Нижний Новгород |
|
05 декабря 2013 г. |
Дело N А79-477/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28.11.2013.
Постановление изготовлено в полном объеме 05.12.2013.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шемякиной О.А.,
судей Базилевой Т.В., Чижова И.В.
в отсутствие представителей сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации Батыревского сельского поселения Чувашской Республики
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 14.05.2013,
принятое судьей Щетинкиным А.В.,
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2013,
принятое судьями Смирновой И.А., Захаровой Т.А., Урлековым И.А.,
по делу N А79-477/2013
по заявлению администрации Батыревского сельского поселения Чувашской Республики
(ИНН: 212801142281, ОГРН: 306213024900078)
к Финансовому отделу администрации Батыревского района Чувашской Республики
о признании незаконными действий,
третье лицо - общество с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Чебоксары",
и у с т а н о в и л :
администрация Батыревского сельского поселения Чувашской Республики (далее - администрация сельского поселения) обратилась в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконными действий Финансового отдела администрации Батыревского района Чувашской Республики (далее - Финансовый отдел) по принятию к исполнению исполнительного документа и об обязании возвратить исполнительный лист взыскателю.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Чебоксары" (далее - Общество).
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики от 14.05.2013 в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2013 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Администрации сельского поселения не согласилась с судебными актами и обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили статьи 242.2, 245.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 37 и 41 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федера;ии", сделали выводы, не соответствующие обстоятельствам дела. По мнению заявителя жалобы, действия финансового отдела администрации Батыревского района по принятию к исполнению исполнительного документа являются незаконными, поскольку по финансовым обязательствам администрации Батыревского сельского поселения финансовый отдел администрации Батыревского района не отвечает.
Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
Финансовый отдел отзыв на кассационную жалобу не представил.
Общество в отзыве на жалобу возразило относительно доводов Администрации сельского поселения, просило оставить жалобу без удовлетворения.
Лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителей не направили.
Законность решения Арбитражного суда Чувашской Республики и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании решения Арбитражного суда Чувашской Республики от 02.10.2012 N А79-7081/2012 Обществу выдан исполнительный лист от 18.12.2012 серии АС N 004498869 о взыскании с администрации сельского поселения в пользу Общества задолженности в сумме 994 034 рублей 90 копеек, расходов по государственной пошлине в сумме 22 880 рублей 69 копеек.
26.12.2012 Общество предъявило исполнительный документ к исполнению в Финансовый отдел, который 27.12.2012 уведомил администрацию сельского поселения о поступлении исполнительного документа.
В связи с неисполнением администрацией сельского поселения требований исполнительного документа Финансовый отдел 22.01.2013 вынес уведомление о приостановлении операций по расходованию средств на лицевых счетах должника.
Администрация сельского поселения посчитала действия Финансового отдела незаконными и обратилась в арбитражный суд.
Руководствуясь статьями 198 (частью 1), 200 (частью 4), 201 (частью 2) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 242.1, 242.2 и 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 41 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ), пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 2О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Чувашской Республики пришел к выводу о том, что Финансовым отделом соблюдены требования законодательства и заключенного между Администрацией сельского поселения и администрацией района Соглашения от 14.12.2009 N 3, в связи с этим отказал в удовлетворении заявленных требований.
Первый арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании части 2 статьи 41 Закона N 131-ФЗ органы местного самоуправления, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом и уставом муниципального образования наделяются правами юридического лица, являются муниципальными казенными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с федеральным законом. Представительный орган муниципального образования и местная администрация как юридические лица действуют на основании общих для организаций данного вида положений настоящего Федерального закона в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации применительно к казенным учреждениям.
В силу части 1 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
К исполнительному документу (за исключением судебного приказа), направляемому для исполнения судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем, должны быть приложены копия судебного акта, на основании которого он выдан, а также заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя (реквизитов банковского счета взыскателя при предъявлении исполнительного документа в порядке, установленном статьей 242.2 настоящего Кодекса), на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию. Заявление подписывается взыскателем либо его представителем с приложением доверенности или нотариально удостоверенной копии доверенности или иного документа, удостоверяющего полномочия представителя (часть 2 статья 242.1 Кодекса).
Согласно части 3 статьи 242.1 Кодекса основанием для возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение, является: непредставление какого-либо документа, указанного в пункте 2 настоящей статьи; несоответствие документов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, требованиям, установленным Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве; предоставление документов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, в орган Федерального казначейства (финансовый орган субъекта Российской Федерации, финансовый орган муниципального образования), в котором не открыт лицевой счет должника; нарушение установленного законодательством Российской Федерации срока предъявления исполнительного документа к исполнению; представление взыскателем заявления об отзыве исполнительного документа.
В соответствии с частью 1 статьи 242.5 Кодекса исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его казенного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета муниципального казенного учреждения, по месту открытия должнику как получателю средств местного бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов местного бюджета.
Орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя (часть 2 статьи 242.5 Кодекса).
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства, а именно: Соглашение от 14.12.2009 N 3, в соответствии с которым администрация сельского поселения передала администрации района полномочия по открытию и ведению лицевых счетов; Положение о Финансовом отделе, утвержденное решением Собрания депутатов Батыревского района Чувашской Республики от 27.07.2012 N 3, согласно которому в функции Финансового отдела входит исполнение судебных актов о взыскании средств по денежным обязательствам получателей средств местного бюджета на основании исполнительных листов судебных органов, суды пришли к верному выводу о том, что взыскатель правильно направил исполнительный документ в Финансовый отдел.
На основании изложенного суды правомерно посчитали, что Финансовым отделом соблюдены требования законодательства и заключенного между Администрацией сельского поселения и администрацией района Соглашения от 14.12.2009 N 3.
При таких обстоятельствах суды обоснованно отказали администрации сельского поселения в удовлетворении заявления о признании незаконными действий Финансового отдела по принятию к исполнению исполнительного документа.
Установленные судами фактические обстоятельства и сделанные на их основе выводы соответствуют материалам дела, им не противоречат и не подлежат переоценке судом кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суды правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы не рассматривался, так как на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Администрация освобождена от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 14.05.2013 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2013 по делу N А79-477/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Батыревского сельского поселения Чувашской Республики - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.А. Шемякина |
Судьи |
Т.В. Базилева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"К исполнительному документу (за исключением судебного приказа), направляемому для исполнения судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем, должны быть приложены копия судебного акта, на основании которого он выдан, а также заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя (реквизитов банковского счета взыскателя при предъявлении исполнительного документа в порядке, установленном статьей 242.2 настоящего Кодекса), на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию. Заявление подписывается взыскателем либо его представителем с приложением доверенности или нотариально удостоверенной копии доверенности или иного документа, удостоверяющего полномочия представителя (часть 2 статья 242.1 Кодекса).
...
В соответствии с частью 1 статьи 242.5 Кодекса исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его казенного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета муниципального казенного учреждения, по месту открытия должнику как получателю средств местного бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов местного бюджета.
Орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя (часть 2 статьи 242.5 Кодекса)."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 5 декабря 2013 г. N Ф01-12126/13 по делу N А79-477/2013