Нижний Новгород |
|
18 ноября 2013 г. |
Дело N А43-28734/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13.11.2013.
Постановление изготовлено в полном объеме 18.11.2013.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Забурдаевой И.Л.,
судей Александровой О.В., Чигракова А.И.
при участии представителей
от заявителя: Вдовина А.М. (доверенность от 10.01.2013 N 3),
от заинтересованного лица: Корюкиной А.В. (доверенность от 03.09.2013 N СС-10/60),
от третьих лиц - комитета имущественных отношений города Арзамаса Нижегородской области: Гущиной Е.А. (доверенность от 16.01.2013 N 02-14-51),
Арзамасской городской Думы: Романовой О.Ф. (доверенность от 10.12.2012 N 448)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица -
Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 09.04.2013,
принятое судьей Кабановым В.П., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2013,
принятое судьями Кирилловой М.Н., Захаровой Т.А., Протасовым Ю.В.,
по делу N А43-28734/2012
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "РЕМОНДИС Арзамас Сервис"
(ИНН: 5243027892, ОГРН: 1105243000268)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области
(ИНН: 5260041262, ОГРН: 1025203042710)
о признании недействительным решения,
третьи лица - комитет имущественных отношений города Арзамаса Нижегородской области, Арзамасская городская Дума,
и у с т а н о в и л :
общество с ограниченной ответственностью "РЕМОНДИС Арзамас Сервис" (далее - ООО "РЕМОНДИС Арзамас Сервис", Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области (далее - Управление, антимонопольный орган) от 11.06 2012 N 689-ФАС 52-10/11.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены комитет имущественных отношений города Арзамаса Нижегородской области (далее - Комитет), Арзамасская городская Дума (далее - Дума).
Решением суда от 09.04.2013 заявленное требование удовлетворено.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2013 решение оставлено без изменения.
Управление не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
По мнению заявителя, суды необоснованно сослались на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 10.10.2011 по делу N А43-12221/2011, согласно которому решение Арзамасской городской Думы от 25.12.2009 N 152 "Об освобождении от арендной платы за муниципальное имущество" признано соответствующим действующему законодательству, поскольку в данном нормативном правовом акте не указан конкретный получатель льгот по арендной плате, а комиссия Управления в рассматриваемой ситуации проверила законность действий Комитета по предоставлению льготы конкретному хозяйствующему субъекту - ООО "РЕМОНДИС Арзамас Сервис". Антимонопольный орган считает, что Комитет не мог освободить Общество от арендной платы на основании указанного решения Думы, так как дополнительное соглашение заключено до принятия этого решения (09.11.2009).
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана его представителем в судебном заседании.
Общество в отзыве и его представитель в судебном заседании отклонили доводы жалобы.
Представители Комитета и Думы в судебном заседании не согласились с доводами Управления.
Законность решения Арбитражного суда Нижегородской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании обращения Арзамасской городской прокуратуры Управление провело проверку исполнения администрацией города Арзамаса и Комитетом законодательства о защите конкуренции.
В ходе проверки Управление установило следующее.
На основании постановления мэра города Арзамаса от 15.04.2009 N 641 Комитет 02.07.2009 провел открытый конкурс по продаже права на заключение договора аренды системы коммунальной инфраструктуры (здания, сооружения, сети инженерного обеспечения, оборудование), предназначенной для нужд водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод потребителей города Арзамаса.
Одним из условий конкурса являлось заключение инвестиционного соглашения по созданию, реконструкции и эксплуатации объектов системы коммунальной инфраструктуры и создание совместно с администрацией города Арзамаса коммерческой организации с долей участия администрации города Арзамаса в размере 25 процентов.
На момент окончания срока подачи заявок поступила одна заявка - от РЕМОНДИС Аква ГмбХ энд Ко. КГ.
На основании протокола от 02.07.2009 N 1 открытый конкурс по продаже права на заключение договора аренды признан несостоявшимся.
Единственному участнику предложено представить предложение о заключении договора аренды муниципального имущества на условиях, соответствующих конкурсной документации.
На основании постановления мэра города Арзамаса от 15.10.2009 N 1665 с РЕМОНДИС Аква ГмбХ энд Ко. КГ заключен договор аренды от 06.11.2009 N 10476.
Согласно приложению N 3 к договору аренды ежеквартальная арендная плата установлена в размере 15 180 667 рублей 75 копеек.
Администрация города Арзамаса и ООО "РЕМОНДИС Вода" 09.12.2009 учредили Общество.
