Нижний Новгород |
|
18 октября 2013 г. |
Дело N А11-3120/2012 |
Резолютивная часть постановления оглашена 14.10.2013.
Полный текст постановления изготовлен 18.10.2013.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Кислицына Е.Г.,
судей Бабаева С.В., Голубевой О.Н.,
при участии представителей
от истца: Попцова И.В. (доверенность от 13.05.2013),
от ответчика: Красноштан М.А. и Сухарева А.А. (доверенности от 09.01.2013)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика -
администрации Киржачского района Владимирской области
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2013,
принятое судьями Соловьевой М.В., Логиновой О.А., Малышкиной Е.Л.,
по делу N А11-3120/2012 Арбитражного суда Владимирской области
по заявлению открытого акционерного общества "МЕТРОВАГОНМАШ"
(ИНН: 5029006702, ОГРН: 1025003520310)
к администрации Киржачского района Владимирской области
(ИНН: 3316300581, ОГРН: 10333010001216)
о признании незаконным решения об отказе во внесении изменений в договор аренды,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, -
комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Киржачского района Владимирской области,
и у с т а н о в и л :
открытое акционерное общество "МЕТРОВАГОНМАШ" (далее - ООО "МЕТРОВАГОНМАШ", Общество) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к администрации Киржачского района Владимирской области (далее - Администрация) о признании незаконным решения об отказе от 20.03.2012 N 538-01-11 внесения изменения в договор аренды земельного участка от 16.11.2011 N 970 в части размера арендной платы и о понуждении произвести указанные действия.
Требования мотивированы нарушением прав и законных интересов заявителя при установлении арендной платы, рассчитанной на основании ошибочной кадастровой стоимости земельного участка.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечен комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Киржачского района Владимирской области (далее - Комитет).
Арбитражный суд Владимирской области решением от 05.02.2013 отказал в удовлетворении требований. Суд исходил из того, что оспариваемый отказ органа местного самоуправления не нарушает права и законные интересы Общества, поскольку Администрация не является стороной договора аренды от 16.11.2011 N 970 и на нее не может быть возложена обязанность по внесению изменений в условия сделки.
Первый арбитражный апелляционный суд постановлением от 05.06.2013 отменил решение суда и удовлетворил заявленные требования. Апелляционная инстанция пришла к выводу о том, что приведение положений договора аренды об оплате в соответствие с исправленными сведениями кадастрового учета о земельном участке не противоречит действующему законодательству и условиям сделки.
Не согласившись с постановлением, Администрация обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить данный судебный акт в связи с несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права.
Податель жалобы настаивает на том, что Администрация является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку не состоит в арендных правоотношениях с ООО "МЕТРОВАГОНМАШ". Надлежащим ответчиком по заявленным требованиям Администрация считает Комитет, как уполномоченное собственником земельного участка лицо по управлению и распоряжению земельными участками, в том числе по определению условий договоров аренды и расчету платы за пользование имуществом, и как арендодатель по договору. По мнению заявителя, суд не принял во внимание, что Обществом не соблюден досудебный порядок урегулирования спора, поскольку Администрация не является стороной договора, а письмо от 22.02.2012 N 86/2-73 не содержит редакции вносимых изменений.
В судебном заседании Администрация поддержала доводы кассационной жалобы, а ООО "МЕТРОВАГОНМАШ" указало на необоснованность приведенных аргументов.
Третье лицо, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку представителя в судебное заседание не обеспечило. В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и заслушав полномочного представителя ответчика, окружной суд не нашел оснований для отмены обжалуемых судебных актов в силу следующего.
Как видно из документов и установил суд, земельный участок с кадастровым номером 33:02:021257:431 поставлен на государственный кадастровый учет 22.12.2008.
В ходе государственной кадастровой оценки земель промышленности и иного специального назначения названный земельный участок, разрешенное использование - "производственная база - испытательный полигон", принадлежащий Обществу на основании свидетельства от 26.11.1992 N ВЛ-06-079-4 на праве постоянного (бессрочного) пользования, ошибочно оценен подрядной организацией в разрезе пятой оценочной группы, кадастровая стоимость земельного участка определена в размере 3 179 842 394 рублей 44 копеек. Результаты оценки земель по состоянию на 01.01.2009 утверждены постановлением губернатора Владимирской области от 03.10.2011 N 1061.
