Нижний Новгород |
|
07 ноября 2013 г. |
Дело N А29-9933/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 октября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 ноября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Радченковой Н.Ш.,
судей Забурдаевой И.Л., Чигракова А.И.
при участии представителей
от заявителя: Юдина А.В., удостоверение,
от заинтересованного лица: Ветошева Р.В., приказ от 14.01.2010 N 3-ОД,
Секретарева П.П., доверенность от 09.01.2013 N 3,
от третьих лиц: ГБУ "Коми республиканский центр энергоснабжения" - Апраксина А.В., доверенность от 20.06.2013,
ОАО "Коммунальник", ОАО "Усть-Вымская тепловая компания", ОАО "Леткакомсервис", ООО "Сыктывдинская тепловая компания", ОАО "Коми тепловая компания" - Громовой Т.В., доверенности от 25.10.2013,
ООО "Сосногорская Тепловая Компания" - Громовой Т.В., доверенность от 21.10.2013,
ООО "Тепловая компания" - Громовой Т.В., доверенность от 01.05.2013,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Прокурора Республики Коми
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 26.07.2013,
принятое судьями Князевой А.А., Галаевой Т.И., Шишкиным В.В.,
по делу N А29-9933/2012
по заявлению первого заместителя Прокурора Республики Коми
к Службе Республики Коми по тарифам
о признании недействующими нормативных актов,
третьи лица - Государственное бюджетное учреждение Республики Коми "Коми республиканский центр энергосбережения",
открытые акционерные общества "Коми энергосбытовая компания", "Территориальная генерирующая компания N 9", "Монди Сыктывкарский ЛПК", "Оборонэнергосбыт", "МРСК Северо-Запада", "Оборонэнерго", "Комитекс", "Пригородный", "Коми дорожная компания", "РЖД", "Воркутауголь", "Тепловая сервисная компания", "Судоходная компания Печорское речное пароходство", "Севергеофизика", "Северные магистральные нефтепроводы", "Коми тепловая компания", "Княжпогостское ЖКХ", "Леткакомсервис", "Коммунальник", "Усть-Вымская тепловая компания", "Монди Сыктывкарский ЛПК",
Филиал открытого акционерного общества "ОГК-3",
"Печорская ГРЭС" (открытое акционерное общество "ИНТЕР РАО-Электрогенерация"),
закрытое акционерное общество "Жешартскии фанерный комбинат",
общества с ограниченной ответственностью "Республиканская генерирующая компания", "Евразийская энергетическая компания", "Русэнергоресурс", "Энерготрейд", "Газпром энерго", "Роялти", "Газпром трансгаз Ухта", "Газпром переработка", "Республиканская сетевая компания", "Системы Автоматизации Производства", "ЛУКОЙЛ-ЭНЕРГОСЕРВИС", "ИНЖЕНЕРНЫЕ ИЗЫСКАНИЯ", "Транспортная компания "Двина Плюс", "Газпром добыча Краснодар", "ТранснефтьЭлектросетьСервис", "Сыктывкархлеб", "Роялти", "Теплосервис" (Сыктывкар), "Эжва", "КВСМ", "Бетон-инвест", "СеверЭнергоПром", "Воркутинские котельные", "Тепловые сети Воркуты", "ТеплоКом-Вуктыл", "Тепловая Компания" (Инта), "Водогрейная котельная", "ТЭК-Печора", "Печорский завод ЖБК", "Тепловая Компания" (Печора), "Сплав-плюс", "ЛУКОЙЛ-энергосети", "Теплосервис" (Сосногорск), "Сосногорская Тепловая Компания", "Усинская Тепловая Компания", "РН-Северная нефть", "Газпром трансгаз Ухта", "Газпром переработка", "Сервис-Т", "Газпром энерго", "Транспортная компания "Двина Плюс", "Ижмасельхозтехника", "Княжпогостский завод ДВП", "Сыктывдинская тепловая компания", "Ресурс-К", "Комфорт", "Жешартская тепловая компания", "Газпром добыча Краснодар", "ВТЭЦ",
Северная дирекция по энергообеспечению - СП Трансэнерго - филиал открытого акционерного общества "РЖД",
Государственное унитарное предприятие Республики Коми "Комиавиатранс",
Муниципальные унитарные предприятия "Жилкомуслуга", "Управление капитального ремонта", "Интатеплосеть", "Ухтаэнерго", "Энергия",
