленного кредитного лимита; держатель вправе воспользоваться предоставленным кредитом с даты получения кредитной карты.
Таким образом, в совокупности с условием об автоматическом переоформлении кредитной карты, получение новой карты означает автоматическое продление кредитного договора.
Следовательно, учитывая требования пункта 4 статьи 421, статьи 422, пункта 1 статьи 782 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 32 Закона о защите прав потребителей, суды пришли к обоснованному выводу, что действующая редакция Правил фактически ограничивает право потребителя на расторжение договора. Включение в Правила условия о возможности отказа от исполнения договора с указанием конкретного срока отказа ставит потребителя в условия, ухудшающие его положение по сравнению с нормами, установленными законом. В рассматриваемом случае, кроме определенного срока для отказа от услуги, Правила предусматривают и дополнительное условие, при котором потребитель вправе отказаться от договора, а именно направление потребителем "соответствующего письменного заявления".
Суды установили, что 27.08.2008 Кузмичев Д.А. направил банку анкету-заявление с просьбой открыть счет и предоставить кредитную карту Visa Electron 810. В порядке и на условиях, предусмотренных заявлением и Правилами выпуска и использования кредитных карт кредит до востребования для осуществления расходных операций по счету, осуществляемых с использованием кредитной карты или ее реквизитов, был предоставлен.
Кузмичеву Д.А. 27.08.2008 был открыт счет для учета операций с использованием банковской карты и предоставлена банковская карта N 4652********6515.
28.10.2009 произведен перевыпуск карты в связи с ее утерей, держателю выдана карта N 4652********6572. Срок действия карты установлен до 31.08.2010.
К моменту окончания срока действия карты, 31.08.2010, кредит потребителем был полностью погашен, с 31.08.2010 потребитель картой не пользовался, операции по счету не осуществлял.
На телефонный номер потребителя 01.08.2012 поступило два смс-уведомления об оплате задолженности в сумме 386 рублей 72 копеек за обслуживание счета за период с 30.07.2010 по банковской карте N 4652********1947.
Потребитель при обращении в Управление указал, что банковскую карту N 4652********1947 он не активировал, операции по ней не совершал. Данное обстоятельство подтверждено выпиской по счету банковской карты N 4652********1947.
Таким образом, в отсутствие заявления держателя кредитной карты Банк произвел выпуск карты (после завершения потребителем-заемщиком расчетов по кредитному договору от 31.08.2010) на новый срок и направил потребителю сообщение с предложением уплатить комиссию за обслуживание банковского счета.
Возможность взимания банком платы за оказанные им услуги по договору банковского счета путем списания денежных средств клиента, находящихся на счете, предусмотрена пунктом 2 статьи 851 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Однако Банк, предложив потребителю оплатить операции по счету банковской карты N 4652********1947 с указанием даты операций "30.07.2012" и описанием операций как "комиссия по тарифу за второй и последующие годы обслуживания", не подтвердил, что плата взимается за услуги, оказанные после 31.08.2010 по договору с клиентом.
Ссылаясь на правовую позицию, изложенную в постановлении Конституционного суда Российской Федерации от 23.02.1994 N 4-п, согласно которой гражданин как экономически слабая сторона нуждается в особой защите своих прав, что влечет необходимость в соответствующем правовом ограничении свободы договора и для другой стороны, то есть для банков, суды правомерно указали, что заключение кредитного договора происходило посредством присоединения потребителя к предложенным Правилам, что лишило его возможности влиять на содержание и условия Правил, а включение в договор условий, ущемляющих права потребителя, является само по себе нарушением независимо от фактического наличия каких-либо обременительных условий для заемщика. При таких обстоятельствах Управление правомерно расценило спорное условие договора как противоречащее гражданскому законодательству и ущемляющее права потребителя.
С учетом изложенного суды сделали правильный вывод о том, что спорное предписание соответствовало действующему законодательству и не нарушало права и законные интересы Банка в сфере предпринимательской деятельности, поскольку не возлагало на него незаконных обязанностей, и правомерно отказали Банку в удовлетворении заявленного требования.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судебных инстанциях, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Арбитражный суд Нижегородской области и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба Банка не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по кассационной жалобе в сумме 1000 рублей подлежат отнесению на заявителя. Излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1000 рублей подлежит возврату из федерального бюджета на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 12.03.2013 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2013 по делу N А43-29457/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу Акционерного коммерческого банка "Банк Москвы" (открытого акционерного общества) - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1000 рублей, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на Акционерный коммерческий банк "Банк Москвы" (открытое акционерное общество).
Возвратить Акционерному коммерческому банку "Банк Москвы" (открытому акционерному обществу) из федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в сумме 1000 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 08.07.2013 N 715.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.И. Чиграков |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Поводом для обращения банка в суд послужило вынесение в его адрес предписания Роспотребнадзора.
По мнению контролирующего органа, банк нарушил права потребителя, включив в правила (неотъемлемая часть кредитного договора) определенное условие.
Данное условие предусматривало автоматическое переоформление кредитной карты по окончании срока ее действия. Тем самым ограничивается право потребителя на расторжение договора.
Суд округа согласился с такими выводами и разъяснил следующее.
По Закону о защите прав потребителя условия договора, ущемляющие такие права по сравнению с тем, как они предусмотрены с установленными правилами, признаются недействительными.
В рассматриваемом случае, заключая кредитный договор, гражданин соглашался с правилами.
Данные правила предусматривали переоформление кредитной карты на новый срок автоматически (как и списание комиссии за обслуживание счета).
Держатель карты был вправе отказаться от такой замены. Для этого требовалось подать заявление в банк не менее, чем за месяц до истечения срока действия карты.
Получение новой карты означало автоматическое продление кредитного договора.
Между тем, как подчеркнул окружной суд, подобные условия фактически ограничивают право потребителя на расторжение договора.
Такое условие о возможности отказаться от договора с указанием конкретного срока для этого ставит потребителя в худшее положение по сравнению с тем, что предусмотрено законодательством.
Заключение кредитного договора происходило посредством присоединения потребителя к предложенным правилам.
Это лишило потребителя возможности влиять на содержание и условия правил.
С учетом этого имелись основания для вынесения предписания в адрес банка.
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 7 октября 2013 г. N Ф01-11130/13 по делу N А43-29457/2012