Нижний Новгород |
|
27 ноября 2013 г. |
Дело N А43-32885/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25.11.2013.
Постановление изготовлено в полном объеме 27.11.2013.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Тютина Д.В.,
судей Радченковой Н.Ш., Чижова И.В.,
при участии представителей
от заявителя: Масловой Н.Б., доверенность от 14.12.2012 N 362,
от заинтересованного лица: Ревиной В.Ф., доверенность от 24.09.2013 N 96,
Воронцовой Е.В., доверенность от 24.09.2013 N 94, Харчевой О.В., доверенность
от 24.09.2013 N 95,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального
фонда обязательного медицинского страхования Нижегородской области
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 18.04.2013,
принятое судьей Моисеевой И.И., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2013,
принятое судьями Белышковой М.Б., Гущиной А.М., Кирилловой М.Н.,
по делу N А43-32885/2012
по заявлению государственного бюджетного учреждения здравоохранения Нижегородской области "Городская клиническая больница N 5 Нижегородского района
г. Нижнего Новгорода"
(ИНН:5262116410, ОГРН:1035205766738)
о признании недействительным акта проверки Территориального фонда обязательного медицинского страхования Нижегородской области от 03.10.2012 N 8,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - общество с ограниченной ответственностью "БИОТА-Центр",
и у с т а н о в и л :
государственное бюджетное учреждение здравоохранения Нижегородской области "Городская клиническая больница N 5 Нижегородского района г. Нижнего Новгорода" (далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Нижегородской области (далее - Фонд) о признании недействительным акта от 03.10.2012 N 8.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "БИОТА - Центр" (далее - третье лицо, ООО "БИОТА-Центр").
Решением суда от 18.04.2013 заявленное требование Учреждения удовлетворены.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 29.07.2013 данное решение оставлено без изменения.
Фонд не согласился с принятыми судебными актами и обратился в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправомерно применили нормы материального права, неполно выяснили обстоятельства дела и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. По мнению фонда, действующим законодательством на него возложены функции по контролю за целевым и рациональным использованием финансовых средств, направленных на обязательное медицинское страхование, и по принятии мер по восстановлению данных средств. Нецелевое использование средств Учреждением в размере 1 177 995 рублей 29 копеек установлено в ходе проверки, проведенной за период 01.10.2009 по 30.06.2012 (акт проверки от 03.12.2012). Спорные дополнительные выплаты, по мнению Фонда, производились Учреждением не в связи с работой на компьютере. Фонд не согласен с результатами хронометража рабочего времени, выполненного в ходе аттестации рабочих мест. Суды также неверно трактуют анализ использования денежных средств по структуре тарифа на заработную плату.
В судебном заседании представители Фонда подтвердили позицию, изложенную в кассационной жалобе.
Учреждение в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в судебном заседании возразили Фонду, просили оставить жалобу без удовлетворения.
Третье лицо, просило рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Законность принятых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании приказа от 03.09.2012 N 323-о Фондом проведена комплексная проверка использования Учреждением средств обязательного медицинского страхования с 01.10.2010 по 30.06.2012, в ходе которой было установлено нецелевое использование Учреждением денежных средств в общей сумме 1 614 608 рублей, в том числе 1 177 995 рублей 29 копеек, выплаченные работникам, занятым работой на компьютере не менее 80 процентов своего рабочего времени.
По результатам проверки Фондом составлен акт от 03.10.2012 N 8.
Исходя из актов проверки, в Учреждении на основании проведенной аттестации рабочих мест неправомерно установлены надбавки за вредные условия труда в размере от 12 до 24 процентов от должностного оклада следующим сотрудникам, занятым работой на компьютере не менее 80 процентов рабочего времени: заместителю главного врача по ГО и ЧС, главной медицинской сестре, программисту, старшей медицинской сестре, делопроизводителю, заместителю главного врача по лечебной работе, заместителю главного врача по КЭР, работникам бухгалтерии, сотрудникам отдела кадров, работникам планово - экономической службы, агенту по снабжению, заведующей организационно-методическим отделом, операторам ЭВМ, медицинскому статистику, машинистке, медицинскому регистратору (приемное отделение).
Перечисленные профессии не предусмотрены отраслевым перечнем работ с тяжелыми и вредными условиями труда и не отражены в "Списке производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день", утвержденном постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 N 298/п-22.
Аттестацию рабочих мест в Учреждении, проводило ООО "БИОТА-Центр", имеющее аттестат аккредитации N Госреестра РОСС RU. 0013.21 ОТ 105 от 27.05.2008, действительный до 27.05.2013, и аттестат аккредитации N Госреестра РОСС RU. 0001.513810 от 10.11.2006.
При проверке материалов по аттестации рабочих мест Фонд посчитал, что в них не содержатся сведения, подтверждающие, что период занятости работников за компьютером составляет не менее 80 процентов рабочего времени.
Данное основание выплаты указанным работникам в общей сумме 1 177 995 рублей 29 копеек признано Фондом нецелевым расходованием средств обязательного медицинского страхования.
Учреждение не согласилось с актом Фонда и обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь статьями 65, 71, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 6, 147, 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьями 7, 34 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", статьей 82 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", постановлением главы администрации города Нижнего Новгорода от 31.10.2008 N 5204 "Об утверждении Положения об оплате труда работников муниципальных учреждений здравоохранения города Нижнего Новгорода", постановлением Правительства Нижегородской области от 15.10.2008 N 462 "Об оплате труда работников государственных учреждений здравоохранения Нижегородской области", суд первой инстанции удовлетворил заявленное требование. Суд пришел к выводу о том, что Фонд не представил доказательств нецелевого расходования Учреждением средств обязательного медицинского страхования на сумму 1 177 995 рублей 29 копеек.