Муниципальное образование городской округ "Сыктывкар",
филиал "Архангельский" открытого акционерного общества "РЭУ",
Ижемское муниципальное унитарное предприятие "Дорожно-эксплуатационный участок",
Федеральное казенное учреждение ОИУ ОУХД-2 ГУФСИН России по Республике Коми,
МБУ "Центр жилищных расчетов, льгот, субсидий",
и у с т а н о в и л :
первый заместитель Прокурора Республики Коми (далее - заместитель Прокурора) обратился в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании недействующими приказов Службы Республики Коми по тарифам (далее - Служба по тарифам) от 20.10.2010 N 72/1 "О порядке консолидации внебюджетных средств, получаемых с применением регулируемых цен (тарифов) в качестве внебюджетного источника финансирования мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности" и от 17.10.2011 N 82/4 "О ставке отчислений на энергоснабжение на 2012 год" (далее - Приказы N 72/1 и 82/4 соответственно).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Государственное бюджетное учреждение Республики Коми "Коми республиканский центр энергосбережения"; открытые акционерные общества "Коми энергосбытовая компания", "Территориальная генерирующая компания N 9", "Монди Сыктывкарский ЛПК", "Оборонэнергосбыт", "МРСК Северо-Запада", "Оборонэнерго", "Комитекс", "Пригородный", "Коми дорожная компания", "РЖД", "Воркутауголь", "Тепловая сервисная компания", "Судоходная компания Печорское речное пароходство", "Севергеофизика", "Северные магистральные нефтепроводы", "Коми тепловая компания", "Княжпогостское ЖКХ", "Леткакомсервис", "Коммунальник", "Усть-Вымская тепловая компания", "Монди Сыктывкарский ЛПК"; Филиал открытого акционерного общества "ОГК-3", "Печорская ГРЭС" (открытое акционерное общество "ИНТЕР РАО-Электрогенерация"); закрытое акционерное общество "Жешартскии фанерный комбинат"; общества с ограниченной ответственностью "Республиканская генерирующая компания", "Евразийская энергетическая компания", "Русэнергоресурс", "Энерготрейд", "Газпром энерго", "Роялти", "Газпром трансгаз Ухта", "Газпром переработка", "Республиканская сетевая компания", "Системы Автоматизации Производства", "ЛУКОЙЛ-ЭНЕРГОСЕРВИС", "ИНЖЕНЕРНЫЕ ИЗЫСКАНИЯ", "Транспортная компания "Двина Плюс", "Газпром добыча Краснодар", "ТранснефтьЭлектросетьСервис", "Сыктывкархлеб", "Роялти", "Теплосервис" (Сыктывкар), "Эжва", "КВСМ", "Бетон-инвест", "СеверЭнергоПром", "Воркутинские котельные", "Тепловые сети Воркуты", "ТеплоКом-Вуктыл", "Тепловая Компания" (Инта), "Водогрейная котельная", "ТЭК-Печора", "Печорский завод ЖБК", "Тепловая Компания" (Печора), "Сплав-плюс", "ЛУКОЙЛ-энергосети", "Теплосервис" (Сосногорск), "Сосногорская Тепловая Компания", "Усинская Тепловая Компания", "РН-Северная нефть", "Газпром трансгаз Ухта", "Газпром переработка", "Сервис-Т", "Газпром энерго", "Транспортная компания "Двина Плюс", "Ижмасельхозтехника", "Княжпогостский завод ДВП", "Сыктывдинская тепловая компания", "Ресурс-К", "Комфорт", "Жешартская тепловая компания", "Газпром добыча Краснодар", "ВТЭЦ";
Северная дирекция по энергообеспечению - СП Трансэнерго - филиал открытого акционерного общества "РЖД"; Государственное унитарное предприятие Республики Коми "Комиавиатранс"; Муниципальные унитарные предприятия "Жилкомуслуга", "Управление капитального ремонта", "Интатеплосеть", "Ухтаэнерго", "Энергия"; Муниципальное образование городской округ "Сыктывкар"; филиал "Архангельский" открытого акционерного общества "РЭУ"; Ижемское муниципальное унитарное предприятие "Дорожно-эксплуатационный участок"; Федеральное казенное учреждение ОИУ ОУХД-2 ГУФСИН России по Республике Коми; МБУ "Центр жилищных расчетов, льгот, субсидий".
