Нижний Новгород |
|
21 октября 2013 г. |
Дело N А43-3846/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16.10.2013.
Постановление изготовлено в полном объеме 21.10.2013.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Башевой Н.Ю.,
судей Забурдаевой И.Л., Чигракова А.И.
при участии представителей
от заявителя: Кузина С.В. (доверенность от 26.12.2012),
от заинтересованного лица: Птушаненко Е.Н. (доверенность от 12.03.2013)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 12.04.2013,
принятое судьей Леоновым А.В., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2013,
принятое судьями Белышковой М.Б., Кузнецовым В.И., Урлековым В.Н.,
по делу N А43-3846/2013
по заявлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка
к открытому акционерному обществу "Арзамассприт"
(ИНН: 5202000845, ОГРН: 1025201335411)
об аннулировании лицензии
и у с т а н о в и л :
Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (далее - Служба) обратилась в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением об аннулировании лицензии, выданной открытому акционерному обществу "Арзамасспирт" (далее - Общество) на производство, хранение и поставку произведенного этилового спирта от 09.03.2007 N Б 068064.
Решением суда от 12.04.2013, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2013, в удовлетворении заявления отказано.
Служба не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно истолковали статьи 20 и 25 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ). Нарушение установленного порядка фиксации производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции является основанием для аннулирования лицензии, независимо от обнаружения алкогольной продукции, находящейся в незаконном обороте.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана представителем в судебном заседании.
Общество в отзыве и представитель в судебном заседании отклонили доводы жалобы.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 16.10.2013.
Законность принятых Арбитражным судом Нижегородской области и Первым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Обществу выдана лицензия от 09.03.2007 N Б 068064 на производство, хранение и поставку этилового спирта.
В ходе контрольных мероприятий по вопросам соблюдением законодательства Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции Служба установила расхождение объема произведенного этилового спирта, указанных в декларациях лицензиата, и сведений, поступивших от лицензиата в единую государственную автоматизированную информационную систему.
В соответствии с пунктом 3 статьи 20 Федерального закона N 171-ФЗ Служба обратилась в арбитражный суд с заявлением об аннулировании выданной Обществу лицензии.
Руководствуясь статьей 49 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 8, 18 и 20 Федерального закона N 171-ФЗ, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для аннулирования лицензии и отказал в удовлетворении заявления.
Первый арбитражный апелляционный суд оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации установлены Федеральным законом N 171-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона N 171-ФЗ производство и оборот алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции осуществляются организациями при наличии соответствующих лицензий.
Лицензия на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции может быть аннулирована решением суда на основании заявления лицензирующего органа.
В пункте 3 статьи 20 Федерального закона N 171-ФЗ установлен перечень оснований для аннулирования лицензии.
Одним из таких оснований является производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, информация о которых не зафиксирована в установленном порядке в единой государственной автоматизированной информационной системе (ЕГАИС).
В силу статьи 8 Федерального закона N 171-ФЗ организации, осуществляющие производство этилового спирта, обязаны обеспечить фиксацию и передачу информации об объеме его производства и оборота в ЕГАИС.
Этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция в случае, если они реализуются без фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота в ЕГАИС, подлежат изъятию из незаконного оборота (часть 1 статьи 25 Федерального закона N 171-ФЗ).
Из анализа приведенных норм следует, что юридический состав нарушения как основание для аннулирования лицензии, предполагает наличие совокупности двух условий: производство и реализацию алкогольной продукции, информация о которой не зафиксирована в установленном порядке в ЕГАИС. Формальное нарушение установленного порядка учета алкогольной продукции, не повлекшее незаконный оборот продукции, не является основанием для аннулирования лицензии.
Суды установили и материалами дела подтверждено, что Общество с нарушением установленного срока представило в ЕГАИС сведения о производстве этилового спирта за третий квартал 2012 года. Однако при этом не допускало реализацию продукции, оборот о которой не зафиксирован в установленном порядке. В оборот поступала продукция, полностью зафиксированная в ЕГАИС.
При таких обстоятельствах суды правомерно указали, что Служба не представила доказательств наличия оснований для аннулирования лицензии, и обоснованно отказали в удовлетворении заявления.
Арбитражный суд Нижегородской области и Первый арбитражный апелляционный суд не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Служба освобождена от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 12.04.2013 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2013 по делу N А43-3846/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Ю. Башева |
Судьи |
И.Л. Забурдаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Заявитель жалобы считает, что суды неправильно истолковали статьи 20 и 25 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ). Нарушение установленного порядка фиксации производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции является основанием для аннулирования лицензии, независимо от обнаружения алкогольной продукции, находящейся в незаконном обороте.
...
В соответствии с пунктом 3 статьи 20 Федерального закона N 171-ФЗ Служба обратилась в арбитражный суд с заявлением об аннулировании выданной Обществу лицензии.
...
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации установлены Федеральным законом N 171-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона N 171-ФЗ производство и оборот алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции осуществляются организациями при наличии соответствующих лицензий.
...
В пункте 3 статьи 20 Федерального закона N 171-ФЗ установлен перечень оснований для аннулирования лицензии.
...
В силу статьи 8 Федерального закона N 171-ФЗ организации, осуществляющие производство этилового спирта, обязаны обеспечить фиксацию и передачу информации об объеме его производства и оборота в ЕГАИС.
Этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция в случае, если они реализуются без фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота в ЕГАИС, подлежат изъятию из незаконного оборота (часть 1 статьи 25 Федерального закона N 171-ФЗ)."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 21 октября 2013 г. N Ф01-11389/13 по делу N А43-3846/2013