Нижний Новгород |
|
22 января 2014 г. |
Дело N А11-2390/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2014 года.
В полном объеме постановление изготовлено 22 января 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Тютина Д.В.,
судей Чижова И.В., Базилевой Т.В.
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району города Владимира
на решение Арбитражного суда Владимирской области от 21.06.2013,
принятое судьей Мокрецовой Т.М., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2013,
принятое судьями Кирилловой М.Н., Москвичевой Т.В., Белышковой М.Б.,
по делу N А11-2390/2013
по заявлению открытого акционерного общества "Российский Сельскохозяйственный банк" о взыскании с Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району города Владимира процентов в размере 160 871 рубля 96 копеек
и у с т а н о в и л :
открытое акционерное общество "Российский Сельскохозяйственный банк" (далее - ОАО "Россельхозбанк", Общество) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о взыскании с Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району города Владимира (далее - Инспекция, налоговый орган) 160 871 рубля 96 копеек, процентов, начисленных на сумму излишне взысканных налогов, пеней, штрафов.
Решением Арбитражного суда Владимирской области от 21.06.2013 заявленное требование удовлетворено.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2013 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Инспекция не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их, принять по делу новый судебный акт, в удовлетворении заявленного требования отказать.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили пункт 5 статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. По мнению Инспекции, основания для взыскания с налогового органа процентов согласно пункту 5 статьи 79 НК РФ отсутствуют, поскольку обязанность по уплате доначисленного по решению Инспекции налога была исполнена Обществом добровольно, принудительное взыскание налога на прибыль не производилось, поручение на списание денежных средств в банковское учреждение не направлялось.
Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
ОАО "Россельхозбанк", Инспекция отзывы на кассационную жалобу не представили.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителей не направили.
Законность принятых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 9 провела выездную налоговую проверку ОАО "Россельхозбанк" за период с 01.01.2006 по 31.12.2008, по результатам которой составила акт от 17.11.2009 N 14-05/05 и вынесла решение от 25.12.2009 N 14-21/325 о привлечении Общества к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде штрафа в размере 62 835 754 рублей за неуплату налога на прибыль. Указанным решением Обществу начислены пени по налогу на прибыль в общей сумме 55 827 034 рубля 26 копеек и предложено уплатить недоимку по налогу на прибыль в общей сумме 422 243 668 рублей.
На основании указанного решения в адрес Общества Инспекцией выставлено требование от 22.03.2010 N 3180/1.
Во исполнение указанного требования Общество перечислило в бюджет 2 684 540 рублей 73 копейки.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.10.2010 по делу N А56-24948/2010 решение Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 9 от 25.12.2009 N 14-21/325 признано недействительным в части доначисления Обществу налога на прибыль в размере 422 168 637 рублей, соответствующих сумм пеней и налоговых санкций по эпизодам, изложенным в пунктах 1.1, 1.2.1, 1.2.2 мотивировочной части решения, по определенным пунктам резолютивной части решения. Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 15.02.2011 постановление суда апелляционной инстанции от 13.10.2010 оставлено без изменения.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения Общества в Инспекцию с заявлением от 10.11.2010 N 21-1-1-11/3793 о возврате ему в порядке, установленном в статье 79 НК РФ, излишне взысканных налогов, пеней и штрафов с начисленными на них процентами.
По результатам рассмотрения указанного заявления Инспекция вынесла решение от 07.12.2010 N 15837-15839 о возврате 2 684 540 рублей 73 копеек излишне взысканных налогов, пеней и штрафов. Требование Общества об уплате процентов осталось без удовлетворения.
Посчитав свои права нарушенными, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с Инспекции процентов в размере 160 871 рубля 96 копеек, начисленных за несвоевременный возврат излишне взысканных налогов, пеней и штрафных санкций.
Руководствуясь подпунктом 5 пункта 1 статьи 21, подпунктом 7 пункта 1 статьи 32, пунктами 1, 3, 5, 9 статьи 79 НК РФ, Арбитражный суд Владимирской области пришел к выводу об обоснованности требования о взыскании с Инспекции спорной суммы процентов.
Апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 32 НК РФ налоговые органы обязаны принимать решения о возврате налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов, направлять оформленные на основании этих решений поручения соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения и осуществлять зачет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном названным НК РФ.
Порядок возврата суммы излишне взысканного налога установлен в статье 79 НК РФ.
В соответствии с пунктом 3 статьи 79 НК РФ заявление о возврате суммы излишне взысканного налога может быть подано налогоплательщиком в налоговый орган в течение одного месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, или со дня вступления в силу решения суда.
В случае, если установлен факт излишнего взыскания налога, налоговый орган принимает решение о возврате суммы излишне взысканного налога, а также начисленных в порядке, предусмотренном пунктом 5 настоящей статьи, процентов на эту сумму.
На основании пункта 5 статьи 79 НК РФ сумма излишне взысканного налога подлежит возврату с начисленными на нее процентами в течение одного месяца со дня получения письменного заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога. Проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной действовавшей в эти дни ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Довод налогового органа о том, что пункт 5 статьи 79 НК РФ не подлежит применению, поскольку спорная сумма является излишне уплаченной, а не излишне взысканной, подлежит отклонению, как несостоятельный.
Согласно позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 27.12.2005 N 503-О, возврат сумм налога, перечисленных налогоплательщиком в бюджет на основании признанного впоследствии незаконным (недействительным) требования об уплате налога, с начисленными на них процентами является обязанностью налоговых органов.
Оценка сумм налогов как излишне уплаченных или излишне взысканных в целях применения положений статей 78 и 79 НК РФ должна производиться в зависимости от основания, по которому было произведено исполнение налоговой обязанности, признанной в последующем отсутствующей, а именно: было ли оно произведено на основании налоговой декларации, в которой оспариваемая сумма налога была исчислена налогоплательщиком самостоятельно, либо на основании решения, принятого налоговым органом по результатам налоговой проверки. При этом способ исполнения такой обязанности - самостоятельно налогоплательщиком либо путем осуществления налоговым органом мер по принудительному взысканию - правового значения не имеет (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.04.2012 N 16551/11).
Возврат излишне уплаченных сумм произведен Инспекцией без уплаты процентов.
Расчет процентов, подлежащих начислению на сумму излишне взысканного налога, пеней и штрафа с даты их уплаты по дату их фактического возврата налоговым органом (с 07.04.2010 по 31.12.2010), судами проверен и признан обоснованным.
С учетом изложенного суды правомерно удовлетворили заявленное Обществом требование.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 21.06.2013 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2013 по делу N А11-2390/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району города Владимира - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Д.В. Тютин |
Судьи |
И.В. Чижов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 27.12.2005 N 503-О, возврат сумм налога, перечисленных налогоплательщиком в бюджет на основании признанного впоследствии незаконным (недействительным) требования об уплате налога, с начисленными на них процентами является обязанностью налоговых органов.
Оценка сумм налогов как излишне уплаченных или излишне взысканных в целях применения положений статей 78 и 79 НК РФ должна производиться в зависимости от основания, по которому было произведено исполнение налоговой обязанности, признанной в последующем отсутствующей, а именно: было ли оно произведено на основании налоговой декларации, в которой оспариваемая сумма налога была исчислена налогоплательщиком самостоятельно, либо на основании решения, принятого налоговым органом по результатам налоговой проверки. При этом способ исполнения такой обязанности - самостоятельно налогоплательщиком либо путем осуществления налоговым органом мер по принудительному взысканию - правового значения не имеет (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.04.2012 N 16551/11)."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 22 января 2014 г. N Ф01-12909/13 по делу N А11-2390/2013