Определением от 18.04.2013 суд привлек к участию в деле в качестве соистца Попова Константина Валериевича.
Решением от 26.07.2013 в удовлетворении требований, заявленных заместителем Прокурора, суд отказал; в отношении требований Попова К.В. - производство по делу прекращено (с учетом определения об исправлении описки, опечатки, арифметической ошибки от 26.07.2013).
Прокурор Республики Коми частично не согласился с принятым судебным актом и обратился в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить в оспариваемой части и удовлетворить требование, заявленное заместителем Прокурора.
Заявитель жалобы считает, что выводы суда основаны на неправильном применении статей 15, 72, 76 Конституции Российской Федерации, статей 1, 13, 128, 130, 140, 209, 212, 213, 218, 235, 307 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 192, 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статей 15, 23.1 Федерального закона от 06.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", статей 1, 3, 17, 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178, постановления Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации". Положения, предусмотренные в оспариваемых приказах относительно необходимости в качестве внебюджетных средств учитывать ежемесячные расходы на проведение мероприятий по энергоснабжению и повышению энергетической эффективности при установлении тарифов на товары и услуги организаций, осуществляющих на территории Республики Коми регулируемые виды деятельности в области электро- и теплоэнергетики, а также в части представления отчетности о начислении и перечислении указанных средств в Государственное бюджетное учреждение "Коми республиканский центр энергоснабжения", по мнению заявителя, противоречат требованиям Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергоснабжении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", имеющего большую юридическую силу. Суд не учел, что спорные нормативные акты нарушают права и законные интересы неопределенного круга лиц, поскольку предусматривают изъятие имущества организации в виде денежных средств, полученных ими за продажу энергоресурсов и оказание услуг в сфере энергоснабжения, а также незаконно возлагают на потребителей услуг в области электро- и теплоэнергетики бремя несения расходов, включенных в структуру цены (тарифа) на финансирование мероприятий Региональной программы. Заявитель указывает на то, что действующее законодательство допускает привлечение внебюджетных финансовых средств на реализацию мероприятий региональных программ посредством добровольного их перечисления организациями, осуществляющими хозяйственную деятельность, и иными лицами, в том числе на основании договоров.
Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе и поддержаны его представителем в судебном заседании.
Служба по тарифам в отзыве на кассационную жалобу и ее представители в судебном заседании не согласились с доводами, изложенными в ней, указав на отсутствие оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Представители ГБУ "Коми республиканский центр энергоснабжения", ОАО "Коммунальник", ОАО "Усть-Вымская тепловая компания", ОАО "Леткакомсервис", ООО "Сыктывдинская тепловая компания", ОАО "Коми тепловая компания", ООО "Сосногорская Тепловая Компания", ООО "Тепловая компания" в судебном заседании, а также ООО "Республиканская сетевая компания", ООО "Республиканская генерирующая компания", ООО "Энерготрейд" и Государственное бюджетное учреждение Республики Коми "Коми республиканский центр энергосбережения" в отзывах на кассационную жалобу не согласились с доводами, изложенными в кассационной жалобе, указав на законность и обоснованность оспариваемого судебного акта.
ООО "Русэнергоресурс", ООО "Газпром добыча Краснодар", ОАО "Оборонэнерго" в отзывах на кассационную жалобу поддержали доводы, изложенные в ней.
ООО "Республиканская сетевая компания", ООО "Республиканская генерирующая компания", ООО "Энерготрейд", Государственное бюджетное учреждение Республики Коми "Коми республиканский центр энергосбережения", ООО "Русэнергоресурс", ООО "Газпром добыча Краснодар", ОАО "Оборонэнерго", а также иные третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Законность оспариваемого судебного акта проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установил суд, Служба по тарифам издала приказ от 20.10.2010 N 72/1 "О порядке консолидации внебюджетных средств, получаемых с применением регулируемых цен (тарифов) в качестве внебюджетного источника финансирования мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности" (далее - Приказ N 72/1, Порядок консолидации внебюджетных средств).
В приказе от 17.10.2011 N 82/4 "О ставке отчислений на энергосбережение на 2012 год" Служба по тарифам установила ставку отчислений на энергосбережение на 2012 год в размере одного процента (далее - Приказ N 82/4).
Поименованные приказы опубликованы в издании "Ведомости нормативных актов органов государственной власти Республики Коми" 08.11.2010 N 42, ст. 985 и 989.
