Нижний Новгород |
|
13 ноября 2013 г. |
Дело N А31-2729/2013 |
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шутиковой Т.В.,
судей Базилевой Т.В., Бердникова О.Е.
при участии представителей
от заинтересованного лица: Овчаренко С.В. (доверенность от 09.01.2013)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Костроме и
Костромскому району Костромской области
на решение Арбитражного суда Костромской области от 14.05.2013,
принятое судьей Смирновой Т.Н., и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 13.08.2013,
принятое судьями Немчаниновой М.В., Ольковой Т.М., Хоровой Т.В.,
по делу N А31-2729/2013
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "БКЛМ-Актив"
(ИНН: 4401029364, ОГРН: 1024400509803)
о признании незаконными действий Государственного учреждения - Управления
Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Костроме и Костромскому
району Костромской области (ИНН: 4401074215, ОГРН: 1074401003258),
третье лицо - акционерный коммерческий банк "Инвестиционный торговый банк" (ОАО)
в лице филиала "Костромской",
и у с т а н о в и л :
общество с ограниченной ответственностью "БКЛМ-Актив" (далее - ООО "БКЛМ-Актив", Общество) обратилось в Арбитражный суд Костромской области с заявлением о признании незаконными действий Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Костроме и Костромскому району Костромской области (далее - Управление, Фонд) по установлению второй очереди исполнения инкассовых поручений от 13.03.2013 N 05402670087854, 05402670087855, 05402670087856, 05402670087858.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен акционерный коммерческий банк "Инвестиционный торговый банк" (ОАО) в лице филиала "Костромской" (далее - Банк).
Решением Арбитражного суда Костромской области от 14.05.2013 заявленное требование удовлетворено.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 13.08.2013 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Фонд не согласился с принятыми судебными актами и обратился в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили пункты 2, 5 статьи 134 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)". По его мнению, платежи, возложенные на работодателя действующим законодательством при оплате труда работников предприятия-должника, продолжающих трудовую деятельность в ходе конкурсного производства, имеют одинаковую правовую природу со страховыми взносами, что свидетельствует о необходимости погашения таких платежей во вторую очередь.
В судебном заседании представитель Фонда подтвердил позицию, изложенную в кассационной жалобе.
Отзывы на кассационную жалобу в суд не поступили.
Общество, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителя не направило.
Третье лицо заявило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Костромской области от 18.07.2011 по делу N А31-4914/201 ООО "БКЛМ-Актив" признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него введена процедура конкурсного производства.
В ходе конкурсного производства у Общества образовалась задолженность по пеням, доначисленным на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование за полугодие 2011 года и девять месяцев 2012 года.
Требованием от 12.02.2013 N 540264001122 Фонд предложил Обществу уплатить в срок до 05.03.2013 задолженность по страховым взносам и пеням в общей сумме 1 461 337 рублей 30 копеек.
Ввиду неисполнения требования в установленный срок начальник Управления принял решение от 13.03.2013 N 05402613ВД00001122 о взыскании задолженности за счет денежных средств Общества, находящихся на счетах в банке.
На основании указанного решения Фонд направил в Банк для принудительного исполнения в порядке второй очереди следующие инкассовые поручения от 13.03.2013:
- N 05402670087854 на сумму 1 115 761 рубль 31 копейка (пени на страховую часть трудовой пенсии);
- N 05402670087855 на сумму 107 280 рублей 95 копеек (пени на накопительную часть трудовой пенсии);
- N 05402670087856 на сумму 149 838 рублей 09 копеек (пени в федеральный фонд обязательного медицинского страхования);
- N 05402670087858 на сумму 88 456 рублей 95 копеек (пени в территориальный фонд обязательного медицинского страхования).
Не согласившись с действиями Фонда по определению второй очереди исполнения указанных инкассовых поручений, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь статьями 3, 18, 25 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)", статьями 2, 126, 134 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", пунктами 40, 41 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 60 "О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)", пунктом 15 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве", Арбитражный суд Костромской области удовлетворил заявленное требование. Суд пришел к выводу о том, что спорные требования об уплате обязательных платежей, возникшие в период конкурсного производства, относятся к текущим платежам четвертой очереди.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок обязанность по уплате страховых взносов исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в банках.
Взыскание страховых взносов производится по решению органа контроля за уплатой страховых взносов путем направления в банк, в котором открыты счета плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя, поручения органа контроля за уплатой страховых взносов на списание и перечисление в бюджеты соответствующих внебюджетных фондов необходимых денежных средств со счетов плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя.
Согласно статье 25 Закона N 212-ФЗ в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки плательщик страховых взносов должен уплатить пени. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов, начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов.
В пункте 3 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ (редакция от 28.12.2010) "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" предусмотрено, что с момента завершения процедуры, применяемой в деле о банкротстве и введенной до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, положения Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (в редакции настоящего Федерального закона) применяются к правоотношениям, возникшим с момента завершения соответствующей процедуры, применяемой в деле о банкротстве, независимо от даты принятия указанного дела о банкротстве к производству. Дальнейшее рассмотрение дела о банкротстве осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (в редакции настоящего Федерального закона).