На основании постановлений Администрации от 28.10.2011 N 942 и от 16.11.2011 N 1040 Комитет (арендодатель) и ООО "МЕТРОВАГОНМАШ" (арендатор) заключили договор аренды от 16.11.2011 N 970 земельного участка площадью 14 916 932 квадратных метра, с кадастровым номером 33:02:021257:431, месторасположение которого установлено примерно в 2880 метрах по направлению на юг относительно находящегося за пределами земельного участка ориентира - жилого дома с почтовым адресом: Владимирская область, Киржачский район, муниципальное образование Филипповское (сельское поселение), деревня Крутец, улица Новокрутецкая, дом 1, сроком на пять лет. Договор зарегистрирован в установленном законом порядке 08.12.2011.
Размер арендной платы по договору рассчитан исходя из кадастровой стоимости земельного участка в размере 3 179 842 394 рубля 44 копеек (пункт 1 приложения N 1 к договору) и составил 63 596 847 рублей 89 копеек в год. При изменении кадастровой стоимости земельного участка арендная плата подлежит перерасчету с даты внесения таких изменений в государственный кадастр недвижимости (пункт 3.1 договора). Стороны предусмотрели право арендодателя в одностороннем порядке изменять размер платы в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов государственной власти Владимирской области и органов местного самоуправления Киржачского района (пункт 3.4 договора).
Для исправления кадастровой ошибки постановлением губернатора Владимирской области от 03.02.2012 N 98 внесены изменения в постановление от 03.10.2011 N 1061, в соответствии с которыми кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 33:02:021257:431 составила 254 333 690 рублей 60 копеек (строка 1856 приложения N 1 к постановлению N 1061).
Постановление от 03.02.2012 N 98 явилось основанием для внесения органом кадастрового учета в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Общество обратилось в Администрацию с заявлением от 22.02.2012 N 86/2-73 с просьбой провести перерасчет арендной платы и подписать соответствующее дополнительное соглашение.
Администрация в письме от 20.03.2012 N 538-01-11 известила арендатора о возможности пересмотра размера арендной платы только на 01 января 2013 года, а Комитет 15.01.2013 направил в адрес Общества соглашение о расторжении договора аренды.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Владимирской области от 05.09.2012 по делу N А11-3801/2012 Администрации отказано в удовлетворении требований о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области и филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Владимирской области (далее - кадастровая палата) в отмене решения кадастровой палаты от 02.12.2011 N 02/11-744 "О необходимости исправления кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости".
Отказ Администрации произвести перерасчет арендной платы и внести соответствующие изменения в договор послужил основанием для обращения арендатора в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии со статьей 608 Гражданского кодекса Российской Федерации право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду.
В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане (пункт 3 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В абзаце 2 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
Исполнительно-распорядительным органом Киржачского района, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления Киржачского района федеральными законами и законами Владимирской области, является Администрация. В структуру администрации Киржачского района входит глава администрации района, первый заместитель, заместители главы администрации района, управления, комитеты, отделы, а также органы администрации Киржачского района, являющиеся юридическими лицами и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (статья 33 Устава муниципального образования Киржачский район Владимирской области).
Решением Совета народных депутатов Киржачского района от 29.04.2009 N 53/804 утверждено Положения о Комитете по управлению муниципальным имуществом администрации Киржачского района, в соответствии с пунктом 1.2 которого Комитет является структурным подразделением Администрации, осуществляющим от ее имени действия по управлению и распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Таким образом, Администрация, реализующая функции собственника земельного участка, и Комитет, как арендодатель по договору, действующий от имени и с согласия собственника, наделены полномочиями на заключение договоров аренды и внесение в них изменений.
