Нижний Новгород |
|
24 декабря 2013 г. |
Дело N А31-13092/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18.12.2013.
Постановление изготовлено в полном объеме 24.12.2013.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шемякиной О.А.,
судей Чижова И.В., Шутиковой Т.В.
в отсутствие представителей сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу областного государственного казенного учреждения "Костромское областное управление автомобильных дорог общего пользования "Костромаавтодор"
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 08.08.2013,
принятое судьями Тетерваком А.В., Малых Е.Г., Поляковой С.Г.,
по делу N А31-13092/2012
по иску областного государственного казенного учреждения "Костромское областное управление автомобильных дорог общего пользования "Костромаавтодор"
(ИНН 4400000299, ОГРН 1034408610136)
к индивидуальному предпринимателю Соколову Александру Николаевичу
(ИНН 444100216310, ОГРН 304440124000231)
о взыскании ущерба
и у с т а н о в и л :
областное государственное казенное учреждение "Костромское областное управление автомобильных дорог общего пользования "Костромаавтодор" (далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Костромской области с иском к индивидуальному предпринимателю Соколову Александру Николаевичу (далее - ИП Соколов А.Н.) о взыскании 223 300 рублей материального ущерба, причиненного автомобильной дороге "Кострома - В.Спасское".
Решением Арбитражного суда Костромской области от 25.04.2013 иск удовлетворен.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 08.08.2013 решение суда первой инстанции отменено, в иске отказано.
Учреждение не согласилось с постановлением суда апелляционной инстанции и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
По мнению заявителя жалобы, выводы суда апелляционной инстанции не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Учреждение считает, что в рассматриваемом случае контрольное взвешивание не требуется, поскольку транспортное средство взвешено в статическом режиме
Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
ИП Соколов А.Н. отзыв на кассационную жалобу не представил.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителей не направили.
Законность постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 16.04.2010 специалисты стационарного пункта весового контроля инспекции государственного административно-технического надзора Костромской области, расположенного на 10 километре автомобильной дороги "Кострома - В. Спасское", выявили нарушение Правил перевозки тяжеловесных грузов водителем Кукушкиным А.В., управлявшим автомобилем МАН 19464, государственный регистрационный знак ВВ 7822 44, принадлежащим ИП Соколову А.Н. (на основании договора аренды).
По данному факту составлен акт N 1858, согласно которому при допустимой осевой нагрузке 6 тонн фактическая нагрузка на первую ось составила 6,05 тонны, на вторую ось - 7,59 тонны; при допустимой осевой нагрузке 5 тонн фактическая нагрузка на третью ось составила 6,47 тонны, на четвертую ось - 6,89 тонны, на пятую ось - 6,61 тонны; компенсация за ущерб, причиненный ИП Соколовым А.Н. автомобильной дороге "Кострома - В. Спасское", составила 223 300 рублей.
21.09.2010 Инспекция направила ИП Соколову А.Н. претензию, в которой предложила возместить причиненный ущерб.
ИП Соколов А.Н. добровольно ущерб не возместил, поэтому Учреждение обратилось в арбитражный суд с соответствующим иском.
Руководствуясь статьями 15 и 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, Правилами возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 N 934, Арбитражный суд Костромской области пришел к выводу об обоснованности заявленного требования и удовлетворил его.
Второй арбитражный апелляционный суд, дополнительно руководствуясь статьями 4, 12, 30 и 31 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации", распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 10.11.2002 N ИС-1004-р "О создании службы весового контроля Государственной службы дорожного хозяйства Министерства транспорта Российской Федерации", отменил решение суда первой инстанции. Суд исходил из того, что при взвешивании автотранспортного средства ответчика не соблюдена процедура, поскольку при несогласии водителя с показаниями весового оборудования контрольное взвешивание не проводилось.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа пришел к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 N 934 утверждены Правила возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов (далее - Правила возмещения вреда).
В силу пункта 2 Правил возмещения вреда вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств.
В пункте 3 Правил возмещения вреда установлено, что осуществление расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда организуется Федеральным дорожным агентством, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, владельцами частных автомобильных дорог в отношении соответственно участков автомобильных дорог федерального значения, участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, участков автомобильных дорог местного значения, участков частных автомобильных дорог, по которым проходит маршрут движения транспортного средства. Порядок взаимодействия указанных органов и лиц по вопросам расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда устанавливается Министерством транспорта Российской Федерации при определении порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства.
Распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 10.11.2002 N ИС-1004-р создана служба весового контроля Государственной службы дорожного хозяйства Министерства транспорта Российской Федерации, утверждены Положение о службе весового контроля Государственной службы дорожного хозяйства Министерства транспорта Российской Федерации и Регламент функционирования службы весового контроля Государственной службы дорожного хозяйства Министерства транспорта Российской Федерации (далее - Регламент).
Регламент определяет порядок действий работников федеральных управлений автомобильных дорог, управлений автомагистралей, органов управления дорожным хозяйством субъектов Российской Федерации, уполномоченных осуществлять функции управления федеральными автомобильными, стационарных и передвижных пунктов весового контроля по контролю за перевозкой тяжеловесных грузов автомобильным транспортом и соблюдением допустимых весовых параметров автомобильного транспорта при проезде по федеральным автомобильным дорогам общего пользования.
