Нижний Новгород |
|
25 декабря 2013 г. |
Дело N А43-23551/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23.12.2013.
Постановление изготовлено в полном объеме 25.12.2013.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Радченковой Н.Ш.,
судей Башевой Н.Ю., Чигракова А.И.
при участии представителя
от истца: Росошанского С.Г. (протокол от 13.03.2009 N 8)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 27.05.2013,
принятое судьей Ивановым А.В., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2013,
принятое судьями Захаровой Т.А., Рубис Е.А., Урлековым В.Н.,
по делу N А43-23551/2012
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Лайтекс"
(ИНН: 5258041762, ОГРН: 1025202605955)
о признании незаконным решения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области от 09.07.2012 N МР-07/10087,
третьи лица - общество с ограниченной ответственностью "БМК Цемент", открытое акционерное общество "Завод "Красное Сормово",
и у с т а н о в и л :
общество с ограниченной ответственностью "Лайтекс" (далее - ООО "Лайтекс", Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным решения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области (далее - Управление, уполномоченный орган) об отказе в предоставлении в собственность за плату земельного участка общей площадью 15 274 квадратных метра, с кадастровым номером 52:18:0010013:43, расположенного по адресу: город Нижний Новгород, Сормовский район, улица Щербакова, дом 37.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в рассмотрении дела привлечены общество с ограниченной ответственностью "БМК Цемент" (далее - ООО "БМК Цемент"), открытое акционерное общество "Завод "Красное Сормово" (далее - ОАО "Завод "Красное Сормово").
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 27.05.2013 заявленные требования удовлетворены, оспариваемое решение уполномоченного органа признано незаконным и не соответствующим Земельному кодексу Российской Федерации. В целях восстановления нарушенного права суд обязал уполномоченный орган в месячный срок со дня принятия судебного акта принять решение о предоставлении ООО "Лайтекс" в собственность испрашиваемого земельного участка, издать соответствующий распорядительный акт и подготовить проект договора купли-продажи земельного участка по цене определенной в размере 2,5 процентов от его кадастровой стоимости, направить в адрес Общества проект договора купли-продажи с предложением о его заключении.
Постановлением апелляционного суда от 30.08.2013 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Управление не согласилось с принятыми по делу судебными актами и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
Заявитель жалобы считает, что суды неверно истолковали статью 36 Земельного кодекса Российской Федерации, выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. По мнению Управления, Общество не представило надлежащим образом заверенную копию документа, удостоверяющего личность генерального директора ООО "Лайтекс" Росошанского Л.Г. Уполномоченный орган указывает, что Общество при обращении с заявлением о предоставлении обозначенного земельного участка в собственность не подтвердило свое исключительное право на приобретение данного земельного участка в собственность.
Подробно доводы Управления изложены в кассационной жалобе.
Представитель Общества в судебном заседании возразил относительно доводов кассационной жалобы.
Управление и третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, в заседание суда кассационной инстанции не явились. Дело рассмотрено в их отсутствие.
Законность принятых Арбитражным судом Нижегородской области и Первым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Обществу принадлежит на праве собственности сооружение - железнодорожные пути склада общей площадью 360 квадратных метров, протяженностью 360 метров, N 9395, литера 2, условный номер 52:18:0010013:258 (свидетельство о государственной регистрации от 30.05.2012 N 52-52-01/223/2012-386), а также сооружение - открытый склад общая площадью 2294,1 квадратного метра, условный номер 52:18:0010012:0:14 (свидетельство о государственной регистрации от 11.01.2011 N 52-5201/657/2010-038).
Указанные объекты недвижимости, используемые с момента их создания под складское хозяйство, расположены на земельном участке с кадастровым номером 52:18:0010013:43, который образован в результате раздела на восемь земельных участков.
Земельный участок с кадастровым номером 52:18:0010013:33 принадлежал на праве собственности Российской Федерации (выписка из Единого государственного реестра недвижимого имущества и сделок с ним от 20.06.2012 N 01/126/2012-487) и находился на праве постоянного бессрочного пользования у ОАО "Завод "Красное Сормово".
В связи с фактическим отчуждением находящихся на земельном участке с кадастровым номером 52:18:0010013:33 объектов недвижимости (включая прекращение права долевой собственности на железнодорожные пути) распоряжением от 30.11.2011 N 532 Управление прекратило в отношении ОАО "Завод "Красное Сормово" право постоянного (бессрочного) пользования на данный земельный участок.
