Нижний Новгород |
|
03 ноября 2010 г. |
Дело N А17-1139/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01.11.2010.
Постановление изготовлено в полном объеме 03.11.2010.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Бердникова О.Е.,
судей Базилевой Т.В., Шутиковой Т.В.
при участии представителей
от заинтересованных лиц: Шалашовой Н.А. (доверенность от 31.05.2010 N 34-1403),
Шершовой А.С. (доверенность от 17.05.2010 N 34-1260),
Козловой Е.С. (доверенность от 18.05.2010)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заявителя -
Региональной службы по тарифам Ивановской области
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 12.07.2010,
принятое судьями Герасимовым В.Д., Калиничевой М.С., Кочешковой М.В.,
по делу N А17-1139/2010
по заявлению Региональной службы по тарифам Ивановской области
о признании недействующими постановлений администрации городского округа
Кинешма Ивановской области от 27.11.2009 N 3589п и 3590п
и у с т а н о в и л :
Региональная служба по тарифам Ивановской области (далее - РСТ Ивановской области) обратилась в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о признании недействующими постановлений администрации городского округа Кинешма Ивановской области (далее - Администрация) от 27.11.2009 N 3589п "Об установлении тарифа на водоотведение для муниципального унитарного предприятия "Водоканал"" и от 27.11.2009 N 3590п "Об установлении тарифа на холодную воду (коммунальный ресурс), производимую муниципальным унитарным предприятием "Водоканал"".
Решением суда от 12.07.2010 в удовлетворении заявленного требования о признании недействующим постановления Администрации от 27.11.2009 N 3589п РСТ Ивановской области отказано. В части рассмотрения заявления РСТ Ивановской области о признании недействующим постановления Администрации от 27.11.2009 N 3590п производство по делу прекращено.
В апелляционном суде дело не рассматривалось.
Не согласившись с решением суда в части отказа в признании недействующим постановления Администрации от 27.11.2009 N 3589п, РСТ Ивановской области обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суд первой инстанции неполно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела. МУП "Водоканал" является правопреемником ранее действовавшей организации, оказывавшей услуги в сфере водоснабжения и водоотведения на территории городского округа Кинешма, следовательно, в отношении данной организации должны применяться предельные индексы максимально возможного изменения установленных тарифов. При этом органом местного самоуправления в течение 2007 - 2009 годов устанавливались тарифы по спорным видам услуг. Таким образом, постановление Администрации от 27.11.2009 N 3589п "Об установлении тарифа на водоотведение для муниципального унитарного предприятия "Водоканал" не соответствует пункту 7 части 2 статьи 5 Федерального закона Российской Федерации от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса".
Подробно доводы заявителя приведены в жалобе. Ходатайством от 19.10.2010 N 8-1872 РСТ Ивановской области просила рассмотреть жалобу без участия представителя.
Администрация и МУП "Водоканал" в отзывах на кассационную жалобу и их представители в судебном заседании не согласились с доводами РСТ по Ивановской области, указав на законность принятого судебного акта.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 01.11.2010.
Законность решения Арбитражного суда Ивановской области проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, РСТ Ивановской области провела проверку законности и обоснованности установления Администрацией тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, а также тарифов на жилищные услуги на 2010 год в части соблюдения установленных нормативными актами соответствующих предельных индексов.
В ходе проверки выявлены факты превышения предельных индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения и водоотведения в городском округе Кинешма, применительно к МУП "Водоканал" (правопреемника ранее действовавшей в городском округе Кинешма организации (МУП "Объединение коммунального хозяйства"), оказывавшей услуги в сфере водоснабжения и водоотведения), установленные постановлением РСТ Ивановской области на 2010 год от 30.10.2009 N 233 на уровне 114,8% и 114,5% соответственно.
По результатам проверки составлен акт от 25.01.2010 N 8-1 и Администрации направлено предписание от 25.01.2010 N 8-1 о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) организаций коммунального комплекса.
Указанное предписание Администрация не исполнила, поэтому РСТ Ивановской области обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании недействующими постановлений Администрации от 27.11.2009 N 3589п и 3590п.
Руководствуясь статьей 29, частью 3 статьи 191, частью 2 статьи 192, частью 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 7 части 2 статьи 5, пунктом 4 части 3 статьи 17 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", пунктом 53 постановления Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса", пунктом 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", Арбитражный суд Ивановской области отказал РСТ Ивановской области в удовлетворении требования о признании недействующим постановления Администрации от 27.11.2009 N 3589п. Суд исходил из того, что тарифы в отношении МУП "Водоканал" (как вновь созданного юридического лица) должны формироваться на основании экономически обоснованных затрат на производство товаров, оказание услуг организациями жилищно-коммунального комплекса. В остальной части производство по делу прекращено на основании части 7 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, с заявлениями о признании нормативных правовых актов недействующими, если полагают, что такой оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт (часть 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу части 1 статьи 1 Федерального закона Российской Федерации от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Федеральный закон N 210-ФЗ) данный закон устанавливает основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих электро-, тепло-, водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 1 Федерального закона N 210-ФЗ подлежат регулированию, в том числе тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.
Согласно пункту 7 статьи 2 Федерального закона N 210-ФЗ под тарифами на товары и услуги организаций коммунального комплекса понимаются ценовые ставки (одноставочные или двухставочные тарифы), по которым осуществляются расчеты с организациями коммунального комплекса за производимые ими товары (оказываемые услуги) и которые включаются в цену (тариф) для потребителей, без учета надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
В пункте 7 части 2 статьи 5 Федерального закона N 210-ФЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования, тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организаций коммунального комплекса на подключение.
Таким образом, органы местного самоуправления наделены правом устанавливать тарифы.
