Нижний Новгород |
|
14 октября 2013 г. |
Дело N А39-399/2013 |
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чижова И.В.,
судей Бердникова О.Е., Шутиковой Т.В.
при участии представителей
от истца: Юдина Ю.В. (доверенность от 29.01.2013),
от открытого акционерного общества "Российские железные дороги": Маслова С.А. (доверенность от 15.11.2012)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика -
Министерства финансов Республики Мордовия
на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 09.04.2013,
принятое судьей Шибелевой В.В., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2013,
принятое судьями Насоновой Н.А., Назаровой Н.А., Тарасовой Т.И.,
по делу N А39-399/2013
по иску открытого акционерного общества "Самарская пригородная пассажирская компания" (ИНН: 6312098345, ОГРН: 1106312004633)
к Министерству финансов Республики Мордовия
о взыскании 27 216 616 рублей 84 копеек,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, -
Государственный комитет Республики Мордовия по транспорту,
открытое акционерное общество "Российские железные дороги",
и у с т а н о в и л :
открытое акционерное общество "Самарская пригородная пассажирская компания" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с иском к Министерству финансов Республики Мордовия (далее - Министерство) о возмещении 24 544 811 рублей 64 копеек убытков за 2011 год, возникших в результате оказания услуг по перевозке пассажиров по регулируемым тарифам, и о взыскании 2 671 805 рублей 20 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Государственный комитет Республики Мордовия по транспорту и открытое акционерное общество "Российские железные дороги".
Решением суда от 09.04.2013 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2013 решение суда в отношении взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами отменено, производство по делу в данной части прекращено на основании пункта 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Министерство обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неполно выяснили обстоятельства, имеющие значение для дела. Ссылаясь на статьи 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, Министерство полагает, что Общество не доказало наличия вреда. Министерство обращает внимание суда на то, что в отношении Общества не проводилась процедура государственного регулирования тарифов, поэтому у последнего отсутствует право требования заявленных убытков с Республики Мордовия. Подробно доводы Министерства приведены в жалобе.
Общество в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в судебном заседании возразили относительно доводов Министерства, указав на законность и обоснованность принятых судебных актов.
Представитель открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в судебном заседании поддержал позицию истца.
Министерство и Государственный комитет Республики Мордовия по транспорту (далее - Комитет), надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Законность решения Арбитражного суда Республики Мордовия и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 28.12.2010 и 01.04.2011 Комитет и Общество заключили договоры N 01-03 и 05-03 об организации транспортного обслуживания населения железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по территории Республики Мордовия и о предоставлении субсидий на возмещение части недополученных доходов в связи с оказанием данных услуг.
Согласно пунктам 1.2 и 1.3 договоров Общество обеспечивает транспортное обслуживание пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Республики Мордовия, а Комитет - предоставление Обществу субсидий на возмещение недополученных доходов в результате оказания услуг по перевозке пассажиров по регулируемым тарифам.
Неисполнение Республикой Мордовия обязательств по возмещению перевозчику убытков, возникших при осуществлении перевозок пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении в январе - мае 2011 года, послужило основанием для обращения Общества в арбитражный суд с настоящим иском.
Руководствуясь статьями 15, 790, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьей 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)", постановлением Правительства Республики Мордовия от 28.12.2009 N 574, суд первой инстанции удовлетворил заявленный иск. Суд пришел к выводу о документальном подтверждении истцом наличия убытков от оказания услуг по перевозке пассажиров в железнодорожном пригородном сообщении в заявленном размере.
Апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии со статьями 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Согласно пункту 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществленным после 01.01.2005 предоставлением потребителям по льготным ценам услуг, судам необходимо иметь в виду, что положения Бюджетного кодекса Российской Федерации о совместном финансировании расходов на указанные цели и Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" разграничивают полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливают принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого отнесено финансирование соответствующих льгот.
В соответствии с подпунктом 12 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта, относится и реализация субъектом Российской Федерации права на государственное регулирование тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении. При реализации субъектом Российской Федерации права на государственное регулирование тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении у него возникает обязанность по возмещению перевозчику убытков за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Право транспортной организации на возмещение расходов за счет средств соответствующего бюджета в связи с предоставлением льгот по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа гарантировано частью 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Указанная правовая норма корреспондирует с пунктом 3 статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", в соответствии с которым потери в доходах владельца инфраструктуры, перевозчика, возникшие в результате установления льгот и преимуществ по тарифам, сборам и плате на железнодорожном транспорте общего пользования на основании федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, возмещаются в полном объеме.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" установлен Перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок. В названный Перечень включены перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по согласованию с Министерством путей сообщения Российской Федерации (железными дорогами), при условии возмещения убытков, возникающих вследствие регулирования тарифов, за счет соответствующих бюджетов субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Республики Мордовия от 28.12.2009 N 574 установлен тариф на перевозку пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, осуществляемую истцом на территории Республики Мордовия, в размере 8 рублей за одну десятикилометровую зону.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суды установили, что сумма убытков истца в связи с предоставлением льгот и применением тарифов на пассажирские перевозки, установленных органами государственной власти Республики Мордовия, в январе - мае 2011 года составила 27 578 311 рублей 64 копейки, что подтверждено ежемесячно направляемыми в адрес ответчика отчетами о количестве отправленных пассажиров, суммах неполученных доходов и расходов по пригородным перевозкам.
Расчет суммы убытков проверен судом первой и апелляционной инстанций и признан правильным. Данный расчет ответчик не оспорил.
С учетом фактического возмещения из республиканского бюджета Республики Мордовия 3 033 500 рублей суды правомерно взыскали с ответчика 24 544 811 рублей 64 копейки убытков.
Нормы материального права применены судами правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебных актов, не установлено.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине по кассационной жалобе не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 09.04.2013 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2013 по делу N А39-399/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства финансов Республики Мордовия - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
И.В. Чижов |
Судьи |
О.Е. Бердников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 14 октября 2013 г. N Ф01-11410/13 по делу N А39-399/2013