На основании соглашения о передаче прав и обязанностей по инвестиционному соглашению по созданию, реконструкции и эксплуатации объектов системы коммунальной инфраструктуры муниципального образования городского округа город Арзамас Нижегородской области от 06.11.2009 РЕМОНДИС Аква ГмбХ энд Ко.КГ передал права и обязанности по инвестиционному соглашению ООО "РЕМОНДИС Арзамас Сервис".
Договором от 01.03.2010 РЕМОНДИС Аква ГмбХ энд Ко. КГ передал Обществу права и обязанности по договору аренды от 06.1.2009 N 10476.
На основании решения Арзамасской городской Думы Нижегородской области от 25.12.2009 N 152 "Об освобождении от арендной платы за муниципальное имущество" с последующими изменениями от 27.08.2010 N 90, от 25.03.2011 N 30 и от 15.07.2011 N 75 Комитет освободил Общество от арендной платы по договору аренды от 06.11.2009 N 10476.
По мнению антимонопольного органа, освобождение Общества от уплаты арендной платы за пользование муниципальным имуществом является муниципальной преференцией, поэтому действия Комитета по предоставлению муниципальной преференции Обществу без предварительного согласования с антимонопольным органом являются нарушением пункта 7 части 1 статьи 15 Закон о защите конкуренции.
Управление приняло решение от 11.06.2012 по делу N 689-ФАС 52-10/11, в соответствии с которым Комитет признан нарушившим антимонопольное законодательство, ему выдано соответствующее предписание.
ООО "РЕМОНДИС Арзамас Сервис" не согласилось с указанным решением и обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь статьей 71, частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 20 статьи 4, пунктом 7 части 1 статьи 15, частями 1, 3 статьи 19 Закона о защите конкуренции, суды пришли к выводу о том, что принятое Управлением решение не соответствует действующему законодательству, нарушает права и законные интересы Общества, и удовлетворили заявленное требование.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности, запрещается предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение требований, установленных главой 5 настоящего Федерального закона (пункт 7 части 1 указанной статьи).
Государственные или муниципальные преференции - предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий.
Суды установили, что решением Арбитражного суда Нижегородской области от 10.10.2011 по делу N А43-12221/2011, оставленным без изменения постановлением Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 26.12.2011, решение Думы от 25.12.2009 N 152 признано соответствующим Закону о защите конкуренции.
По указанному арбитражному делу судами установлено, что решение Думы принято в целях привлечения инвестиций в модернизацию систем коммунальной инфраструктуры города Арзамаса, предотвращения значительного роста тарифов на коммунальные услуги. Воспользоваться предоставленным решением Думы правом может любое лицо, которое соответствует установленным этой нормой требованиям. Освобождение от арендной платы хозяйствующих субъектов в связи с осуществлением инвестиционной деятельности не затрагивает экономические возможности и интересы хозяйствующих субъектов, претендующих на аренду муниципального имущества. Льгота, установленная решением Думы, не является индивидуально определенной, не приводит к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, и воспользоваться ею может любое лицо, подпадающее под установленные в указанной норме критерии.
Ссылка Управления на, что решение Думы от 25.12.2009 было принято после заключения дополнительного соглашения (09.11.2009), несостоятельна в связи с тем, что в дополнительном соглашении предусмотрено, что арендатор освобождается от уплаты арендной платы на основании соответствующих решений Думы. Другими словами, в отсутствие таких решений освобождение от арендной платы не могло быть произведено. Кроме того, в договоре аренды предусмотрено, что имущество, являющееся объектом аренды передается по акту приема-передачи с 01.04.2010.
Довод антимонопольного органа о том, что суды неправомерно сослались на решение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-12221/2011, окружным судом не принимается, поскольку суды правильно указали на законность нормативного правового акта, на основании которого Общество освобождено от арендной платы.
С учетом вмененного Комитету нарушения антимонопольного законодательства ссылка Управления на то, что Комитет мог провести конкурс на заключение договора безвозмездного пользования имуществом, является необоснованной.
На основании изложенного суды правомерно удовлетворили требование Общества и признали недействительным решение антимонопольного органа.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам у суда кассационной инстанции не имеется.
Арбитражный суд Нижегородской области и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба Управления удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 09.04.2013 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2013 по делу N А43-28734/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Л. Забурдаева |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности, запрещается предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение требований, установленных главой 5 настоящего Федерального закона (пункт 7 части 1 указанной статьи).
...
Суды установили, что решением Арбитражного суда Нижегородской области от 10.10.2011 по делу N А43-12221/2011, оставленным без изменения постановлением Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 26.12.2011, решение Думы от 25.12.2009 N 152 признано соответствующим Закону о защите конкуренции."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 18 ноября 2013 г. N Ф01-11907/13 по делу N А43-28734/2012