Нижний Новгород |
|
02 декабря 2013 г. |
Дело N А31-13074/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25.11.2013.
Постановление изготовлено в полном объеме 02.12.2013.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Забурдаевой И.Л.,
судей Радченковой Н.Ш., Чигракова А.И.
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу третьего лица -
Управления территориального планирования, городских земель, градостроительства, архитектуры и муниципального имущества
на решение Арбитражного суда Костромской области от 18.04.2013,
принятое судьей Ивановым Е.В., и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 25.07.2013,
принятое судьями Караваевой А.В., Кононовым П.И., Ольковой Т.М.,
по делу N А31-13074/2012
по заявлению открытого акционерного общества "Экрон-Кострома"
(ИНН: 4401031910, ОГРН: 1024400534520)
к Думе городского округа город Кострома Костромская область
о признании недействительным решения в части,
третье лицо - Управление территориального планирования, городских земель, градостроительства, архитектуры и муниципального имущества,
и у с т а н о в и л :
открытое акционерное общество "Экрон-Кострома" (далее - Общество, ОАО "Экрон-Кострома") обратилось в Арбитражный суд Костромской области с заявлением о признании недействительным решения Думы городского округа город Кострома Костромская область (далее - Дума) от 20.11.2012 N 209 "О представлении в собственность ОАО "Экрон-Кострома" земельного участка, расположенного по адресу: г. Кострома, ул. Галичская, дом 126" в части установления выкупной цены земельного участка и обязании Думу произвести расчет выкупа земельного участка с кадастровым номером 44.27.060301.318, расположенного по адресу: г. Кострома, ул. Галичская, 126, общей площадью 25807,44 квадратного метра, исходя из двух с половиной процентов его кадастровой стоимости.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление территориального планирования, городских земель, градостроительства, архитектуры и муниципального имущества (далее - Управление).
Решением суда от 15.04.2013 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 25.07.2013 решение оставлено без изменения.
Управление не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
По мнению заявителя, суды неправильно применили нормы Земельного кодекса Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, а выводы судов не соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам. Управление считает, что Дума правомерно произвела расчет выкупной стоимости земельного участка в соответствии с законодательством, действующим на момент принятия решения о предоставлении в собственность земельного участка, а не на момент направления арендатором земельного участка заявления о выкупе участка.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
ОАО "Экрон-Кострома" в отзыве не согласилось с доводами, изложенными в кассационной жалобе; просило рассмотреть жалобу без участия представителя.
Дума отзыв на кассационную жалобу не представила; надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения жалобы, представителя не направила.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 25.11.2013.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 04.06.2012 и 07.06.2012 ОАО "Экрон-Кострома" обратилось в Думу и Управление с просьбой оформить документы для проведения сделки по приобретению прав на земельный участок с кадастровым номером 44.27.060301.318, расположенный по адресу: г. Кострома, ул. Галичская, 126, общей площадью 25807,44 квадратного метра, на котором имеются объекты недвижимого имущества, принадлежащие ОАО "Экрон-Кострома".
Обществу 19.07.2012 поступило уведомление от 06.07.2012 исх. N 3640 от Управления о приостановке рассмотрения обращения заявителя в связи с наложением ареста на объекты недвижимости ОАО "Экрон-Кострома", расположенные на испрашиваемом участке. Дополнительная информация для разъяснения вопроса о наложенном аресте у заявителя не запрашивалась.
Дума приняла решение от 20.11.2012 N 209 "О представлении в собственность ОАО "Экрон-Кострома" земельного участка, расположенного по адресу: г. Кострома, ул. Галичская, дом 126" по кадастровой стоимости земельного участка за 40438451,96 рубля.
Посчитав, что принятое Думой решение не соответствует действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным данного решения в части установления выкупной цены земельного участка и обязании Думу произвести расчет выкупа земельного участка с кадастровым номером 44.27.060301.318, расположенного по адресу: г. Кострома, ул. Галичская, 126, общей площадью 25807,44 квадратного метра, исходя из двух с половиной процентов его кадастровой стоимости.
Руководствуясь статьей 71, частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2, 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ), пунктом 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", суды пришли к выводу о том, что оспариваемый ненормативный акт не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы Общества, и удовлетворили заявленные требования.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеют исключительное право на приватизацию таких земельных участков.
В пункте 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что, определяя цену земельного участка по договору купли-продажи, заключаемому в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, стороны должны руководствоваться Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка.
Как следует из абзаца 2 пункта 1 статьи 2 Закона N 137-ФЗ до 01.07.2012, в соответствии с настоящим пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения.
При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах:
- двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек;
- двух с половиной процента кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
Таким образом, согласно пункту 1 статьи Закона N 137-ФЗ, определяющим критерием применения льготных цен при выкупе указанных в данном пункте земельных участков является факт отчуждения здания, строения, сооружения из государственной или муниципальной собственности.