При этом по смыслу пункта 7 части 2 статьи 5 Федерального закона N 210-ФЗ тарифы на услуги организаций коммунального комплекса, установленные органом местного самоуправления, и надбавки к данным тарифам должны соответствовать предельному индексу, установленному органом регулирования субъекта Российской Федерации.
Постановлением РСТ Ивановской области от 30.10.2009 N 233 установлены предельные индексы изменения тарифов на услуги водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод; для городского округа Кинешма на 2010 год они составили 114,8% и 114.5% соответственно.
РСТ Ивановской области в ходе проверки выявила, что фактически постановление Администрации от 27.11.2009 N 3589п утверждает рост тарифов на услуги водоотведения в 2010 году по сравнению с 2009 годом на 138,6%, что превышает предельные индексы максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения и водоотведения в городском округе Кинешма.
В силу пункта 53 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520, предельные индексы не применяются к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавкам к тарифам организаций, в отношении которых в предшествующем периоде не осуществлялось государственное регулирование тарифов и надбавок.
При установлении юридически значимых обстоятельств для разрешения настоящего дела необходимо учитывать, что, если ранее государственное регулирование тарифов на водоснабжение и водоотведение не осуществлялось (тарифы устанавливаются впервые), необходимо исходить из экономически обоснованных затрат на оказание этих услуг организациями жилищно-коммунального комплекса. Названная позиция сформулирована в информационном письме Федеральной службы по тарифам от 08.09.2006 N СН-4251/5 "По вопросу применения приказа Федеральной службы по тарифам от 01.08.2006 N 168-э/3, в редакции приказа Федеральной службы по тарифам от 11.08.2006 N 179-э/1".
В соответствии с названным письмом Федеральная служба по тарифам России по вопросу применения приложений N 1, 2 и 3 приказа сообщает, что утвержденные значения применяются только в том случае, если ранее по соответствующим организациям осуществлялось регулирование тарифов за жилищные и (или) коммунальные услуги уполномоченными органами (федеральными, органами субъектов Российской Федерации, муниципальными), в соответствии с порядком и процедурами, определенными законодательством Российской Федерации. В противном случае, то есть в случае, если регулирование уполномоченными органами (федеральными, органами субъектов Российской Федерации, муниципальными), в соответствии с порядком и процедурами, определенными законодательством Российской Федерации, ранее не осуществлялись (например, тарифы устанавливаются впервые), при установлении соответствующих тарифов необходимо исходить из экономически обоснованных затрат на оказание услуг организаций жилищно-коммунального комплекса.
На основании толкования указанного письма возможность применения предельных индексов поставлена в зависимость от факта установления тарифов ранее органом местного самоуправления по данному виду услуг, а не от обстоятельств установления тарифов для конкретного юридического лица (смены юридических лиц, оказывающих услуги по водоснабжению и водоотведению).
МУП "Водоканал" является правопреемником ранее действовавшей в городском округе Кинешма организации (МУП "Объединение коммунального хозяйства"), оказывавшей услуги в сфере водоснабжения и водоотведения; в отношении МУП "Объединение коммунального хозяйства" ранее была установлена процедура регулирования тарифов, предусмотренная Федеральным законом N 210-ФЗ, следовательно, при утверждении тарифов для МУП "Водоканал" на 2010 год должен был применяться предельный индекс максимально возможного изменения тарифов, предусмотренный для городского округа Кинешма на 2010 год.
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Ивановской области подлежит отмене, а заявление РСТ Ивановской области - удовлетворению.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, не установлено.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 2 части 1), 288 (частью 2) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 12.07.2010 по делу N А17-1139/2010 в части отказа в признании недействующим постановления администрации городского округа Кинешма Ивановской области от 27.11.2009 N 3589п "Об установлении тарифа на водоотведение для муниципального унитарного предприятия "Водоканал" отменить.
Кассационную жалобу Региональной службы по тарифам Ивановской области удовлетворить.
Признать недействующим постановление администрации городского округа Кинешма Ивановской области от 27.11.2009 N 3589п "Об установлении тарифа на водоотведение для муниципального унитарного предприятия "Водоканал", как несоответствующее пункту 7 части 2 статьи 5 Федерального закона Российской Федерации от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса".
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.Е. Бердников |
Судьи |
Т.В. Базилева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пункте 7 части 2 статьи 5 Федерального закона N 210-ФЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования, тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организаций коммунального комплекса на подключение.
Таким образом, органы местного самоуправления наделены правом устанавливать тарифы.
При этом по смыслу пункта 7 части 2 статьи 5 Федерального закона N 210-ФЗ тарифы на услуги организаций коммунального комплекса, установленные органом местного самоуправления, и надбавки к данным тарифам должны соответствовать предельному индексу, установленному органом регулирования субъекта Российской Федерации.
...
В силу пункта 53 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520, предельные индексы не применяются к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавкам к тарифам организаций, в отношении которых в предшествующем периоде не осуществлялось государственное регулирование тарифов и надбавок.
...
МУП "Водоканал" является правопреемником ранее действовавшей в городском округе Кинешма организации (МУП "Объединение коммунального хозяйства"), оказывавшей услуги в сфере водоснабжения и водоотведения; в отношении МУП "Объединение коммунального хозяйства" ранее была установлена процедура регулирования тарифов, предусмотренная Федеральным законом N 210-ФЗ, следовательно, при утверждении тарифов для МУП "Водоканал" на 2010 год должен был применяться предельный индекс максимально возможного изменения тарифов, предусмотренный для городского округа Кинешма на 2010 год."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 3 ноября 2010 г. N Ф01-3375/10 по делу N А17-1139/2010
Хронология рассмотрения дела:
03.11.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-3375/10