Согласно пункту 1 статьи 126 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (в редакции Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ) (далее - Закон N 127-ФЗ) с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращается начисление процентов, неустоек (штрафов, пеней) и иных санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей, а также процентов, предусмотренных настоящей статьей; все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением текущих платежей, указанных в пункте 1 статьи 134 Закона N 127-ФЗ, и требований о признании права собственности, о взыскании морального вреда, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными ничтожных сделок и о применении последствий их недействительности могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства.
Вне очереди за счет конкурсной массы погашаются требования по текущим платежам преимущественно перед кредиторами, требования которых возникли до принятия заявления о признании должника банкротом (пункт 1 статьи 134 Закона N 127-ФЗ).
В пункте 2 статьи 134 Закона N 127-ФЗ установлено, что требования кредиторов по текущим платежам удовлетворяются в следующей очередности:
- в первую очередь удовлетворяются требования по текущим платежам, связанным с судебными расходами по делу о банкротстве, выплатой вознаграждения арбитражному управляющему, с взысканием задолженности по выплате вознаграждения лицам, исполнявшим обязанности арбитражного управляющего в деле о банкротстве, требования по текущим платежам, связанным с оплатой деятельности лиц, привлечение которых арбитражным управляющим для исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве в соответствии с настоящим Федеральным законом является обязательным, в том числе с взысканием задолженности по оплате деятельности указанных лиц;
- во вторую очередь удовлетворяются требования об оплате труда лиц, работающих по трудовым договорам, а также требования об оплате деятельности лиц, привлеченных арбитражным управляющим для обеспечения исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве, в том числе, о взыскании задолженности по оплате деятельности данных лиц, за исключением лиц, указанных в абзаце втором настоящего пункта;
- в третью очередь удовлетворяются требования по коммунальным платежам, эксплуатационным платежам, необходимым для осуществления деятельности должника;
- в четвертую очередь удовлетворяются требования по иным текущим платежам.
Налоги, сборы и иные обязательные взносы, уплачиваемые в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации, относятся к обязательным платежам (статья 2 Закона N 127-ФЗ).
В пункте 40 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 60 (в редакции от 17.02.2011) "О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Постановление от 23.07.2009 N 60) разъяснено, что пунктом 2 статьи 134 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" установлена специальная очередность удовлетворения в конкурсном производстве требований кредиторов по текущим платежам, в связи с чем статья 855 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющая очередность списания денежных средств со счета при их недостаточности для удовлетворения всех предъявленных к счету требований, к этим отношениям не применяется.
Согласно правовой позиции Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной им в пункте 41 Постановления от 23.07.2009 N 60, в новой редакции Закона о банкротстве исключено распространение на требования об уплате обязательных платежей, возникших после открытия конкурсного производства, режима требований, заявленных после закрытия реестра требований кредиторов. В связи с этим требования об уплате обязательных платежей, возникшие после открытия конкурсного производства, в соответствии с абзацем пятым пункта 2 статьи 134 Закона о банкротстве относятся к текущим платежам четвертой очереди. Для взыскания таких платежей налоговый орган вправе на основании статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации направить в банк инкассовое поручение, которое подлежит исполнению банком с учетом очередности, установленной пунктом 2 статьи 134 Закона о банкротстве.
Учитывая изложенное, суды сделали правильный вывод о неправомерном указании Фондом в отношении спорных инкассовых поручений второй очереди удовлетворения требований о взыскании пеней по страховым взносам, относящимся к текущим платежам четвертой очереди, и обоснованно удовлетворили заявленное Обществом требование.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от её уплаты.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Костромской области от 14.05.2013 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 13.08.2013 по делу N А31-2729/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Костроме и Костромскому району Костромской области - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Шутикова |
Судьи |
Т.В. Базилева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Согласно п. 2 ст. 134 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" в четвертую очередь удовлетворяются требования по иным текущим платежам.
По мнению Фонда, платежи, возложенные на работодателя действующим законодательством при оплате труда работников предприятия-должника, продолжающих трудовую деятельность в ходе конкурсного производства, имеют одинаковую правовую природу со страховыми взносами, что свидетельствует о необходимости погашения последних во вторую очередь.
Суд, исследовав материалы дела, не согласился с мнением Фонда.
В ходе конкурсного производства у общества образовалась задолженность по пеням, доначисленным на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование.
Ввиду неисполнения требования об уплате пеней в Управление ПФ РФ на основании решения о взыскании задолженности за счет денежных средств направило в банк инкассовые поручения со второй очередью исполнения.
В п. 41 постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 60 "О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" разъяснено, что в новой редакции Закона о банкротстве исключено распространение на требования об уплате обязательных платежей, возникших после открытия конкурсного производства, режима требований, заявленных после закрытия реестра требований кредиторов. В связи с этим требования об уплате обязательных платежей, возникшие после открытия конкурсного производства, в соответствии с абзацем пятым п. 2 ст. 134 Закона о банкротстве относятся к текущим платежам четвертой очереди.
Таким образом, Фонд неправомерно указал в отношении спорных инкассовых поручений вторую, а не четвертую очередь удовлетворения требований.
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 13 ноября 2013 г. N Ф01-11979/13 по делу N А31-2729/2013