Следовательно, для приобретения собственником такого объекта недвижимости земельного участка по льготной цене, установленной пунктом 1 статьи 2 Закона N 137-ФЗ, достаточно установить факт отчуждения недвижимого имущества в процессе приватизации государственных (муниципальных) предприятий.
Суды установили и материалами дела подтверждается, что нежилые помещения до приобретения их ОАО "Экрон-Кострома" принадлежали органу местного самоуправления и перешли в собственность при акционировании на основании постановления администрации города Костромы от 11.12.2002 N 4773 "О внесении имущественного вклада в хозяйственное общество".
На основании изложенного ОАО "Экрон-Кострома" относится к категории лиц, на которых распространяется льготный порядок определения цены выкупа земельного участка, установленный пунктом 1 статьи 2 Закона N 137-ФЗ, в связи с тем, что объекты недвижимости, расположенные на испрашиваемом заявителем земельном участке, были ранее отчуждены в пользу Общества из муниципальной собственности.
Как установили суды и следует из материалов дела, 07.06.2012 ОАО "Экрон-Кострома" обратилось в Думу и Управление с просьбой оформить документы для проведения сделки по приобретению прав на земельный участок с кадастровым номером 44.27.060301.318, расположенный по адресу: г. Кострома, ул. Галичская, 126, общей площадью 25807,44 квадратного метра, на котором имеются объекты недвижимого имущества, принадлежащие ОАО "Экрон-Кострома".
Согласно пунктам 5, 6, 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации правоотношения по предоставлению земельного участка в собственность собственнику расположенного на нем объекта недвижимости возникает в связи с подачей этим лицом соответствующего заявления. При этом к заявлению должны быть приложены необходимые для принятия компетентным органом решения документы, в частности кадастровая карта (план) земельного участка либо заявление о ее изготовлении. Наличие заявления и кадастрового паспорта земельного участка, который позволяет индивидуализировать земельный участок как объект гражданских прав, дает основания и обязывает компетентный орган направить заинтересованному лицу проект договора купли-продажи земельного участка с определением в нем его цены.
Таким образом, выкупная цена земельного участка подлежит определению на момент подачи заинтересованным лицом заявления с приложением к нему необходимых документов в порядке, предусмотренном статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела документы, по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды установили, что заявление Общества о приобретении прав на землю не противоречит требованиям закона; необходимый пакет документов был направлен в Управление в установленном объеме; замечания по поводу направляемого пакета документов и самого заявления отсутствовали. Данные обстоятельства Думой и Управлением не оспаривались.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о том, что выкупная цена спорного земельного участка должна быть рассчитана по состоянию на 07.06.2012 (на момент подачи заявления), то есть расчет стоимости спорного земельного участка должен быть произведен исходя из двух с половиной процентов его кадастровой стоимости.
Вывод судов основан на полном, всестороннем и объективном исследовании представленных в дело доказательств и не противоречит им.
С учетом изложенного суды правомерно удовлетворили требования Общества.
Иное толкование заявителем положений действующего законодательства не свидетельствует о допущенных судами нарушениях норм материального права.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам у суда кассационной инстанции не имеется.
Арбитражный суд Костромской области и Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба Управления не подлежит удовлетворению.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Управление освобождено от уплаты государственной пошлины.
В связи с окончанием кассационного производства определение Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 09.10.2013 о приостановлении исполнения решения Арбитражного суда Костромской области от 18.04.2013 и постановления Второго арбитражного апелляционного суда от 25.07.2013 утратило силу.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Костромской области от 18.04.2013 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 25.07.2013 по делу N А31-13074/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления территориального планирования, городских земель, градостроительства, архитектуры и муниципального имущества - без удовлетворения.
Определение Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 09.10.2013 о приостановлении исполнения решения Арбитражного суда Костромской области от 18.04.2013 и постановления Второго арбитражного апелляционного суда от 25.07.2013 считать утратившим силу.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Л. Забурдаева |
Судьи |
Н.Ш. Радченкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пунктам 5, 6, 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации правоотношения по предоставлению земельного участка в собственность собственнику расположенного на нем объекта недвижимости возникает в связи с подачей этим лицом соответствующего заявления. При этом к заявлению должны быть приложены необходимые для принятия компетентным органом решения документы, в частности кадастровая карта (план) земельного участка либо заявление о ее изготовлении. Наличие заявления и кадастрового паспорта земельного участка, который позволяет индивидуализировать земельный участок как объект гражданских прав, дает основания и обязывает компетентный орган направить заинтересованному лицу проект договора купли-продажи земельного участка с определением в нем его цены.
Таким образом, выкупная цена земельного участка подлежит определению на момент подачи заинтересованным лицом заявления с приложением к нему необходимых документов в порядке, предусмотренном статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 2 декабря 2013 г. N Ф01-12154/13 по делу N А31-13074/2012
Хронология рассмотрения дела:
02.12.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-12154/13
25.07.2013 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-4833/13
03.06.2013 Определение Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-4730/13
18.04.2013 Решение Арбитражного суда Костромской области N А31-13074/12