Согласно пункту 2.1 Регламента выявление транспортных средств с весовыми параметрами, превышающими допустимые, производится инспектором - оператором стационарного пункта весового контроля (далее - СПВК) путем их поосного взвешивания в движении с помощью автоматизированных систем контроля весовых параметров, платформы которых установлены непосредственно на проезжей части дороги.
На основании пункта 2.3 Регламента при определении с помощью автоматизированной системы контроля весовых параметров факта превышения допустимых весовых параметров транспортного средства инспектор - оператор СПВК немедленно информирует об этом сотрудников подразделений Госавтоинспекции МВД России или Ространсинпекции Минтранса России для принятия ими необходимых мер к остановке транспортного средства и совместно с ними проверяет наличие у перевозчика разрешения на перевозку крупногабаритного и (или) тяжеловесного груза по дорогам общего пользования Российской Федерации.
При несогласии водителя транспортного средства (лица, сопровождающего груз) с показаниями автоматизированных систем контроля весовых параметров, платформы которых установлены непосредственно на проезжей части дороги, транспортное средство направляется инспектором - оператором СПВК на специальную площадку, оборудованную весами для контрольного взвешивания, показания которых являются окончательными при определении весовых параметров (пункт 3.2 Регламента).
При взвешивании в передвижном пункте весового контроля после остановки транспортного средства немедленно производится измерение нагрузок на ось и определение полной массы транспортного средства в статическом режиме (пункт 3.9 Регламента).
Из приведенных норм в их совокупности и взаимосвязи следует, что взвешивание транспортных средств в движении с помощью автоматизированных систем контроля весовых параметров, платформы которых установлены непосредственно на проезжей части дороги, проводится только для выявления автомобилей с нарушениями параметров нагрузки в процессе движения потока автотранспортных средств на проезжей части, при этом обязательного порядка взвешивания транспортного средства в движении на данном этапе не установлено. Окончательным при определении весовых параметров является взвешивание транспортного средства на специальной площадке, оборудованной весами для контрольного взвешивания (в статическом режиме).
Указанные выводы подтверждаются пунктом 20 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере транспорта исполнения государственной функции по осуществлению в установленном порядке весового контроля автотранспортных средств, осуществляющих грузовые перевозки, утвержденным Минтранса Российской Федерации от 21.07.2011 N 193, вступившим в силу с 12.03.2012 и сменившим ранее действовавший Регламент. Согласно указанной норме должностное лицо осуществляет проверку весовых параметров транспортного средства на специальной площадке, оборудованной весами для взвешивания в статическом режиме.
Как установили суды, документом, подтверждающим причинение ИП Соколовым А.Н. ущерба автомобильной дороге "Кострома - В. Спасское", является акт от 16.04.2010 N 1858 о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и нагрузке на ось, согласно которому измерение проводилось в статическом режиме.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно взыскал с ИП Соколова А.Н. ущерб в соответствии с результатами весового контроля, а вывод суда апелляционной инстанции о том, что при несогласии водителя с показаниями весового оборудования должно быть проведено повторное взвешивание в статическом режиме (контрольное взвешивание) основан на неправильном применении пунктов 2.1 и 3.2 Регламента.
Следовательно, постановление суда апелляционной инстанции подлежит отмене на основании части 2 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а решение суда первой инстанции, как соответствующее требованиям закона, - оставлению в силе
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.
В связи с предоставлением Учреждению отсрочки по уплате государственной пошлины в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина по кассационной жалобе в размере 2000 рублей подлежит взысканию с ИП Соколова А.Н. в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 5 части 1), 288 (части 2) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 08.08.2013 по делу N А31-13092/2012 отменить, решение Арбитражного суда Костромской области от 25.04.2013 по делу N А31-13092/2012 оставить в силе.
Арбитражному суду Костромской области осуществить поворот исполнения постановления Второго арбитражного апелляционного суда от 08.08.2013 по делу N А31-13092/2012 в части распределения расходов по государственной пошлине за апелляционное обжалование.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Соколова Александра Николаевича в доход федерального бюджета 2000 рублей расходов по государственной пошлине за рассмотрение дела в кассационной инстанции.
Арбитражному суду Костромской области выдать исполнительный лист.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.А. Шемякина |
Судьи |
И.В. Чижов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Второй арбитражный апелляционный суд, дополнительно руководствуясь статьями 4, 12, 30 и 31 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации", распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 10.11.2002 N ИС-1004-р "О создании службы весового контроля Государственной службы дорожного хозяйства Министерства транспорта Российской Федерации", отменил решение суда первой инстанции. Суд исходил из того, что при взвешивании автотранспортного средства ответчика не соблюдена процедура, поскольку при несогласии водителя с показаниями весового оборудования контрольное взвешивание не проводилось.
...
В соответствии с пунктом 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 N 934 утверждены Правила возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов (далее - Правила возмещения вреда)."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 24 декабря 2013 г. N Ф01-12414/13 по делу N А31-13092/2012
Хронология рассмотрения дела:
16.04.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-4835/14
09.04.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-4835/14
24.12.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-12414/13
08.08.2013 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-4688/13
25.04.2013 Решение Арбитражного суда Костромской области N А31-13092/12