Согласно пунктам 1 и 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата
Исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления (пункт 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации порядок определения размера арендной платы, условия и сроки ее внесения за земли, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливается соответственно органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено Федеральным законом "О Государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (абзац 5 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").
В постановлении губернатора Владимирской области от 28.12.2007 N 969 утвержден Порядок определения размера арендной платы, а также условий и сроков внесения арендной платы за пользование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории Владимирской области (далее - Порядок).
Согласно пункту 2 Порядка основным принципом определения величины арендной платы за земельный участок является применение результатов кадастровой оценки земельных участков в качестве единой базы расчета арендной платы. В случае изменения кадастровой стоимости земельного участка размер арендной платы пересматривается в одностороннем порядке по требованию арендодателя. При этом арендная плата подлежит перерасчету по состоянию на 01 января года, следующего за годом, в котором произошло изменение кадастровой стоимости (пункт 7 Порядка).
Стороны не оспаривают, что постановление губернатора Владимирской области от 03.02.2012 N 98, утвердившее иные кадастровую стоимость и удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка, служит основанием для пересмотра размера арендной платы по договору от 16.11.2011 N 970, определенного в большем размере по причине кадастровой ошибки.
Положения Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" предусматривают, что исправление ошибок в сведениях, содержавшихся в документах, представлявшихся для кадастрового учета, не создает новых сведений об объекте недвижимости, а направлено на исправление недостоверных сведений и, следовательно, не влечет изменения даты регистрации объекта в документах кадастрового учета и вносится обратным числом на текущую дату.
Таким образом, суд второй инстанции справедливо пришел к выводу о необходимости исчисления арендной платы по договору от 16.11.2011 N 970 на основании действительной кадастровой стоимости земельного участка в размере 254 333 690 рублей 60 копеек с момента заключения сделки и внес соответствующие изменения в договор. При этом апелляционная инстанция правильно исходила из того, что в рассмотренном случае приведение расчета арендной платы в соответствие с нормативными правовыми актами органа местного самоуправления не является изменением условий договора о размере арендной платы в смысле, придаваемом статьями 452 и пунктом 3 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающим изменение арендной платы по соглашению сторон, поскольку данный перерасчет произведен в соответствии с утвержденным Порядком и не изменяет существенные условия договора аренды.
Аргументы заявителя рассмотрены окружным судом и отклоняются, как не обоснованные в силу изложенных обстоятельств.
Оснований для отмены обжалуемого судебного акта по доводам, приведенным в кассационной жалобе, не имеется.
Нарушения либо неправильного применения норм процессуального права, в том числе предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела не установлено.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Администрация освобождена от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2013 по делу N А11-3120/2012 Арбитражного суда Владимирской области оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Киржачского района Владимирской области - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.Г. Кислицын |
Судьи |
С.В. Бабаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления (пункт 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации порядок определения размера арендной платы, условия и сроки ее внесения за земли, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливается соответственно органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено Федеральным законом "О Государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (абзац 5 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").
...
Положения Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" предусматривают, что исправление ошибок в сведениях, содержавшихся в документах, представлявшихся для кадастрового учета, не создает новых сведений об объекте недвижимости, а направлено на исправление недостоверных сведений и, следовательно, не влечет изменения даты регистрации объекта в документах кадастрового учета и вносится обратным числом на текущую дату.
Таким образом, суд второй инстанции справедливо пришел к выводу о необходимости исчисления арендной платы по договору от 16.11.2011 N 970 на основании действительной кадастровой стоимости земельного участка в размере 254 333 690 рублей 60 копеек с момента заключения сделки и внес соответствующие изменения в договор. При этом апелляционная инстанция правильно исходила из того, что в рассмотренном случае приведение расчета арендной платы в соответствие с нормативными правовыми актами органа местного самоуправления не является изменением условий договора о размере арендной платы в смысле, придаваемом статьями 452 и пунктом 3 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающим изменение арендной платы по соглашению сторон, поскольку данный перерасчет произведен в соответствии с утвержденным Порядком и не изменяет существенные условия договора аренды."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 18 октября 2013 г. N Ф01-11513/13 по делу N А11-3120/2012