Первый арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
В пункте 12 части 7 статьи 34 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" предусмотрено, что территориальный фонд обязательного медицинского страхования осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии.
Приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 16.04.2012 N 73 утверждено Положение о контроле за деятельностью страховых медицинских организаций и медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования территориальными фондами обязательного медицинского страхования (далее - Положение).
Согласно разделу 5 Положения по результатам проверки составляется акт проверки.
В силу пункта 21.3 Положения при выявлении фактов нарушения договорных обязательств, установленных договором о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования, в том числе фактов нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования страховой медицинской организацией, в заключительную часть акта проверки включается обобщенная информация о направлениях нарушений договорных обязательств и суммах нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования с требованием о возврате (возмещении) страховой медицинской организацией (филиалом страховой медицинской организации) средств, использованных не по целевому назначению, и уплате штрафа за использование не по целевому назначению страховой медицинской организацией целевых средств в соответствии с частями 11, 12 статьи 38 Федерального закона N 326-ФЗ и (или) уплате штрафов, пеней за нарушение договорных обязательств
В статье 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации, расходование средств государственных внебюджетных фондов осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, регламентирующим их деятельность, в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Бюджетный кодекс Российской Федерации не раскрывает понятие нецелевого использования средств бюджетов внебюджетных фондов.
На основании части 6 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации применению по аналогии подлежат нормы статьи 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации, исходя из смысла которой к нецелевому использованию средств бюджетов внебюджетных фондов можно отнести направление и использование данных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием получения.
В силу статьи 37.2 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 N 5487-1, действовавших до 01.01.2012, оказание медицинской помощи финансируется за счет средств обязательного медицинского страхования в соответствии с базовой программой обязательного медицинского страхования, а также средств бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи. Финансовое обеспечение деятельности федеральных организаций здравоохранения является расходным обязательством Российской Федерации.
Финансовое обеспечение деятельности организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
Финансовое обеспечение деятельности организаций муниципальной системы здравоохранения является расходным обязательством муниципального образования.
Исходя из статьи 82 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", вступившего в силу с 01.01.2012, источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники.
На основании распоряжения Правительства Нижегородской области от 29.11.2011 N 2577-р "Об утверждении перечней муниципальных учреждений и муниципального имущества, передаваемых из собственности города Нижнего Новгорода в государственную собственность Нижегородской области" Учреждение с 01.01.2012 передано в государственную собственность Нижегородской области.
В пункте 4.2.3 постановления главы администрации г. Нижнего Новгорода от 31.10.2008 N 5204 "Об утверждении Положения об оплате труда работников муниципальных учреждений здравоохранения города Нижнего Новгорода", а также в пункте 4.2.4 постановления Правительства Нижегородской области от 15.10.2008 N 462 "Об оплате труда работников государственных учреждений здравоохранения Нижегородской области" предусмотрено, что рабочим, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, а также работникам, занятым по характеру занимаемой должности полный рабочий день (не менее 80 процентов рабочего времени) работой на компьютере, по результатам аттестации рабочих мест производится выплата в размере от 0,12 до 0,24 от минимального оклада с учетом повышающего коэффициента.
Суды первой и апелляционной инстанции установили, что выплаты производились работникам, занятым работой на компьютере не менее 80 процентов рабочего времени, в соответствии с пунктом 4.2.3 постановления главы администрации города Нижнего Новгорода от 31.10.2008 N 5204 и пунктом 4.2.4 постановления Правительства Нижегородской области от 15.10.2008 N 462, которые являются самостоятельными основаниями для осуществления выплат в размере от 0,12 до 0,24 от минимального оклада с учетом повышающего коэффициента. С учетом изложенного суды пришли к выводу о том, что Учреждение в проверяемом периоде правомерно осуществляло соответствующие выплаты работникам. Судами установлено обоснованное использование денежных средств на заработную плату на протяжении всего проверяемого периода, в отчетности Учреждения отражена экономия фонда оплаты труда; превышения фактически начисленного фонда оплаты труда по отношению к сформированному фонду по реестрам не установлено. Кроме того, указанные нормативные акты Нижегородской области не предусматривают, что выплаты должны производиться при наличии экономии фонда заработной платы.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов обеих инстанций и получили надлежащую правовую оценку; эти доводы не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено. Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, подлежит отнесению на ее заявителя. Излишне уплаченная государственная пошлина в размере 2000 рублей подлежит возврату из федерального бюджета заявителю.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 18.04.2013 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2013 по делу N А43-32885/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Нижегородской области - без удовлетворения.
Возвратить Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Нижегородской области из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2000 рублей, уплаченную при подаче кассационной жалобы по платежному поручению от 23.09.2013 N 3735.
Справку на возврат государственной пошлины выдать.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Д.В. Тютин |
Судьи |
Н.Ш. Радченкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На основании части 6 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации применению по аналогии подлежат нормы статьи 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации, исходя из смысла которой к нецелевому использованию средств бюджетов внебюджетных фондов можно отнести направление и использование данных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием получения.
...
Исходя из статьи 82 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", вступившего в силу с 01.01.2012, источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 27 ноября 2013 г. N Ф01-12107/13 по делу N А43-32885/2012