Посчитав, что Служба по тарифам приняла указанные нормативные акты с превышением предоставленных полномочий, заместитель Прокурора обратился с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Руководствуясь статьями 29, 52, 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьями 3, 7, 14 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергоснабжении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 1225 "О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергоснабжения и повышения энергетической эффективности", статьями 4, 23 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", статьей 10 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", Арбитражный суд Республики Коми пришел к выводам, что оспариваемые нормативные акты приняты Службой по тарифам в пределах полномочий, не противоречат законодательству, имеющему большую юридическую силу, и не нарушают права и законные интересы неограниченного круга лиц, в связи с чем отказал заявителю в удовлетворении требований в оспариваемой части.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии со статьей 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится в том числе решение вопросов утверждения и реализации региональных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, организации проведения энергетического обследования жилых домов, многоквартирных домов, помещения в которых составляют жилищный фонд субъектов Российской Федерации, организации и проведения иных мероприятий, предусмотренных законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
В статье 3 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергоснабжении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что законодательство об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Согласно статьям 4, 23 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" нормативные правовые акты в области государственного регулирования отношений в сфере электроэнергетики принимаются в соответствии с федеральными законами Правительством Российской Федерации и уполномоченными им федеральными органами исполнительной власти. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления не вправе принимать нормативные правовые акты, направленные на регулирование отношений в сфере электроэнергетики, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации. При этом регулируемые цены (тарифы) могут устанавливаться как в числовом выражении, так и в виде формул или порядка определения таких цен. При государственном регулировании цен (тарифов) должен соблюдаться, в том числе принцип того, что учет соблюдения требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, в том числе требований о разработке и реализации программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, требований к организации учета и контроля используемых энергетических ресурсов, сокращению потерь энергетических ресурсов.
В силу статьи 10 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, установленных настоящим Федеральным законом, в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения, правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения.
На основании статей 7, 14 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергоснабжении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности относятся, в том числе проведение государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; разработка и реализация региональных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; установление требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, в случае, если цены (тарифы) на товары, услуги таких организаций подлежат установлению органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Региональные, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности должны соответствовать установленным в соответствии с настоящей статьей требованиям к таким программам и утвержденным Правительством Российской Федерации требованиям к ним. Утвержденные Правительством Российской Федерации требования к региональным, муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности должны включать в себя целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (без указания их значений), а также перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, которые подлежат включению в такие программы и проведение которых возможно с использованием внебюджетных средств, полученных также с применением регулируемых цен (тарифов), и сроки проведения указанных мероприятий.
Перечень и сроки выполнения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, проведение которых возможно с использованием внебюджетных средств, полученных также с применением регулируемых цен (тарифов), установлены в постановлении Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 1225 "О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергоснабжения и повышения энергетической эффективности".
Во исполнение данного постановления и законодательства об энергоснабжении Правительство Республики Коми постановлением от 30.07.2010 N 241 утвердило региональную программу "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на территории Республики Коми (2010 - 2020 годы)" (далее - Региональная программа энергосбережения), в разделе 4 которой предусмотрено проведение мероприятий по энергосбережению за счет внебюджетных источников, учтенных в тарифах (с учетом внесенных изменений), в объеме 163,570 миллиона рублей на период 2010 - 2015 годов.
Для реализации программы Служба по тарифам разработала Порядок консолидации внебюджетных средств, утвержденный Приказом N 72/1, в пункте 2 которого установила, что при установлении Службой по тарифам цен (тарифов) на товары, услуги организаций, осуществляющих на территории Республики Коми регулируемые виды деятельности в области электро- и теплоэнергетики (далее - регулируемые организации), Служба по тарифам учитывает расходы на проведение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, обеспечивающих достижение целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, предусмотренных Региональной программой энергосбережения.
Согласно пункту 4 Порядка консолидации внебюджетных средств совокупный размер внебюджетных средств на энергосбережение на очередной финансовый год, включаемых Службой по тарифам, на очередной финансовый год в тарифы на товары, услуги регулируемых организаций определяется как показатель, равный размеру внебюджетных источников финансирования, предусмотренных разделом 5 "Ресурсное обеспечение Программы" Региональной программы энергосбережения, на соответствующий финансовый год (за исключением сумм внебюджетных средств на энергосбережение, являющихся средствами организаций - исполнителей соответствующих мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, предусмотренных региональной программой), уменьшенному на сумму, запланированную государственным бюджетным учреждением Республики Коми "Коми республиканский центр энергосбережения" в качестве возврата средств по заключенным договорам финансирования энергосберегающих проектов на возвратной и возмездной основе на соответствующий финансовый год.