ООО "Лайтекс" 27.06.2012 обратилось в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении в собственность за плату земельного участка, на котором расположены принадлежащие заявителю на праве собственности объекты недвижимого имущества, приложив пакет необходимых документов.
Письмом от 09.07.2012 N МР-07/10087 Управление уведомило Общество об отказе в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка.
Общество посчитав такое решение уполномоченного органа незаконным и нарушающим его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Руководствуясь статьей 65, частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 271 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктами 1, 5, 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования, при этом исходил из того, что уполномоченный орган не доказал законность и обоснованность оспариваемого решения.
Первый арбитражный апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду.
В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" утверждено Положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, в соответствии с пунктом 1 которого Федеральное агентство по управлению государственными имуществом является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера, в сфере управления имуществом Российской Федерации.
В силу пункта 4 положения Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Согласно пунктам 4.1, 4.6 Положения о территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 27.02.2009 N 49, территориальный орган осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории Нижегородской области, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества и обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.
Согласно части 2 статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации, при разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки.
Испрашиваемый Обществом земельный участок является объектом федеральной собственности (свидетельство от 19.09.2011 серии 52 АГ N 980766), и ООО "Лайтекс" обратилось с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка к уполномоченному органу по управлению и распоряжению земельными участками на территории Нижегородской области.
В силу части 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с названным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В соответствии с частью 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с этим кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены данным кодексом, федеральными законами.
Под зданиями, строениями, сооружениями законодатель понимает объекты недвижимого имущества.
В части 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации дано понятие недвижимой вещи (недвижимого имущества, недвижимости), к которым относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без причинения несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
В силу части 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержден приказом Минэкономразвития России от 13.09.2011 N 475.
В месячный срок со дня поступления заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (часть 6 статьи 36 Кодекса).
Основания для отказа в предоставлении земельного участка в собственность предусмотрены в статье 28 Земельного кодекса Российской Федерации и в статье 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", их перечень является исчерпывающим.
Как следует из материалов дела, в обоснование своего решения Управление указывает на отсутствие документов, обосновывающих целесообразность предоставления испрашиваемого земельного участка в указанных границах, и заверенной копии документа, удостоверяющего личность заявителя.
Суды на основании анализа описи документов, приложенных к заявлению о приватизации земельного участка, установили, что ООО "Лайтекс" представило все документы необходимые для принятия соответствующего решения.
Обществу на праве собственности принадлежит два объекта недвижимого имущества, расположенные на испрашиваемом земельном участке, что подтверждено документально. Следовательно, Общество в силу статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации имеет исключительное право на приватизацию земельного участка, на котором расположены данные объекты.
Испрашиваемый земельный участок образован именно для целей использования объектов недвижимости, принадлежащих ООО "Лайтекс" на праве собственности. Следовательно, необходимость и целесообразность предоставления участка именно в таких границах и площади для достижения целей его предоставления однозначно определены.
Испрашиваемый земельный участок соответствует установленным градостроительным законодательством требованиям, не приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на земельном участке объектов недвижимости.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о том, что Общество представило в уполномоченный орган все необходимые документы, предусмотренные действующим законодательством, и Управление имело возможность по заявлению ООО "Лайтекс" и приложенным к нему документам принять решение о предоставлении в собственность за плату испрашиваемого земельного участка.
С учетом изложенного суды обоснованно признали, что решение Управления не соответствует Земельному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, что в силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет удовлетворение заявленных требований.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судебных инстанциях, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Арбитражный суд Нижегородской области и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы не рассматривался, так как на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Управление освобождено от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 27.05.2013 и постановление Певого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2013 по делу N А43-23551/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Ш. Радченкова |
Судьи |
Н.Ю. Башева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В месячный срок со дня поступления заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (часть 6 статьи 36 Кодекса).
Основания для отказа в предоставлении земельного участка в собственность предусмотрены в статье 28 Земельного кодекса Российской Федерации и в статье 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", их перечень является исчерпывающим.
...
Обществу на праве собственности принадлежит два объекта недвижимого имущества, расположенные на испрашиваемом земельном участке, что подтверждено документально. Следовательно, Общество в силу статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации имеет исключительное право на приватизацию земельного участка, на котором расположены данные объекты."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 25 декабря 2013 г. N Ф01-12757/13 по делу N А43-23551/2012