В пункте 5 Порядка консолидации внебюджетных средств определено, что ставка отчислений на энергосбережение на очередной финансовый год определяется Службой по тарифам путем деления совокупного размера внебюджетных средств на энергосбережение на очередной финансовый год на прогнозную базу для исчисления внебюджетных средств на энергосбережение на очередной финансовый год по всем регулируемым организациям, рассчитываемую в соответствии с пунктом 7 настоящего Порядка. Рассчитанная ставка отчислений на энергосбережение утверждается приказом Службы по тарифам.
На основании пункта 6 Порядка консолидации внебюджетных средств размер внебюджетных средств на энергосбережение для конкретной регулируемой организации исчисляется путем умножения ставки отчислений на энергосбережение на фактическую базу для исчисления внебюджетных средств на энергосбережение, определенную для конкретной организации в соответствии пунктом 7 настоящего Порядка.
В силу пункта 9 Порядка консолидации внебюджетных средств, регулируемые организации обязаны перечислять внебюджетные средства на энергосбережение на лицевой счет Государственного бюджетного учреждения "Коми республиканский центр энергосбережения", открытый в Министерстве финансов Республики Коми, ежемесячно до 25 числа месяца, следующего за отчетным.
Ставка отчислений на энергосбережение на 2012 год утверждена в Приказе N 82/4 в размере одного процента.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела документы, суд первой инстанции установил, что Служба по тарифам установила порядок, согласно которому в тарифы на регулируемые виды деятельности в области электро- и теплоэнергетики ежегодно закладываются денежные средства, уплачиваемые потребителями услуг, в объеме, необходимом для реализации мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности за счет внебюджетных источников Региональной программы энергосбережения на финансовый год; эти денежные средства аккумулируются на лицевом счете Государственного бюджетного учреждения "Коми республиканский центр энергосбережения".
В соответствии с частью 2 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, с заявлениями о признании нормативных правовых актов недействующими, если полагают, что такой оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Проверив оспариваемые приказы на соответствие требованиям действующего законодательства, суд первой инстанции пришел к выводу, что эти документы приняты в пределах полномочий, предоставленных Службе по тарифам действующим законодательством, и не противоречат законам, имеющим большую юридическую силу, в том числе статье 23 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" и статье 10 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении".
Доказательства того, что оспариваемые нормативные акты нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, Прокурор Республики Коми в материалы дела не представил.
Вместе с тем, аккумулирование денежных средств в рассматриваемом случае наоборот направлено на недопущение нарушения указанных прав и интересов, а принятие спорных документов должно позволить участникам правоотношений в области электро- и теплоэнергетики реализовывать мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в более короткие сроки при отсутствии значительных незапланированных личных затрат участников этих правоотношений.
Выводы суда основаны на материалах дела и не противоречат им.
Доводы заявителя, приведенные в кассационной жалобе, не опровергают выводов суда и, по существу, направлены на их переоценку, что в силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции, в связи с чем подлежат отклонению.
Нормы материального права суд применил правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено. Кассационная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 26.07.2013 по делу N А29-9933/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу Прокурора Республики Коми - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Ш. Радченкова |
Судьи |
И.Л. Забурдаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На основании статей 7, 14 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергоснабжении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности относятся, в том числе проведение государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; разработка и реализация региональных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; установление требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, в случае, если цены (тарифы) на товары, услуги таких организаций подлежат установлению органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
...
Перечень и сроки выполнения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, проведение которых возможно с использованием внебюджетных средств, полученных также с применением регулируемых цен (тарифов), установлены в постановлении Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 1225 "О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергоснабжения и повышения энергетической эффективности".
...
Проверив оспариваемые приказы на соответствие требованиям действующего законодательства, суд первой инстанции пришел к выводу, что эти документы приняты в пределах полномочий, предоставленных Службе по тарифам действующим законодательством, и не противоречат законам, имеющим большую юридическую силу, в том числе статье 23 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" и статье 10 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении"."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 7 ноября 2013 г. N Ф01-11729/13 по делу N А29-9933/2012